РБК Компании

Импортозамещение должно помогать банкам зарабатывать

Алексей Лебедев, руководитель направления по работе с финансовым сектором группы «Рексофт», об актуальных трендах цифровизации банков
Импортозамещение должно помогать банкам зарабатывать
Алексей Лебедев
Алексей Лебедев
Руководитель направления по работе с финансовым сектором группы «Рексофт»

Отвечает за развитие бизнеса в сферах финансов и инвестиционных рынков

Подробнее про эксперта

В прошлом году законодательно было указано о необходимости перехода на отечественное ПО, однако банки выступили с предложением отсрочить эту историю. В чем основные причины этой просьбы?

Наиболее жесткие требования ЦБ установил в отношении платформ и инфраструктуры для платежей, которые должны быть переведены на российский стек с максимальным приоритетом. Насколько я знаю, большая часть банков к этому уже готова.

Однако импортозамещение в банковской отрасли, как и в любой другой, затрагивает весь технологический стек — это прикладные решения, системное ПО, ИТ-инфраструктура, банковское оборудование (например, банкоматы). Проблема в том, что это все сложные комплексные проекты с сжатыми сроками, где зачастую нет возможности выбора решения. Банки ждут от рынка готовых решений, а их нет или они закрывают лишь фрагменты процессов и не полностью соответствуют нефункциональным требованиям. Например, есть сложность с заменой баз данных Oracle. Главная альтернатива последних двух лет — это PostgreSQL, на которую мигрируют «Сбер», Газпромбанк, «Яндекс», «Авито» и другие. Уверен, что каждый банк уже попробовал в какой-то части ландшафта использовать эту или другую российскую СУБД. Но пока примеры использования PostgreSQL связаны с относительно небольшими объемами обрабатываемых данных. Основная задача сейчас — это сделать так, чтобы по параметрам и нагрузкам, которые есть у передовых банков, приблизить эту платформу к возможностям Oracle.

Импортозамещение шло бы быстрее, если бы у банков было четкое понимание, как они могут на этом заработать. Поэтому, на мой взгляд, основное, что не позволяет банкам двигаться с более высокой скоростью — это отсутствие бизнес-драйвера. Поменяв одну систему на другую, банк не получает конкурентного преимущества на рынке. Но если в рамках импортозамещения он поставит перед собой дополнительные задачи, например, переосмыслить путь клиента, найти новые точки соприкосновения и возможность предложить новый продукт и тем самым получить дополнительный эффект для бизнеса, то это может стать катализатором и придать импульс импортозамещению.

Какие банковские услуги сейчас больше всего зависимы от западных вендоров? Какие системы заменить сложнее всего?

Здесь вопрос, скорее, стоит в расстановке приоритетов, нежели в сложности перехода — невозможно сразу заменить все процессы, решения и оборудование, и это понятно каждому. Фронтальные решения и платежная инфраструктура, в целом, уже переведены на новые платформы. Для поддержки дистанционного банковского обслуживания и партнерских программ используются либо системы на базе отечественных или открытых технологий, либо ПО собственной разработки. Как правило, нет проблем с кредитным конвейером: на рынке есть много систем и движков для автоматизации бизнес-процессов для розничного и корпоративного кредитования, в том числе для малого и среднего бизнеса. Хуже обстоит ситуация с системным ПО, средствами виртуализации, системами поддержки принятия решений и СУБД.

Тем не менее банкам приходится в ускоренном порядке менять архитектуру систем и формировать новый ИТ-ландшафт, легализовывать решения в контексте импортозамещения. В отношении систем критической инфраструктуры, в частности, АБС и процессинговых платформ, пока еще идут процессы перехода и экспериментов. Примеров, когда банки за счет собственных сил или с помощью партнеров смогли полностью уйти в импортозамещение — единицы. Но прогресс в обеспечении технологической независимости очевиден, успехи здесь есть.

Банки традиционно достаточно много тратят ресурсов на развитие собственных ИТ-подразделений и кэптивных ИТ-компаний. В целом на рынке заметен тренд на расширение внутренней разработки. Как это влияет на импортозамещение? Насколько в таких проектах задействованы внешние поставщики ИТ-услуг?

Очевидно, что там, где у банка есть собственная сильная экспертиза, нет смысла привлекать внешнего подрядчика. Но при переводе критических высоконагруженных платформ требуется комплексный подход. Нужны бизнес- и технологический консалтинг, аудит, всесторонняя оценка возможных рисков и ИТ-решений. При этом важно не потерять в качестве и надежности оказываемых банковских услуг. Здесь сложно обойтись без профессиональных ИТ-партнеров. У нас есть опыт и компетенции, чтобы сопровождать заказчика на всем пути трансформации — от разработки бизнес- и цифровой стратегии до внедрения платформ и помощи с оптимизацией инфраструктуры.

Здесь сложно обойтись без профессиональных ИТ-партнеров. К примеру, есть задача — пересмотреть клиентский путь. Мы работаем так: анализируем, где можно улучшить и дополнить пользовательский опыт, устранить разрывы, если они есть, пересобрать различные этапы. И уже для нового варианта предлагаем готовые компоненты из тех, что есть на рынке, или заказные решения, если платформы с нужными параметрами отсутствуют. В результате банк не только не теряет в качестве клиентских сервисов и продуктов, но и улучшает их, сохраняет и преумножает доверие клиентов. При этом создается технологическая основа для получения преимущества в долгосрочной перспективе и решается задача импортозамещения. Подход был разработан на основе более чем 20 летнего опыта нашей команды по цифровизации финансового сектора, и сейчас мы его активно применяем в ряде российских банков.

Есть ли проблема в наличии ИТ-специалистов, обладающих необходимыми знаниями для того, чтобы развернуть новые банковские системы?

Так как сроки импортозамещения достаточно сжатые, потребность в квалифицированных специалистах выросла в разы. Кроме того, параллельно продолжают реализовываться проекты по цифровой трансформации, связанные, например, с большими данными, блокчейном, искусственным интеллектом, что также влияет на рынок ИТ-труда. Банкам нужны те же специализации, которые были популярны последние два года: это Java, JavaScript и фреймворки, Python, микросервисная история — Spring и Spring Boot, Scala, Kotlin. Поэтому проблема нехватки кадров ощущается достаточно сильно.

К специалистам выдвигаются и новые требования. Компании хотят, чтобы сотрудник не только имел нужные технологические компетенции, но и умел говорить с бизнес-заказчиком на одном языке.

Как обстоят дела с оборудованиями? Можно ли ему подобрать замену сейчас?

Проблемы с закупкой оборудования нет. Банки приобретают железо через параллельный импорт. Также существует ряд российских компаний, которые производят сервера и поставляют их на рынок. Но сложность в том, что мощности этих поставщиков недостаточно, чтобы обеспечить необходимым железом всю ИТ-инфраструктуру. К тому же, сохраняется высокая стоимость на российское оборудование.

Помимо импортозамещения, какие еще актуальные для банков тренды вы видите на рынке сейчас и в 2024 году?

Я жду роста проектов, связанных с использованием больших языковых моделей. При обслуживании клиентов наличие решений, способных понимать и генерить информацию на обычном человеческом языке, может кардинально поменять пользовательский опыт и тем самым дать серьезные преимущества банку. Банки и сейчас используют AI, но больше в контексте снижения затрат и управления рисками.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Публикация компании

Достижения

Рост более чем в 2 раза за 2023В 2023 году группа «Рексофт» достигла отметки выручки в 3,35 млрд руб. и 1 500 сотрудников
«Компания будущего 2023»Проект «Рексофт» для Домодедово победил в премии «Компания будущего 2023»
Финалист рейтинга HH.ruФиналист рейтинга работодателей России HH.ru
Премия «Горная индустрия 4.0»За проект «Предиктивная диагностика и контроль эксплуатации техники СДО» для АО «Кольская ГМК»
ТОП-1000 российских менеджеровРуководители «Рексофт» вошли в рейтинг «ТОП-1000 российских менеджеров» Ассоциации менеджеров

Профиль

Дата регистрации30.05.1991
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Санкт-Петербург, вн.тер.г. муниципальный округ Аптекарский остров, пр-кт Медиков, д. 3 литера А, помещ. 4н, офис 310
ОГРН 1027801578628
ИНН / КПП 7802020639 781301001

Контакты

Адрес 125047, Россия, г. Москва, Бутырский вал, д. 10, этаж 11
Телефон +74952521999

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия