РБК Компании

Как создать успешную команду стартапа

Эксперт ФРИИ Анна Свирина назвала пять основных правил успешной команды стартапа
Как создать успешную команду стартапа
Анна Свирина
Анна Свирина
Руководитель экспертизы проектов департамента акселерационных программ ФРИИ

профессор, доктор экономических наук

Подробнее про эксперта

Хорошая команда может вытащить даже слабую идею, плохая — скорее всего, похоронит удачную. Как собрать коллектив единомышленников, который приведет проект к успеху, рассказала Анна Свирина, руководитель экспертизы проектов департамента акселерационных программ ФРИИ, в исследовании «Создавая атом бизнеса».

Пять правил создания эффективной команды стартапа

1. Быстро признавать ошибки. Когда в работе возникают проблемы, большинство людей замалчивают их. Причина банальна — страх осуждения. Японцы придумали метод борьбы с этим явлением — правило «Трех Н»: не принимать брак, не делать брак и не передавать брак. То есть, они поощряют возврат некачественной работы на предыдущий этап, прекращение работы над продуктом, если не получается сделать его как надо, или признание, что решение не годится, если в процессе выяснить это не получилось. Чем раньше команда перестанет тратить ресурс на бракованную продукцию или услугу, тем меньше будут убытки предпринимателя. 

2. Управлять конфликтами на совещаниях. Если предприниматель видит, что команда регулярно проявляет единодушие по серьезным вопросам, —это явный признак того, что в компании намечаются проблемы. 

Бизнес, тем более на ранней стадии, всегда работает в условиях ограниченности ресурсов. Вопрос о том, что смотреть семье за ужином, вызывает дискуссию — при этом никого в команде не удивляет, что предложенный бюджет принимается единогласно? Или то, что приоритеты разработки в ИТ-компании выставляются СТО и никем не оспариваются? То есть пульт от телевизора важнее, чем решение, на что пойдет ключевой ресурс? Нежелание участников команды участвовать в обсуждении общих вопросов и готовность голосовать за любое предложение говорит о том, что они не видят в этом смысла. Соответственно, не рассчитывают на какие-то позитивные для себя изменения.

Основателю придется провоцировать рабочие конфликты, спрашивая, например, главу маркетинга, не беспокоит ли его, что часть маркетинговых денег будет потрачена на то, чтобы ускорить разработку. Любые эффективные переговоры, и рабочие совещания — не исключение, начинаются со слова «нет». Придется приучить членов команды говорить «нет», когда их что-то не устраивает, даже если несогласие придется вытаскивать клещами. 

Задача предпринимателя — вскрывать проблемы, не давая покрывать их толстым слоем бирюзовой глазури. Перефразируя фильм «Крестный отец»: «Тот, кто предложит вам избегать споров — и есть самый проблемный член команды».

3. Выполнять обязательства. Основатель бизнеса не сможет выполнять свои обязательства, если его команда этого не делает. Поэтому исполнение обещаний является требованием к сотрудникам, а не опцией.

Конечно, предприниматель помнит и об ограниченности ресурсов, и о внешних обстоятельствах — отклонения допустимы, но участники процессов должны обозначать возникновение проблем как можно раньше.

Членам команды должно быть безопаснее сообщить о возникновении проблем, чем замалчивать их. Если потребуется, кого-то из членов команды придется освободить от должности — как за несвоевременное информирование остальных о возникших проблемах, так и за систематическую работу в одиночку, без учета интересов остальных.

На рабочих встречах следует проговаривать, кто, что и для чего делает, а предприниматель — отслеживать, чтобы все обязательства исполнялись. Если, конечно, речь не идет о форс-мажоре. 

4. Требовать отчета. Предприниматель заинтересован в том, чтобы члены команды были требовательны и к себе, и к другим. На ранних стадиях развития бизнеса сотрудники, как правило, вызываются выполнять задачи, которые не всегда напрямую относятся к их должностным обязанностям. Основателю и всем членам команды необходимо следить за тем, чтобы коллеги не брали на себя новых обязательств, пока не выполнены текущие. Также не стоит поощрять партнера, если ради нее он бросает свою основную задачу и переключается на вашу. Помощь в команде предлагают и принимают только при условии, что она не мешает выполнять прямые обязанности. 

5. Работать на общий результат. Приоритет личных интересов над интересами бизнеса — серьезная проблема, которая мешает построить эффективную команду. Задача предпринимателя — создать индикаторы, позволяющие четко оценивать, принимается решение в пользу бизнеса или в пользу владельцев процессов, и добиться того, чтобы команда работала на общий результат. Опцион — хороший стимул, но обеспечение интересов бизнеса — ключевая задача командной работы как партнеров, так и наемных сотрудников. Успех возможен, если каждый из них и здесь следует правилу «Трех Н» — не позволяет другим членам команды руководствоваться личными интересами, не ставит личные интересы выше интересов бизнеса и не игнорирует признаки того, что решение принимается не в интересах бизнеса (даже если неясно, в чьих). По каждому из этих поводов истинный командный игрок скажет твердое «нет», позволяющее начать переговоры.

Интересное:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации14.05.2013
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Арбат, ул. Новый Арбат, д. 36/9
ОГРН 1137799009589
ИНН / КПП 7704280879 770401001

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 13, стр. 18

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия