РБК Компании

ДМС в компании не работает: как оценить его эффективность на HR-данных

Вероника Боровлева, директор платформы «Мое Здоровье», делится подходом к оценке ДМС на основе глубокого матричного анализа HR-метрик вашего бизнеса
ДМС в компании не работает: как оценить его эффективность на HR-данных
Вероника Боровлева
Вероника Боровлева
Директор платформы «Мое Здоровье» в ООО «Здравсити»

10+ опыта в продвижении IT и medtech-компаний, стартапов и SAAS платформ. Знаю как получать лиды, но и как упаковать бизнес, понять потребности аудитории, построить команду, работать с трафиком

Подробнее про эксперта

Вариант оценки, который будет описан в этой статье — это механика, предназначенная для глубокого и тщательного анализа эффективности вашей системы ДМС, основанная на данных именно вашей компании и вашей оценке HR-метрик и процессов.  

В чем принцип QFD и как математически просчитать факторы эффективности ДМС-продукта

QFD матрица (от англ. Quality Function Deployment), или структурирование (развертывание) функции качества — метод принятия решений, использующийся в разработке товаров или услуг.

Методика QFD была разработана в Японии в 1966 г. специалистом по качеству, Едзи Акао. Изначально, эта методика внедрялась на производстве корпорации Mitsubishi. Позже она была усовершенствована и получила широкое распространение во всем мире, став распространенной практикой lean-производства, или бережливого производства.

Развертывание функций качества позволяет решить ряд важных задач при создании новой, или улучшении существующей продукции. 

Благодаря QFD-матрице, можно выявить качественные потребности или требования потребителей и преобразовать их в технические характеристики производства продукта, которые могут быть разложены на конкретные элементы или планы производственного процесса. 

Суть метода QFD состоит в определении наиболее критичных потребностей аудитории, их приоритизации и привязке к техническим или сервисным показателям вашего производства или продукта, которые могут быть в той или иной мере улучшены, для большего соответствия потребностям заказчика.

Как может выглядеть QFD-матрица

ДМС в компании не работает: как оценить его эффективность на HR-данных

Хайрез тут.

Построение матрицы QFD 

Для построения матрицы вам потребуется провести сбор HR-данных вашей компании.

  1. Первый шаг — предлагаем вам выбрать блоки показателей HR-метрик, на которые ДМС-продукт может влиять. В нашем примере, выбран блок показателей, связанный с метриками по HR-бренду, вовлеченности и мотивации:

ДМС в компании не работает: как оценить его эффективность на HR-данных

2. На втором шаге, мы проставляем важной каждой метрики выделенного блока метрик для HR-специалиста и для бизнеса в целом, по пятибалльной шкале:

ДМС в компании не работает: как оценить его эффективность на HR-данных

3. Третьим шагом будет определение ключевых сервисных (выбираем сервис, т.к. в нашем случае продукт анализируется не в разрезе производства, а в разрезе эффективности для персонала) характеристик программы ДМС, которые вам кажутся наиболее важными, и наличие или отсутствие которых вы можете контролировать, выбирая ДМС-программу:

ДМС в компании не работает: как оценить его эффективность на HR-данных

Характеристик вашего ДМС-продукта может быть больше, или меньше, главное, чтобы они были действительно значимыми для вашей компании. 

4. На четвертом шаге, вы должны на каждом пересечении HR-метрики и характеристики ДМС-продукта поставить корреляционную связь согласно принципу:

139
слабая связь, или ее нет вообщесредняя связьсильная связь

5. На пятом шаге, вы должны оценить, как показатели вашего ДМС продукта выглядят по сравнению с конкурентами, причем в привязке к выбранным ранее важным для бизнеса и HR метрикам. (Их мы определили на шаге 1.). Подумайте и оцените вашу компанию по выбранным метрикам, как если бы вы были на месте сотрудника, выбирающего работодателя.

ДМС в компании не работает: как оценить его эффективность на HR-данных

6. На шестом шаге, необходимо проставить целевое значение для каждой метрике. Проставляя целевые значения, обязательно обращайте внимание на значения важности для бизнеса и HR, выбранные на первом шаге. Чем важнее та или иная метрика для бизнеса и HR, тем критичнее для вас добиться целевого значения по этой метрике. Вы должны как минимум, догнать в показателях ваших конкурентов, а еще лучше — обойти их. И наоборот, если важность незначительная, вы можете не отдавать этой метрике приоритет в достижении целевого значения метрики.

ДМС в компании не работает: как оценить его эффективность на HR-данных

7. На седьмом шаге мы по формуле высчитываем коэффициент улучшения наших метрик, исходя их текущих значений, и целевых значений.  Делим текущее значение на желаемое.

 

ДМС в компании не работает: как оценить его эффективность на HR-данных

8. На восьмом шаге мы выясняем важность улучшения каждой метрики. Для этого просчитанный на предыдущем шаге коэффициент улучшения мы умножаем на значения важности для бизнеса и HR, определенные на 1 шаге. Чем больше коэффициент улучшения — тем важнее улучшение данной метрики для сотрудника и HR-блока, а если это важно еще и для бизнеса, то такое улучшение супер важное:

ДМС в компании не работает: как оценить его эффективность на HR-данных

9. На девятом шаге, мы рассчитываем удельный вес важности каждого улучшения. Для этого суммируем все важности и высчитывается, сколько процентов от суммы составляет каждый отдельный критерий:

ДМС в компании не работает: как оценить его эффективность на HR-данныхДМС в компании не работает: как оценить его эффективность на HR-данных

В итоге мы видим, что для нашей компании, важнее всего отдавать приоритет улучшению 6 метрик, которые получили наибольший удельный вес. В нашем случае, эти метрики следующие:

  • показатели мотивации;
  • показатели лояльности;
  • удержание сотрудников;
  • текучка кадров;
  • ESI;
  • JSI.

10. На десятом шаге, мы будем оценивать приоритетность улучшений. Для этого мы возьмем удельный вес улучшения, просчитанный на шаге 9, и умножим его на коэффициент корреляции, рассчитанный на шаге 4. Складываем полученное значение с другими аналогичными произведениями по всему столбцу. В результате получаем итоговую сумму. Тем самым мы приоритеты важности сервисных и функциональных характеристик ДМС-программы «переложили» на приоритеты для развития бизнеса и HR-метрик. 

11. На 11 шаге, мы по аналогии с 9 шагом, рассчитаем удельный вес каждой сервисной характеристики ДМС, которую мы выбрали. Сначала считаем сумму всех показателей, а далее итоговую сумму каждого столбца-показателя делим на общую сумму и умножаем на 100%. Получим удельный вес показателей исходя из 100%, который покажет нам нам наиболее важные для нас характеристики продукта и сервиса ДМС, которые оказывают наибольшее влияние на наши HR-метрики:

ДМС в компании не работает: как оценить его эффективность на HR-данных

12. На заключительном шаге построения такой матрицы, мы расставим приоритеты улучшения. Мы видим, что наиболее приоритетными улучшениями для нас являются составляющие продукта:

  • Отсутствие ограничений, связанных с тяжелыми, ментальными и хроническими заболеваниями — 13,46% (1 приоритет);
  • Есть возможность обслужить самозанятых, релокантов, работников по ГПХ — 15,36% (2 приоритет);
  • Закрытие проблемы «страхового случая» — 15,31% (3 приоритет).

Это означает, что качество и улучшение данных характеристик в продукте ДМС наибольшим образом повлияет на достижение метрик HR и бизнеса. Расстановка приоритетов покажет, какие параметры в ДМС системе должны быть улучшены в первую очередь:

ДМС в компании не работает: как оценить его эффективность на HR-данных

📌Шаблон QDF матрицы, рассчитанной выше, доступен здесь.

Выводы

QFD хорош не только тем, что позволяет HR-специалисту лучше понять, какие характеристики ДМС-продукта наиболее важны для бизнеса и HR-блока и на основе показателей именно своей компании, он также позволяет понять,  насколько эти показатели продукта влияют на важные для нас показатели персонала и компании в целом.

QFD решает проблему того, на что именно нужно обратить внимание при выборе или замене ДМС-продукта. С помощью выводов из матрицы вы можете в самом широком смысле правильно выстраивать коммуникацию с поставщиком медицинских услуг, говоря только о важных для вас преимуществах. QFD-подход основан на глубинном анализе ситуации на данных именно вашего бизнеса, вашей команды. Он не только подсветит проблему, но и покажет, на что стоит в первую очередь обращать внимание при выборе поставщика  медицинских услуг.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации04.06.2021
Уставной капитал1 000 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Северное Медведково, ул. Чермянская, д. 2 стр. 1, этаж 8
ОГРН 1217700264561
ИНН / КПП 9715402032 771501001
Среднесписочная численность59 сотрудников
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия