Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Главная NSCAR 28 октября 2025

Человеческий фактор: как DSM-системы меняют подход к безопасности

Усталость и отвлечение водителя — главные причины ДТП. Как технологии DSM помогают перевозчикам вовремя выявлять риски и повышать дисциплину
Человеческий фактор: как DSM-системы меняют подход к безопасности
Источник изображения: Личный архив компании
Юрий Марьинский
Юрий Марьинский
Главный инженер по системам видеонаблюдения и мониторинга транспорта компании NSCAR

Эксперт по проектированию и внедрению систем видеонаблюдения и мониторинга автопарков. Специализируется на интеграции телематики, видеоаналитики и IoT, повышении безопасности и эффективности.

Подробнее про эксперта

В сфере коммерческих перевозок, будь то логистика или общественный транспорт, подавляющее большинство дорожно-транспортных происшествий связано с человеческим фактором. Статистика неизменно показывает, что ключевыми причинами аварий становятся не отказы техники, а усталость, отвлечение внимания и, как крайняя форма, микросон водителя.

Традиционные методы контроля, такие как тахографы, решают эту проблему лишь отчасти. Они фиксируют соблюдение режима труда и отдыха (РТО), но не могут оценить реальное психофизиологическое состояние человека за рулем. Водитель может формально не нарушать РТО, но при этом быть сонным из-за недосыпа или отвлекаться на смартфон, что создает прямую угрозу безопасности.

Именно для нейтрализации этих неочевидных рисков были разработаны технологии контроля состояния водителя, известные как DSM (Driver State Monitoring).

Как это работает: фиксация, а не предположение

Современные системы DSM — это, как правило, комплекс из специализированной камеры, направленной на лицо водителя, и вычислительного модуля. С помощью алгоритмов машинного зрения и нейросетей система в реальном времени анализирует ключевые маркеры состояния.

система DSM

Она отслеживает положение головы, частоту и длительность моргания, фиксирует зевки. На основе этих данных технология с высокой точностью определяет признаки сонливости или засыпания.

Кроме того, продвинутые системы способны распознавать конкретные отвлекающие факторы, такие как разговор по мобильному телефону за рулем, курение или длительное отвлечение взгляда от дороги.

Специалисты компании объясняют работу системы DSM с примерами на практике:
 

От реакции водителя к проактивной работе бизнеса

Ценность таких технологий для транспортной компании раскрывается на двух уровнях.

1. Мгновенное предотвращение инцидента. Первая линия защиты — это сам водитель. При фиксации опасного состояния (например, закрытие глаз на несколько секунд) система немедленно подает громкий звуковой или голосовой сигнал в кабине. Зачастую этого резкого сигнала достаточно, чтобы вывести водителя из состояния микросна и предотвратить неминуемое ДТП.

2. Проактивное управление безопасностью. Второй, и с точки зрения бизнеса более важный уровень, — это телематика. Системы DSM, интегрированные с платформами онлайн-мониторинга, не просто будят водителя, но и мгновенно отправляют тревожное событие (event) диспетчеру или ответственному за безопасность.

Это кардинально меняет подход к управлению рисками. Служба безопасности не ждет возвращения транспорта в парк, чтобы проанализировать «черный ящик», а получает сигнал об опасном вождении в режиме реального времени. Диспетчер может немедленно связаться с водителем и потребовать сделать обязательную остановку для отдыха.

Влияние на дисциплину и аналитику

Внедрение объективного контроля за состоянием водителей оказывает и долгосрочный эффект. Зная, что система фиксирует нарушения, водители начинают более ответственно подходить к своим обязанностям и режиму отдыха. Многочисленные отзывы клиентов транспортных компаний подтверждают, что после установки таких систем уровень дисциплины в автопарке заметно возрастает.

Для руководства компании DSM становится инструментом объективной аналитики. Система собирает статистику по каждому сотруднику: кто из водителей систематически игнорирует отдых, кто чаще других отвлекается на телефон. Эти данные позволяют выявлять группы риска и проводить точечную работу с персоналом, а не применять общие меры ко всему коллективу.

В конечном счете, технологии контроля состояния — это не просто способ избежать штрафов, а эффективный инструмент для перехода от реактивной модели (разбор последствий ДТП) к проактивному управлению безопасностью, основанному на объективных данных.

Источники изображений:

Личный архив компании NSCAR

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

ЦКР Что такое метод «5 почему»

Публикация компании

Контакты

Адрес
Россия, г. Москва, Рубцовская наб., д. 3, стр. 1
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия