Как работать в системе межведомственного электронного взаимодействия
СМЭВ — ядро электронного взаимодействия государственных и муниципальных ведомств

Более 7 лет опыта в госсекторе и IT (ЕПГУ, автоматизация). 46 научных работ, грантополучатель Правительства СПб. Владелец продукта СПО TrustGate.
Она обеспечивает межсистемный обмен данными и документами как при решении внутриведомственных задач, так и при оказании госуслуг в электронном виде. Другие организации, в том числе коммерческие, могут подключаться к этой системе для автоматизации и ускорения процессов взаимодействия с госорганами. Рассказываем, зачем нужна СМЭВ, что это дает бизнесу и как подключить к ней свою информационную систему.
Как работает СМЭВ
Единая система межведомственного электронного взаимодействия запущена в 2011 году для автоматизации и цифровизации оказания государственных и муниципальных услуг. Она входит в инфраструктуру электронного правительства. Через СМЭВ проходят электронные данные и документы между всеми органами власти, Казначейством, банками и удостоверяющими центрами. Она соединяет госпортал с задействованными в процессе оказания госуслуг ведомствами, а региональные сегменты Госуслуг — с федеральными порталом через региональные СМЭВ.
При подключении бизнес получает возможность быстро обмениваться с госорганами сведениями и документами, получать запросы и отвечать на них. В некоторых случаях интеграция обязательна. Например, когда СМЭВ — промежуточное звено между ИС пользователя и другой госсистемой, к которой нужно подключиться.
С момента запуска системы в эксплуатацию вышло четыре версии. Действующая основная — СМЭВ 3. Ее функционально дополняет единый сервис доступа к данным — СМЭВ 4, которая ориентирована на ускоренный обмен сведениями за счет их обработки через витрину данных. Первая версия устарела, а вторая используется только отдельными ведомствами.
Участники СМЭВ
Основные участники системы — органы исполнительной власти всех уровней: федеральные, региональные, местные. Они взаимодействуют друг с другом в процессе оказания госуслуг в электронном виде. Это избавляет получателя услуги от необходимости самостоятельно запрашивать информацию и получать документы. Нужные для оказания услуги данные задействованное ведомство получит самостоятельно и практически моментально.
Возможность подключения других участников определяет Минцифры, которое формирует и периодически актуализирует Перечень категорий Участников взаимодействия СМЭВ. На сегодня в перечень входят, в частности, банки и другие кредитные организации, МФО, страховые компании, операторы связи, НПФ, профессиональные участники финансового рынка, операторы госсистем.
Интеграция
Получение доступа к системе и подключение к ней — многоэтапный процесс, который на ранней стадии требует:
1. Изучения правил, регламентов и другой документации, связанной с интеграцией и эксплуатацией системы.
2. Назначения ответственного лица, которое будет действовать от имени организации, контролировать процесс.
3. Подготовки автоматизированного рабочего места (АРМ) в соответствии с техническими требованиями.
4. Определения, как будет происходить подключение к системе — своими силами, с использованием типовых, собственных программных разработок, программного обеспечения другого разработчика, с привлечением интегратора и его программно-технических решений.
5. Проверки возможности подключения к СМЭВ, соответствия требованиям.
Сценарий интеграции зависит от вышеперечисленных факторов. При стандартном подходе можно выделить следующие этапы:
1. Получение квалифицированного сертификата ЭП в УЦ ФНС, Казначейства или Центробанка — в зависимости от статуса организации. Сотрудники юридических лиц оформляют КЭП в коммерческом удостоверяющем центре с аккредитацией Минцифры.
2. Регистрация организации в ЕСИА и назначение представителя (сотрудника), который будет действовать от имени юрлица.
3. Создание личного кабинета на сайте Ситуационного центра, формирование заявки на присоединение к СМЭВ и ее отправка через личный кабинет для рассмотрения.
4. Организация защищенного канала связи в соответствии с установленными требованиями.
5. Авторизация в ЛК участника взаимодействия и его настройка.
6. Регистрация интегрируемой ИС согласно пошаговой инструкции.
7. Создание и регистрация видов сведений (ВС), модели Витрины и запросов (РЗ), получение поставщиками сведений доступа к ВС и (или) РЗ.
8. Установка типового продукта «Агент СМЭВ4», а для поставщиков — дополнительно типового продукта «Витрина данных» (использование этого ПО требует заключения лицензионного соглашения с Минцифры).
9. Интеграция подключаемой ИС с типовыми программными продуктами.
10. Тестирование рабочих процессов и завершение интеграции.
Интеграционные решения
Сложность подключения к СМЭВ определяет необходимость привлечения интеграторов и, как правило, использования предоставляемых ими программных продуктов. Это исключает ошибки, проблемы несовместимости ПО и риск его несоответствия довольно жестким требованиям.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты
Социальные сети
Рубрики



