Как собственная дирекция качества повышает конкурентоспособность компании
Опыт дорожно-строительной компании в создании собственной службы качества

Более 15 лет работы на крупных объектах транспортной инфраструктуры в различных регионах РФ
Оптимизация и экономия ресурсов сегодня востребованы почти в каждом направлении деятельности, но когда вопрос встает о качестве продукции или услуги, то видимая экономия может обойтись компании в разы дороже.
Зачем компании собственная служба качества и что дает ее создание? Расскажем на примере группы компаний «АБЗ-1», осуществляющей полный цикл работ, связанных с инфраструктурным строительством. В вопросах качества компания опирается на свои ресурсы, формируя в штате собственные службы и дирекции качества в каждой бизнес-единице.
Основная их цель — минимизировать риски компании, обеспечить долговечность и безопасность построенных объектов и произведенной продукции. Безусловно, у каждой компании есть выбор — сформировать собственную службу качества либо привлекать для контроля сторонние компании. Но опыт компании показывает, что вложения в создание собственного подразделения — это часть стратегии win-win. Заказчик получает объект, не требующий доработок, а исполнитель — дополнительные баллы на рынке и конкурентное преимущество.
Какие преимущества дало создание собственной дирекции качества в компании, осуществляющей функции генерального подрядчика по строительству
Строгий отбор субподрядных организаций
Подразделение по качеству в «АБЗ-Дорстрой» (входит в группу компаний «АБЗ-1») позволило компании выстроить систему строгого контроля субподрядных организаций, не допускающей в проекты ненадежных поставщиков и партнеров. В частности, были разработаны чек-листы с включением специального раздела по качеству для участия субподрядных организаций в проектах. Также в договорах субподряда мы прописали четкие требования к технологии и качеству строительно-монтажных работ и штрафные санкции за нарушение этих требований. По итогам работы дирекция по качеству осуществляет процесс оценки контрагентов, на основе которой формируется база надежных подрядчиков/поставщиков с точки зрения качества производства работ. Такой «каталог» внутри группы компаний ляжет в основу системной работы с подрядчиками и в других бизнес-единицах группы.

Непрерывный контроль качества на каждом объекте
Наличие собственной дирекции качества позволяет осуществлять непрерывный мониторинг выполняемых работ на различных объектах генподряда. Для сравнения: привлечение сторонних специалистов ставит компанию в зависимость от других экспертов и влечет риски увеличения сроков работы для прохождения проверок. В «АБЗ-Дорстрой» создали систему, при которой на каждом крупном объекте строительства работают штатные инженеры по качеству компании. Они осуществляют очный контроль соответствия производства работ утвержденным технологиям и стандартам на нескольких объектах в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и в Пермском регионе.
Выстраивание четкого взаимодействия с поставщиками и производителями и поиск оптимальных решений для проекта
Наличие собственного подразделения по качеству позволяет осуществлять не только входной контроль поступающих материалов и операционный контроль непосредственно при производстве работ, но и налаживать сотрудничество с поставщиками. Так, мы внедрили практику регулярных выездов инженеров по качеству на заводы производителей, производственные площадки поставщиков, которые поставляют нам металлоконструкции, песок, щебень, бетон и т.д. Задача компании — убедиться в безопасности и качестве исходных позиций, надлежащих условиях хранения материалов, оценить производственные мощности. От всего этого будет значительно зависеть последующие затраты на строительство и ремонт сооружений, а в конечном счете — репутация. В течение 2024 года специалисты по качеству «АБЗ-Дорстрой» провели более 10 выездов к коллегам-производителям.
Подобная совместная работа с производителями позволяет находить оптимальные технологические решения для реализации проектов. Так, в рамках строительства трамвайной линии «Славянка» совместно с бетонным заводом АО «Бетоника» и компанией «Экодор» (входит в ГК «АБЗ-1») была подобрана и применена мелкозернистая фибробетонная смесь для устройства фибробетонных плит в конструкции трамвайного пути. Фибробетон — композитный материал, он обладает хорошими эксплуатационными характеристиками благодаря содержанию полимерной фибры в качестве армирующего элемента.

В функции дирекции качества входит также организация регулярного лабораторного контроля материалов на объектах — как силами собственных мобильных лабораторных бригад группы компаний, так и с привлечением сторонних компаний. Преимущественно этот метод используют при сомнительных результатах испытаний, а также в рамках входного контроля материалов и приемочного контроля выполненных работ.
Оперативное реагирование на нарушения и выстраивание работы по устранению замечаний
В случае наличия собственной дирекции качества с закрепленными на объектах специалистами компания может более тщательно следить за проводимыми работами и быстрее реагировать на выявленные недочеты, потому что даже незначительные отклонения могут стать причиной серьезных последствий в будущем. Задача дирекции по качеству — выстроить четкую систему не только по выявлению, но и устранению замечаний. Так, в 2024 году службой качества «АБЗ-Дорстрой» было выдано 350 предписаний (за нарушения при работе со слабыми грунтами, применение материалов, не предусмотренных проектом, работа с металлоконструкциями, бетонами и др.)
Мотивация к постоянному обновлению оборудования и стимул развития компетенций
Регулярное изменение в стандартах и технологиях требует от специалистов подобной квалификации быстрого реагирования и высокой включенности в актуальную повестку нововведений, а также высокой самодисциплины и готовности к самообучению. Это мощный стимул для компании заниматься обучением и развитием сотрудников. В 2024 году все сотрудники дирекции качества «АБЗ-Дорстрой» прошли серию образовательных программ, лекций и семинаров — как на базе собственного учебного центра, так и в рамках стороннего обучения. Компания также использует практику организации мастер-тренингов для монтажников, мастеров и прорабов по работе с современными материалами и технологиями.
Наличие штатного подразделения по качеству — стимул и для формирования современного инструментария для работы.
Существует мнение, что проще сдать быстрее объект, а потом в случае замечаний переделать, но это фатальная ошибка непрофессиональных и недобросовестных исполнителей. Устранять недочеты обходится в разы дороже, чем приложить чуть больше усилий сразу. Качество — это стратегический инструмент, совершенствовать который должен каждый сотрудник компании. Пренебрегать им — урон собственной репутации и еще большие траты в будущем.
Источники изображений:
Фотоархив ГК «АБЗ-1»
Интересное:
Все новости:
Публикация группы
Достижения
Контакты