РБК Компании

Как и зачем российские вузы запускают стартап-студии

В России к 2030 году будет создано 50 стартап-студий в рамках федпроекта «Платформа университетского технологического предпринимательства»
Как и зачем российские вузы запускают стартап-студии
Источник изображения: Пресс-служба ПУТП
Максим Чепезубов
Максим Чепезубов
Эксперт федерального проекта Минобрнауки России «Платформа университетского технологического предпринимательства»

Эксперт федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства», директор департамента инфраструктурных проектов Фонда инфраструктурных и образовательных программ.

Подробнее про эксперта

Все больше российских вузов стремятся создавать собственные университетские стартап-студии. Сегодня их сеть раскинулась по всей стране — от Калининграда до Владивостока. Что дает развитие этого направления самим вузам и как на базе стартап-студий рождаются новые межуниверситетские коллаборации рассказал директор департамента инфраструктурных проектов Фонда инфраструктурных и образовательных программ Максим Чепезубов.

Как, зачем и где создаются университетские стартап-студии?

Давайте начну с того, что Фонд инфраструктурных и образовательных программ является одним из операторов федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Это большой проект, основная цель которого — массовое вовлечение студентов в предпринимательскую деятельность. Мы хотим, чтобы студент за время учебы мог на практике попробовать себя в роли предпринимателя, в роли создателя технологического стартапа. Причем сделать это в максимально безрисковом режиме, когда вся система настроена на то, чтобы он реализовал именно эту компетенцию.

Федеральный проект имеет несколько инструментов. Часть из них отвечает за вовлечение — это тренинги предпринимательских компетенций, ситуационные программы. Они формируют у студента первичное понимание: ребята в формате деловой игры пробуют встать на предпринимательскую позицию, а система аналитики оценивает их действия и делает выводы. Дальше вступают более серьезные инвестиционные инструменты, одним из которых являются университетские стартап-студии. С 2022 года мы запустили уже 21 стартап-студию. Это фактически мини-венчурные фонды, созданные с участием университетов.

Сегодня они охватывают пространство от Калининграда до Дальнего Востока, география — вся страна. И количество студий будет расти каждый год. До 2030 года мы будем запускать по шесть новых студий ежегодно, доводя их число до 50.

По какому принципу выбирается место будущей студии?

Подать заявку на создание стартап-студии может любой университет. Обязательное условие — найти промышленного партнера и представить стратегию развития студии. Она включает в себя направления проектов, концепцию вовлечения студентов, встраивание в существующую инновационную экосистему вуза. Заявки собираются на конкурсной основе, проводится отбор. С победителями мы, как оператор, создаем венчурный фонд, где с их стороны идет софинансирование, с нашей — основное финансирование.

Финансирование со стороны ФИОП в разы больше, чем участие университета и промышленного партнера. Ключевое, что нужно от вуза, — не деньги, а потенциал развертывания инфраструктуры, вовлеченность ректора. Промышленный партнер дает свою повестку, может запускать стартапы в знакомых ему нишах. Мы, как ФИОП, являемся транслятором финансов от Министерства образования и даем методологию, как серийно, быстро и качественно запускать студенческие стартапы.

Какие существуют формы отчетности для университетских стартап-студий?

Основной формой отчетности является количество вовлеченных в деятельность студии стартапов и студентов. Социальная функция для нас наравне с инвестиционно-коммерческой. Мы следим, чтобы это не превращалось в классический венчурный фонд, где взрослые люди запускают какие-то стартапы. Фокус однозначно на университете и вовлечении студентов.

Можете назвать пятерку стартап-студий, которые показывают наиболее убедительные результаты?

Их таких на самом деле гораздо больше. Но давайте назовем пять. Во-первых, это Физтех, МФТИ — они стараются максимально распаковать свой научный потенциал. У них интересные проекты в области искусственного интеллекта, беспилотников, генетики.

Во-вторых, Томская стартап-студия. Она уникальна тем, что объединяет три университета: Томский государственный университет, Томский политехнический университет и Томский университет систем управления и радиоэлектроники. У них динамично развивается портфель проектов, они уже привлекают внешних инвесторов.

Грозненский государственный нефтяной технический университет и его УСС. Здесь хочется отметить вовлеченность вуза в развитие технологической инфраструктуры. Четвертый пример — стартап-студия Мордовского государственного университета имени Огарева. Они используют доменный принцип развития, специализируясь на 3-4 технологических направлениях, что позволяет быстрее проходить экспертизу.

Стартап-студия Центра Алмазова — это первая и пока единственная медицинская студия. Здесь мы пытаемся конвертировать глобальный научный задел в области медицины в технологические стартапы. Также стоит отметить стартап-студию Санкт-Петербургского государственного ветеринарного университета — в ней развивается много проектов, в том числе для АПК.

Странно, что в этой компании не оказалось Политеха и других крупных вузов…

Мы видим в нашем проекте скорее дополнительный эффект. Сильные университеты уже обладают развитыми элементами экосистемы. А тем, кто только хочет формировать эту культуру и среду, наша помощь нужнее.

В чем интерес университетов? Что дает им запуск стартап-студии?

У меня есть опыт работы с ректорами, которые задают вопрос «зачем мне это?» и все равно подаются на программу. В такой ситуации мы можем отзеркалить и спросить их: «А вам зачем это?». И здесь появляются интересные ответы.

Первое — вузы видят возможность показать себя на рынке образования. Возможность попробовать себя в роли технологического предпринимателя.

Второй момент. УСС — действенный инструмент коммерциализации научного задела. У вуза появляется инвестиционный инструмент для правильной, умной коммерциализации имеющихся разработок.  

Еще одна причина — формирование будущего эндаумент-фонда. Успешные выпускники-предприниматели могут вернуться в альма-матер с собственными инвестициями.

Стартап-студии берут проекты только своего университета?

Не обязательно. Стартап-студии не замыкаются исключительно на потенциале своего университета, они расширяют межвузовскую кооперацию. Например, стартап-студия МИЭТ в кооперации со студенческой командой университета ИТМО развивают проект «КвантКад» в области проектирования фотонных интегральных схем.  Сразу три университета в стартап-студии Томска — ТГУ, ТПУ и ТУСУР — системно развивают проекты в области биотехнологий для сельского хозяйства.

Отмечу, что стартап-студия, инвестируя в стартапы на ранних стадиях, выполняет не только и не столько роль финансового инструмента, но также сетевую акционерную, «проактивную» роль в развитии компании: сюда входит и доукомплектование, а в ряде случаев и формирование команды, и помощь с самоопределением стартапа, с нетворкингом (участие в первых переговорах с потенциальными заказчиками), ведет общение с инвестиционными фондами и т.д.

Кто же будет работать на производствах, если все студенты станут предпринимателями?

Станет ли студент в итоге предпринимателем — большой вопрос, зависящий от многих факторов. Но за время работы в стартап-студии он многому научится в части soft skills — коммуникации, выстраиванию стратегий развития, моделированию ситуаций, ведению переговоров. Эти навыки пригодятся в любой сфере, так как все уважающие себя компании используют так называемый проектный подход. А проектный подход в развитии стартапа очень концентрированный, сразу дающий результат. Поэтому мы даем возможность попробовать себя максимальному количеству студентов. Даже если не все станут предпринимателями, полезные навыки останутся у каждого.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации22.10.2010
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Академический, пр-кт 60-летия Октября, д. 10а
ОГРН 1107799030118
ИНН / КПП 7728116275 772801001

Контакты

Адрес 125009, Россия, г. Москва, ул. Тверская, д. 11, стр. 1
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия