Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Новый утильсбор: какие машины подорожают и куда сместится спрос

Грядет резкий рост утильсбора. Узнайте, коснутся ли изменения вашего автомобиля
Новый утильсбор: какие машины подорожают и куда сместится спрос
Источник изображения: Нейросеть ChatGPT
Сергей Ткачев
Сергей Ткачев
Финансовый советник

Private Banking: Investment Adviser. Работа с VIP клиентами: крупный бизнес, топ-менеджмент. Общий портфель клиентом на фондовом рынке ~3 млрд рублей

Подробнее про эксперта

Утилизационный сбор: как изменятся ставки и чего ждать автолюбителям

С 1 декабря 2025 года в России вступают в силу новые правила расчета утилизационного сбора.  Изменения призваны скорректировать налоговую нагрузку на автомобили в условиях дефицитного бюджета.  В отличие от существующей системы, где сбор для физических лиц составляет 3,4 тыс. руб., новая модель вводит прогрессивную шкалу в зависимости от мощности двигателя и его объема.  Аналитики прогнозируют, что эти изменения по‑разному повлияют на различные категории автомобилей и могут скорректировать структуру спроса на рынке.

Новый утильсбор: какие машины подорожают и куда сместится спрос

Базовая ставка и прогрессивный коэффициент

Базовая ставка будет рассчитываться исходя из типа и объема двигателя, а коэффициент — по прогрессивной шкале мощности.  Это означает, что чем мощнее мотор, тем выше итоговая сумма сбора.  Важное исключение: льготные коэффициенты (3,4 тыс. руб. для новых машин и 5,2 тыс. руб. для автомобилей старше трех лет) сохранятся для автомобилей с мощностью до 160 л. с.  По оценкам экспертов, такие автомобили составляют большинство автопарка, поэтому для массовых седанов и кроссоверов налоговая нагрузка останется на прежнем уровне.

Автомобили с двигателями мощностью свыше 160 л. с. будут облагаться коммерческими ставками.  В действующем законодательстве для физических лиц ставка составляет 3,4 тыс. руб., но по новым правилам она может исчисляться миллионами.  Это затронет прежде всего крупные кроссоверы, премиальные модели и автомобили, привезенные по схеме параллельного импорта.

Реальные примеры роста сборов

По оценкам дилеров, рост для автомобилей с мощным двигателем будет кратным.  Эксперты приводят несколько ориентировочных примеров:

  • Kia Sorento (194 л. с.).  Действующая ставка для физлица — 3,4 тыс. рублей.  По новой коммерческой шкале сбор может составить около 1,9 млн рублей, что означает рост почти на 1,9 млн руб.
  • BMW X3 (252 л. с.).  Сейчас сбор составляет 3,4 тыс. руб., но после изменений ставка может достигнуть примерно 2,5 млн руб., что делает покупку этого автомобиля менее привлекательной.
  • Hyundai Custo (2,0 Turbo, >160 л. с.).  По оценкам экспертов, утильсбор может вырасти до 1,5–2 млн руб. в зависимости от конфигурации двигателя.

Для большинства популярных автомобилей мощностью до 160 л. с. никаких изменений не предусмотрено.  В льготной категории остаются модели Hyundai Solaris, Kia Rio, Lada Vesta, Volkswagen Polo, Toyota Corolla, Mazda CX‑5, Skoda Karoq, Kia Seltos и другие.  Это означает, что на массовый сегмент снижение доступности мощных иномарок повлияет слабо.

Кто останется, а кто уйдет

Аналитики отмечают, что новые правила фактически вытеснят из России часть мощных иномарок.  Под повышение попадают многие кроссоверы, минивэны и седаны иностранных брендов — среди них Honda UR‑V, CR‑V и Accord; Hyundai Custo и Tucson (200 л. с.); Kia Carnival и Sorento; Toyota RAV4 и Camry 2,5; Volkswagen Tayron/Tiguan; Subaru Forester; Geely Monjaro; Tank 300.  В отдельных случаях новые ставки приводят к удорожанию на 1–2 млн рублей и более, что делает импорт таких моделей экономически невыгодным.

В зеленой зоне остаются автомобили с мощностью до 160 л. с., в том числе Toyota Corolla, Honda Vezel, Volkswagen Tharu, Skoda Karoq, BMW X1/X2, Mazda CX‑5 (155 л. с.).  Согласно прогнозам, спрос может сместиться в сторону отечественных и китайских брендов, продукция которых чаще оснащается менее мощными двигателями.

Риски и перспективы рынка

С одной стороны, введение прогрессивной шкалы позволит увеличить бюджетные поступления, не затрагивая массовый сегмент.  С другой — новая система может привести к снижению ассортимента мощных иномарок и стимулировать «старение» автопарка, поскольку владельцы будут дольше ездить на существующих автомобилях.  Эксперты также ожидают, что доля параллельного импорта сократится, а внимание покупателей перейдет к официальным поставщикам и моделям с мощностью до 160 л. с.

Новый утильсбор: какие машины подорожают и куда сместится спрос

Итоги

Реформа утилизационного сбора — это попытка создать гибкую систему, которая учитывает экологические цели и потребности бюджета.  Для большинства массовых автомобилей изменения будут незаметны; значительно увеличится лишь сбор на мощные модели, что должно стимулировать выбор более экономичных и доступных автомобилей.  Потенциальным покупателям стоит заранее учитывать, что автомобили с двигателями мощностью свыше 160 л. с. подорожают.  Во избежание неожиданностей при покупке рекомендуется уточнять расчет утильсбора у дилеров и обращать внимание на официальные источники.

Источники изображений:

Нейросеть ChatGPT

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Работаю с лидерами бизнесаКонсультирую владельцев и топ-менеджеров среднего и крупного бизнеса
Доверяют большие деньгиОбщий капитал клиентов на бирже ~3 млрд рублей

Профиль

Дата регистрации
8 ноября 2021
Регион
Нижегородская область
ОГРНИП
321527500120798
ИНН
525016070496

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия