Top.Mail.Ru
РБК Компании
Успейте до повышения цен: получите скидку до 70%
Забрать скидку
Успейте до повышения цен:
получите скидку до 70%
Забрать скидку

Творческий подход. Как ИИ влияет на креативную экономику

Дизайн, музыка, гастрономия, архитектура — все это креативные индустрии. И нейросети меняют их прямо сейчас
Творческий подход. Как ИИ влияет на креативную экономику
Источник изображения: Freepik.com
Кирилл Пшинник
Кирилл Пшинник
Сооснователь и генеральный директор онлайн-университета Zerocoder

ИИ — моя сфера интереса. Я твердо уверен, что нейросети не заменят людей, но люди, использующие нейросети заменят тех, кто их не использует

Подробнее про эксперта

Мы привыкли, что творчество — дело исключительно человеческое, без вдохновения невозможное. Но сегодня ИИ становится помощником писателей, художников, архитекторов, дизайнеров и всех представителей креативных профессий. При этом те, кто использует нейросети в своей работе, создают на 25% больше оригинального контента, чем авторы, работающие традиционными способами.

Меня зовут Кирилл Пшинник, я научный сотрудник Университета Иннополис и CEO онлайн-университета «Зерокодер». Искусственный интеллект — мой незаменимый помощник в работе и жизни. В этот раз я расскажу о том, как он помогает превращать идеи в креативные продукты.

ИИ для креативной отрасли в цифрах

Мировой рынок генеративного ИИ в креативных индустриях в 2025 году оценивается в $4,09 млрд. Если он сохранит среднегодовой рост в 32,5%, к 2029 году достигнет $12,6 млрд.

Сегодня 80% создателей контента в мире работают с искусственным интеллектом, причем 40% из них используют нейросети на всех этапах — от генерации идей до их реализации.

Креативный сектор обеспечивает 3,1% мирового ВВП и 29,5 млн рабочих мест. А доля ИИ-проектов в инвестиционных портфелях крупных индустриальных холдингов растет ускоренными темпами.

Креативные индустрии в законе

Россия — не просто в тренде. Креативная экономика в нашей стране — национальный приоритет. В феврале 2025 года вступил в силу федеральный закон «О развитии креативных индустрий в Российской Федерации». Согласно тексту закона, их 16, в том числе, это дизайн, архитектура, кино, видеоигры, народные ремесла, гастрономия и т.д.

Власти страны поставили перед креативным сектором, в котором занято 5,4 млн человек, четкую цель — достигнуть уровня в 6% ВВП к 2030 году. В 2025 году совокупная выручка креативных индустрий достигла 10,7 трлн рублей, а число новых проектов выросло на 12%.

Без ИИ все выглядело бы по-другому

Генеративные нейросети уже создают спецэффекты для кино, музыку и тексты, а также помогают дизайнерам. К примеру, «КамАз» активно применяет ИИ, оформляя внешний вид электробусов и каршеринговых автомобилей. Точно так же нейросети помогают с дизайном медицинского оборудования и бытовой техники.

Многие компании используют искусственный интеллект в маркетинге — создают с его помощью проморолики, оформляют социальные сети, дорабатывают фотографии продукции и т.д. Например, ИИ работает над продвижением гастрономических брендов Республики Алтай.

Еще одно направление — общение с клиентами. С помощью чат-ботов на основе искусственного интеллекта службы поддержки и приема заказов быстрее и точнее справляются с запросами потребителей.

Согласно исследованию АНО «Агентство креативных индустрий Москвы» и MTS AI, 43% задействованных в креативном секторе специалистов используют ИИ на регулярной основе, а 92% планируют пользоваться им в ближайшем будущем. При этом 68% креаторов положительно относятся к новой технологии. 

Балет с ИИ поедет на гастроли

Нейросети в кино помогают сценаристам, режиссерам, операторам, художникам по костюмам и, конечно, пиарщикам практически на всех этапах кинопроизводства.

При этом театр тоже нашел ИИ применение. К примеру, в Марий Эл с помощью GigaChat и Kandinsky от Сбера была создана уникальная сценография балета «Снегурочка» по классической пьесе Александра Островского. В следующем году создатели постановки планируют гастроли по странам СНГ и в ОАЭ.

Киностудии нашли общий язык с ИИ-разработчиками

Пока в России начинается масштабная работа по развитию креативных индустрий, в США они давно приносят миллионы и миллиарды долларов. В первую очередь, речь про кино. Сюда ИИ начал проникать еще пару лет назад. В текущем году процесс активизировался.

В апреле 2025 года Американская киноакадемия официально разрешила использовать искусственный интеллект в создании фильмов, претендующих на премию «Оскар». Фактически это карт бланш для использования нейросетей для написания сценариев, визуальных эффектов и даже коррекции поведения актеров в кадре.

В этом году также стало известно о заключении ряда знаковых партнерских контрактов между киностудиями и разработчиками нейросетей. Наиболее заметным из них стало соглашение между Disney и OpenAI. По данным издания The Hollywood Reporter, киностудия инвестировала в ИИ-разработки $1 млрд и разрешила нейросети Sora использовать ее персонажей.

Ранее партнерский контракт подписали владеющая кабельными каналами в США и Канаде AMC Networks и ИИ-стартап Runway, а также ИИ-студия Даррена Аронофски Primordial Soup и Google DeepMind. Целью последнего соглашения стало исследование творческого потенциала искусственно интеллекта в киноиндустрии. Первый короткометражный фильм Ancestra, созданный при участии живых актеров и нейросети Veo, вышел 13 июня 2025 года. Сейчас идет работа еще над двумя картинами.

Креативные сектор США не ограничивается кинематографом, и везде ИИ автоматизирует и персонализирует контент. К примеру, по данным Бюро интерактивной рекламы (IAB), с его помощью сегодня создается порядка 30% рекламных видеороликов.

Европейский стиль работы с ИИ

Креативные индустрии в европейских странах приносят почти 7% общего ВВП Евросоюза и обеспечивают рабочими местами 17 млн человек. Применяя ИИ, европейцы стараются найти баланс между ростом производительности компаний и защитой авторских прав. При этом очевидно, что остановить проникновение искусственного интеллекта в сферы, долгое время считавшиеся исключительно человеческими, уже невозможно. И снова первым на сотрудничество с нейросетями идет кинематограф, за ним следуют театр и издатели. С помощью ИИ создаются субтитры на разных языках, виртуальные музеи и даже интерактивные спектакли.

При этом творческие ассоциации Европы потребовали от Еврокомиссии урегулировать использование авторского контента при обучении нейросетей. В начале августа 2025 года вступили в силу правила, обязывающие разработчиков ИИ публиковать открытые списки данных, использованных в этих целях, указывая, как были защищены авторские права.

Китайские креативные миллиарды

Рынок ИИ в креативных индустриях КНР показывает ежегодный рост в 16% и в текущем году уже достиг ¥44,5 млрд или $6,3 млрд. Искусственный интеллект позволяет быстрее донести информацию о креативных продуктах до потребителя, а также адаптировать его под разные целевые группы. К примеру, для создания промоматериалов и оптимизации сюжетов ИИ используют платформы Tencent Video и iQiyi.

К тому же в Китае чаще всего подают заявки на патенты в области ИИ, в том числе и для креативных индустрий. Только в прошлом году, по данным Всемирной организации интеллектуальной собственности, их было 1,8 млн, что составило 49,1% из всего мирового объема.

Нейросети достигают цели

По прогнозам McKinsey, глобальный вклад ИИ в креативную экономику может к 2030 году достичь от $2,6 до $4,4 трлн в год. На мой взгляд, у нашей страны есть множество преимуществ, за счет которых она может занять свою специфическую нишу на мировых рынках. Ориентируясь на развитие креативной экономики в регионах и малых городах, она может создавать и экспортировать уникальные культурные продукты. К тому же рынки экспорта уже есть — это дружественные страны, в том числе участники БРИКС.

Если генеративные нейросети будут помогать людям создавать новое, заниматься творчеством, которое можно превратить в дело своей жизни, значит, ИИ-модели выполняют свою функцию, достигают цели, для которой и были созданы.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Вошла в рейтинг Smart500Компания была включена в рейтинг Smart500 — ТОП-100 крупнейших образовательных компаний cтраны
Победитель премии SEAПобедитель SEA (School of Education) в номинации «Прорыв года.Взрослое образование»
Победитель EdTechs AwardsПобедитель EdTechs Awards в номинации «Новая ниша/аудитория»
Лидер в no-code обученииЗанимает 60% рынка обучения no-code разработке по версии Smart Ranking в 2024 году
Стабильный рост выручкиЗа первый квартал 2025 года выручка 144 миллиона, что на 72% больше, чем в прошлом году

Контакты

Адрес
Россия, г. Москва, Большая Новодмитровская ул., д. 23, эт. 2, каб. 46
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия