РБК Компании

Как собственная дирекция качества повышает конкурентоспособность компании

Опыт дорожно-строительной компании в создании собственной службы качества
Как собственная дирекция качества повышает конкурентоспособность компании
Источник изображения: Фотоархив пресс-службы ГК «АБЗ-1»
Артем Андрукович
Артем Андрукович
Директор по технологиям и качеству АО «АБЗ-Дорстрой»

Более 15 лет работы на крупных объектах транспортной инфраструктуры в различных регионах РФ

Подробнее про эксперта

Оптимизация и экономия ресурсов сегодня востребованы почти в каждом направлении деятельности, но когда вопрос встает о качестве продукции или услуги, то видимая экономия может обойтись компании в разы дороже.

Зачем компании собственная служба качества и что дает ее создание? Расскажем на примере группы компаний «АБЗ-1», осуществляющей полный цикл работ, связанных с инфраструктурным строительством. В вопросах качества компания опирается на свои ресурсы, формируя в штате собственные службы и дирекции качества в каждой бизнес-единице.

Основная их цель — минимизировать риски компании, обеспечить долговечность и безопасность построенных объектов и произведенной продукции. Безусловно, у каждой компании есть выбор — сформировать собственную службу качества либо привлекать для контроля сторонние компании. Но опыт компании показывает, что вложения в создание собственного подразделения — это часть стратегии win-win. Заказчик получает объект, не требующий доработок, а исполнитель — дополнительные баллы на рынке и конкурентное преимущество.

Какие преимущества дало создание собственной дирекции качества в компании, осуществляющей функции генерального подрядчика по строительству

Строгий отбор субподрядных организаций

Подразделение по качеству в «АБЗ-Дорстрой» (входит в группу компаний «АБЗ-1») позволило компании выстроить систему строгого контроля субподрядных организаций, не допускающей в проекты ненадежных поставщиков и партнеров. В частности, были разработаны чек-листы с включением специального раздела по качеству для участия субподрядных организаций в проектах. Также в договорах субподряда мы прописали четкие требования к технологии и качеству строительно-монтажных работ и штрафные санкции за нарушение этих требований. По итогам работы дирекция по качеству осуществляет процесс оценки контрагентов, на основе которой формируется база надежных подрядчиков/поставщиков с точки зрения качества производства работ. Такой «каталог» внутри группы компаний ляжет в основу системной работы с подрядчиками и в других бизнес-единицах группы.

Как собственная дирекция качества повышает конкурентоспособность компании

Непрерывный контроль качества на каждом объекте

Наличие собственной дирекции качества позволяет осуществлять непрерывный мониторинг выполняемых работ на различных объектах генподряда. Для сравнения: привлечение сторонних специалистов ставит компанию в зависимость от других экспертов и влечет риски увеличения сроков работы для прохождения проверок. В «АБЗ-Дорстрой» создали систему, при которой на каждом крупном объекте строительства работают штатные инженеры по качеству компании. Они осуществляют очный контроль соответствия производства работ утвержденным технологиям и стандартам на нескольких объектах в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и в Пермском регионе.

Выстраивание четкого взаимодействия с поставщиками и производителями и поиск оптимальных решений для проекта

Наличие собственного подразделения по качеству позволяет осуществлять не только входной контроль поступающих материалов и операционный контроль непосредственно при производстве работ, но и налаживать сотрудничество с поставщиками. Так, мы внедрили практику регулярных выездов инженеров по качеству на заводы производителей, производственные площадки поставщиков, которые поставляют нам металлоконструкции, песок, щебень, бетон и т.д. Задача компании — убедиться в безопасности и качестве исходных позиций, надлежащих условиях хранения материалов, оценить производственные мощности. От всего этого будет значительно зависеть последующие затраты на строительство и ремонт сооружений, а в конечном счете — репутация. В течение 2024 года специалисты по качеству «АБЗ-Дорстрой» провели более 10 выездов к коллегам-производителям.

Подобная совместная работа с производителями позволяет находить оптимальные технологические решения для реализации проектов. Так, в рамках строительства трамвайной линии «Славянка» совместно с бетонным заводом АО «Бетоника» и компанией «Экодор» (входит в ГК «АБЗ-1») была подобрана и применена мелкозернистая фибробетонная смесь для устройства фибробетонных плит в конструкции трамвайного пути. Фибробетон — композитный материал, он обладает хорошими эксплуатационными характеристиками благодаря содержанию полимерной фибры в качестве армирующего элемента.

Как собственная дирекция качества повышает конкурентоспособность компании

В функции дирекции качества входит также организация регулярного лабораторного контроля материалов на объектах — как силами собственных мобильных лабораторных бригад группы компаний, так и с привлечением сторонних компаний. Преимущественно этот метод используют при сомнительных результатах испытаний, а также в рамках входного контроля материалов и приемочного контроля выполненных работ.

Оперативное реагирование на нарушения и выстраивание работы по устранению замечаний

В случае наличия собственной дирекции качества с закрепленными на объектах специалистами компания может более тщательно следить за проводимыми работами и быстрее реагировать на выявленные недочеты, потому что даже незначительные отклонения могут стать причиной серьезных последствий в будущем. Задача дирекции по качеству — выстроить четкую систему не только по выявлению, но и устранению замечаний. Так, в 2024 году службой качества «АБЗ-Дорстрой» было выдано 350 предписаний (за нарушения при работе со слабыми грунтами, применение материалов, не предусмотренных проектом, работа с металлоконструкциями, бетонами и др.)

Мотивация к постоянному обновлению оборудования и стимул развития компетенций

Регулярное изменение в стандартах и технологиях требует от специалистов подобной квалификации быстрого реагирования и высокой включенности в актуальную повестку нововведений, а также высокой самодисциплины и готовности к самообучению. Это мощный стимул для компании заниматься обучением и развитием сотрудников. В 2024 году все сотрудники дирекции качества «АБЗ-Дорстрой» прошли серию образовательных программ, лекций и семинаров — как на базе собственного учебного центра, так и в рамках стороннего обучения.  Компания также использует практику организации мастер-тренингов для монтажников, мастеров и прорабов по работе с современными материалами и технологиями.

Наличие штатного подразделения по качеству — стимул и для формирования современного инструментария для работы.

Существует мнение, что проще сдать быстрее объект, а потом в случае замечаний переделать, но это фатальная ошибка непрофессиональных и недобросовестных исполнителей. Устранять недочеты обходится в разы дороже, чем приложить чуть больше усилий сразу. Качество — это стратегический инструмент, совершенствовать который должен каждый сотрудник компании. Пренебрегать им — урон собственной репутации и еще большие траты в будущем.

Последнее изменение: 25 марта 2025

Источники изображений:

Фотоархив ГК «АБЗ-1»

Интересное:

«Angel Relations Group» Тренды digital-репутации 2025

Все новости:

Достижения

Лидер инновационного направленияСобственные разработки для развития отрасли, обладатель многочисленных отраслевых наград
Крупнейший производительПроизводство до 1,7 млн тонн асфальтобетонной смеси в год
Новаторы в инвестицияхПервая компания отрасли, вышедшая на рынок облигаций и цифровых финансовых активов

Контакты

Адрес195009, Россия, г. Санкт-Петербург, Свердловская наб., д. 4, лит. Б
Телефон+78123477755

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия