Рост сегмента готовой еды стимулирует M&A-сделки в отрасли
Торговые сети проявляют все больше интереса к сегменту готовой еды: магазины превращаются в точки быстрого питания, а фабрики-кухни — в стратегические активы

Эксперт в M&A, Private Equity и инвестиционном банкинге. Занимал руководящие должности в УК «Тройка Диалог», Сбербанке и BCS Ultima. Экс-владелец и гендиректор агентства «Рус-Рейтинг»
Анализ сегмента готовой еды
В 2024 году российский рынок готовых блюд продемонстрировал значительный рост. Согласно исследованию компании «BusinesStat», продажи первых и вторых блюд увеличились на 13%. Похожие цифры приводит «INFOLine-Аналитика»: общий объем российского рынка готовой еды, включая HoReCa и розничную торговлю, вырос на 14,6% в 2024 году, достигнув 5,8 трлн рублей.
Столь выраженную динамику можно объяснить несколькими факторами. Среди них, во-первых, выход на рынок миллениалов, которые высоко ценят свободное время и хотят посвящать его более интересным занятиям, нежели приготовление пищи. К тому же стоимость часа работы в крупных городах вполне сопоставима с ценой обеда, привезенного сервисом доставки или купленного в супермаркете. Согласно исследованию «Нильсен», 88% респондентов покупают еду, которую достаточно разогреть перед употреблением, именно с целью сэкономить время.
Во-вторых, трансформируется образ жизни россиян: все больше становится одиноких людей; нередко они живут в небольших студиях, в которых даже не предусмотрены полноценные кухни. В-третьих, рост спроса стимулируется повышением качества предложения. Например, в розничных FMCG-сетях стремительно расширяется ассортимент готовых блюд. Они разнообразны, многие из них вполне соответствуют принципам здорового питания и не уступают по вкусу аналогам домашней кухни.
По данным сервиса доставки из магазинов и ресторанов «Купер», большинство заказов готовой еды — 76% — поступают от женщин. К товарам обозначенной категории чаще других обращаются люди в возрасте 25-45 лет. Между тем популярность готовой еды увеличивается у возрастных категорий от 18 до 24 лет, а также 46-55 лет. Почти две трети из тех, кто отдает предпочтение покупным блюдам, — 60% — имеют доход до 80 тысяч рублей в месяц.
Перспективы направления ready-to-eat (RTE) и его влияние на стратегии компаний
Существенный вклад в этот рост внесло активное развитие сегмента готовой еды в розничных сетях, который становится все более востребованным среди потребителей. В 2024 году на ретейл приходилось 16% всего рынка питания вне дома. Эксперты «INFOLine-Аналитики» прогнозируют, что к 2028 году объем рынка готовой еды в России может увеличиться в 1,5 раза по сравнению с 2024 годом и достигнуть 9 трлн рублей, причем четверть объема рынка будет приходиться непосредственно на ретейлеров.
Безусловно, повышение спроса на готовую еду подталкивает участников соответствующего рынка к пересмотру стратегии развития. В последние годы на него зашло много новых игроков, в первую очередь сетевых продовольственных магазинов, которые конкурируют с традиционными кафе, ресторанами и пиццериями. Как правило, развитие идет по нескольким направлениям: собственные производства, сделки с небольшими отраслевыми партнерами и M&A-покупки. Последние помогают быстрее захватывать перспективную нишу.
Так, у «X5» уже две фабрики-кухни в двух стратегически важных регионах: Московской и Ленинградской областях. Причем выйти в северный регион помогла покупка «Nice Ice» в 2024 году, усилившая производственное направление группы. «Магнит» анонсировал собственную фабрику-кухню в родном Краснодарском крае плюс в этом году приобрел «Азбуку вкуса», обладающую производствами в столице. На мой взгляд, это была одна из значимых причин, по которой «Магнит» заключил данную сделку.
Крупные торговые сети, такие как «Глобус», «О’кей» и «Лента», также активно развивают собственные кулинарные отделы и зоны питания. Ретейлеры увеличивают торговое пространство и расширяют предлагаемый выбор готовых блюд, стремясь к увеличению своей доли на рынке готовой еды, в особенности в сфере приготовления еды непосредственно в магазине, а не получения ее с фабрик.
Сегмент RTE останется драйвером и катализатором M&A-сделок в ретейле: стратегическое преимущество будет у тех компаний, которые быстрее других получат доступ к масштабируемому производству (собственному или контрактному) и выстроят эффективную цепочку «фабрика-полка». Для сетей сделки — это способ сократить time-to-market, унифицировать рецептуру и снизить себестоимость; для нишевых производителей — возможность получить стабильный спрос и инвестиции в мощности.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании



