Творческий подход. Как ИИ влияет на креативную экономику
Дизайн, музыка, гастрономия, архитектура — все это креативные индустрии. И нейросети меняют их прямо сейчас

ИИ — моя сфера интереса. Я твердо уверен, что нейросети не заменят людей, но люди, использующие нейросети заменят тех, кто их не использует
Мы привыкли, что творчество — дело исключительно человеческое, без вдохновения невозможное. Но сегодня ИИ становится помощником писателей, художников, архитекторов, дизайнеров и всех представителей креативных профессий. При этом те, кто использует нейросети в своей работе, создают на 25% больше оригинального контента, чем авторы, работающие традиционными способами.
Меня зовут Кирилл Пшинник, я научный сотрудник Университета Иннополис и CEO онлайн-университета «Зерокодер». Искусственный интеллект — мой незаменимый помощник в работе и жизни. В этот раз я расскажу о том, как он помогает превращать идеи в креативные продукты.
ИИ для креативной отрасли в цифрах
Мировой рынок генеративного ИИ в креативных индустриях в 2025 году оценивается в $4,09 млрд. Если он сохранит среднегодовой рост в 32,5%, к 2029 году достигнет $12,6 млрд.
Сегодня 80% создателей контента в мире работают с искусственным интеллектом, причем 40% из них используют нейросети на всех этапах — от генерации идей до их реализации.
Креативный сектор обеспечивает 3,1% мирового ВВП и 29,5 млн рабочих мест. А доля ИИ-проектов в инвестиционных портфелях крупных индустриальных холдингов растет ускоренными темпами.
Креативные индустрии в законе
Россия — не просто в тренде. Креативная экономика в нашей стране — национальный приоритет. В феврале 2025 года вступил в силу федеральный закон «О развитии креативных индустрий в Российской Федерации». Согласно тексту закона, их 16, в том числе, это дизайн, архитектура, кино, видеоигры, народные ремесла, гастрономия и т.д.
Власти страны поставили перед креативным сектором, в котором занято 5,4 млн человек, четкую цель — достигнуть уровня в 6% ВВП к 2030 году. В 2025 году совокупная выручка креативных индустрий достигла 10,7 трлн рублей, а число новых проектов выросло на 12%.
Без ИИ все выглядело бы по-другому
Генеративные нейросети уже создают спецэффекты для кино, музыку и тексты, а также помогают дизайнерам. К примеру, «КамАз» активно применяет ИИ, оформляя внешний вид электробусов и каршеринговых автомобилей. Точно так же нейросети помогают с дизайном медицинского оборудования и бытовой техники.
Многие компании используют искусственный интеллект в маркетинге — создают с его помощью проморолики, оформляют социальные сети, дорабатывают фотографии продукции и т.д. Например, ИИ работает над продвижением гастрономических брендов Республики Алтай.
Еще одно направление — общение с клиентами. С помощью чат-ботов на основе искусственного интеллекта службы поддержки и приема заказов быстрее и точнее справляются с запросами потребителей.
Согласно исследованию АНО «Агентство креативных индустрий Москвы» и MTS AI, 43% задействованных в креативном секторе специалистов используют ИИ на регулярной основе, а 92% планируют пользоваться им в ближайшем будущем. При этом 68% креаторов положительно относятся к новой технологии.
Балет с ИИ поедет на гастроли
Нейросети в кино помогают сценаристам, режиссерам, операторам, художникам по костюмам и, конечно, пиарщикам практически на всех этапах кинопроизводства.
При этом театр тоже нашел ИИ применение. К примеру, в Марий Эл с помощью GigaChat и Kandinsky от Сбера была создана уникальная сценография балета «Снегурочка» по классической пьесе Александра Островского. В следующем году создатели постановки планируют гастроли по странам СНГ и в ОАЭ.
Киностудии нашли общий язык с ИИ-разработчиками
Пока в России начинается масштабная работа по развитию креативных индустрий, в США они давно приносят миллионы и миллиарды долларов. В первую очередь, речь про кино. Сюда ИИ начал проникать еще пару лет назад. В текущем году процесс активизировался.
В апреле 2025 года Американская киноакадемия официально разрешила использовать искусственный интеллект в создании фильмов, претендующих на премию «Оскар». Фактически это карт бланш для использования нейросетей для написания сценариев, визуальных эффектов и даже коррекции поведения актеров в кадре.
В этом году также стало известно о заключении ряда знаковых партнерских контрактов между киностудиями и разработчиками нейросетей. Наиболее заметным из них стало соглашение между Disney и OpenAI. По данным издания The Hollywood Reporter, киностудия инвестировала в ИИ-разработки $1 млрд и разрешила нейросети Sora использовать ее персонажей.
Ранее партнерский контракт подписали владеющая кабельными каналами в США и Канаде AMC Networks и ИИ-стартап Runway, а также ИИ-студия Даррена Аронофски Primordial Soup и Google DeepMind. Целью последнего соглашения стало исследование творческого потенциала искусственно интеллекта в киноиндустрии. Первый короткометражный фильм Ancestra, созданный при участии живых актеров и нейросети Veo, вышел 13 июня 2025 года. Сейчас идет работа еще над двумя картинами.
Креативные сектор США не ограничивается кинематографом, и везде ИИ автоматизирует и персонализирует контент. К примеру, по данным Бюро интерактивной рекламы (IAB), с его помощью сегодня создается порядка 30% рекламных видеороликов.
Европейский стиль работы с ИИ
Креативные индустрии в европейских странах приносят почти 7% общего ВВП Евросоюза и обеспечивают рабочими местами 17 млн человек. Применяя ИИ, европейцы стараются найти баланс между ростом производительности компаний и защитой авторских прав. При этом очевидно, что остановить проникновение искусственного интеллекта в сферы, долгое время считавшиеся исключительно человеческими, уже невозможно. И снова первым на сотрудничество с нейросетями идет кинематограф, за ним следуют театр и издатели. С помощью ИИ создаются субтитры на разных языках, виртуальные музеи и даже интерактивные спектакли.
При этом творческие ассоциации Европы потребовали от Еврокомиссии урегулировать использование авторского контента при обучении нейросетей. В начале августа 2025 года вступили в силу правила, обязывающие разработчиков ИИ публиковать открытые списки данных, использованных в этих целях, указывая, как были защищены авторские права.
Китайские креативные миллиарды
Рынок ИИ в креативных индустриях КНР показывает ежегодный рост в 16% и в текущем году уже достиг ¥44,5 млрд или $6,3 млрд. Искусственный интеллект позволяет быстрее донести информацию о креативных продуктах до потребителя, а также адаптировать его под разные целевые группы. К примеру, для создания промоматериалов и оптимизации сюжетов ИИ используют платформы Tencent Video и iQiyi.
К тому же в Китае чаще всего подают заявки на патенты в области ИИ, в том числе и для креативных индустрий. Только в прошлом году, по данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, их было 1,8 млн, что составило 49,1% из всего мирового объема.
Нейросети достигают цели
По прогнозам McKinsey, глобальный вклад ИИ в креативную экономику может к 2030 году достичь от $2,6 до $4,4 трлн в год. На мой взгляд, у нашей страны есть множество преимуществ, за счет которых она может занять свою специфическую нишу на мировых рынках. Ориентируясь на развитие креативной экономики в регионах и малых городах, она может создавать и экспортировать уникальные культурные продукты. К тому же рынки экспорта уже есть — это дружественные страны, в том числе участники БРИКС.
Если генеративные нейросети будут помогать людям создавать новое, заниматься творчеством, которое можно превратить в дело своей жизни, значит, ИИ-модели выполняют свою функцию, достигают цели, для которой и были созданы.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты
Рубрики


