РБК Компании

IT-технологии в логистическом бизнесе: трудности, решения, прогнозы

Как изменился логистический бизнес на Дальнем Востоке и как компании справляются с трудностями? Интервью с Михаилом Калининым, директором «ЛС-Брокер»
IT-технологии в логистическом бизнесе: трудности, решения, прогнозы
Источник изображения: Freepik.com
Михаил Калинин
Михаил Калинин
директор «ЛС-Брокер»

Эксперт в международной логистике. Имеет 12-летний опыт жизни в Китае. Поддерживает развитие цифровизации автомобильных перевозках на Дальнем Востоке

Подробнее про эксперта

Михаил, вы 15 лет в бизнесе, у вас большой опыт. Как изменился ваш бизнес за последние два года, и что сегодня происходит на рынке?

В связи с известными событиями последних лет изменений было очень много. Некоторые из них произошли довольно быстро — скачок цен, изменение способов логистики. Из-за санкций рынку международных перевозок пришлось менять схемы поставки товаров, чтобы уложиться в сроки и сохранить адекватную цену для клиента. Из-за этого увеличилась нагрузка на персонал.

Я всегда был сторонником автоматизации  процессов, так как наш бизнес связан с обработкой и внесением большого объема данных: заполнением документации, контролем, планированием и расчетами. Для продуктивной работы сотрудника и быстрого принятия решения его мозг не должен быть перегружен. Автоматизация помогает сотруднику избавиться от излишней рутинной работы и позволяет сконцентрироваться на более сложных задачах, делая рабочие процессы интереснее. Поэтому я советую российским компаниям активно внедрять IT-инструменты.

Поменялись отношения с клиентами. Сейчас у потребителя растет уровень требований, и чтобы оставаться в конкурентном поле, компании должны это учитывать. Например, клиент уже сам может выбрать и проэкспедировать машину, оформить электронные документы, связаться с банком. Он сэкономит деньги, но при этом потратит больше времени. Поэтому задача компании — проконсультировать клиента и предложить ему оптимальную схему сотрудничества. 

Нужно вкладываться не столько в материальную часть — например, собственный автопарк — сколько в аналитику клиентского поведения и уровень сервиса. Здесь тоже помогут IT-инструменты — например, можно создать программное обеспечение для клиента, где он будет отслеживать свои грузы и оформлять документы.

Объем автомобильных сборных перевозок во время пандемии заметно вырос, после чего наметилась тенденция снижения до показателей 2019 года, затем снова подъем. В связи с этим, появилась нестабильность уровня цен. В последние два года цены значительно снизились, но пару месяцев назад опять увеличились практически во всех сегментах — контейнерных, железнодорожных, морских и автомобильных перевозках. Если использовать IT-продукты, где можно быстро сравнить поставщиков и принять верное решение, проблем с этим не будет.

Поговорим о доставке из Китая. Что нужно делать, чтобы гарантировать доставку в срок? И как реагировать, если сроки все же нарушатся?

Международные оплаты из РФ происходят крайне нестабильно, что, в свою очередь, отражается на сроках. Сейчас мы можем повлиять на эту ситуацию, только выбирая более стабильный транспорт. В случае с Китаем лучшим решением является-автомобильный транспорт — он универсальный и более-менее прогнозируемый. Тут все зависит от профессионализма экспедиторов и компаний-перевозчиков, которые знают, какой вид груза как перевозить, чтобы соблюсти сроки. 

Такие компании строят маршрут исходя из данных в реальном времени на приграничных автомобильных переходах — они прогнозируют, в каком месте и когда лучше доставлять груз избегая заторов, а также более быстро проводить таможенные процедуры. Это является неотъемлемой частью международной перевозки,  где впоследствии можно изменить вид транспортировки на авиаперевозку для достижения сроков доставки. Если не укладываетесь в сроки, нужно быстро реагировать — анализировать дорожную ситуацию, продумывать альтернативные пути доставки, чтобы создать новый, более оптимальный маршрут.

Сейчас востребованы автомобильные перевозки. В основном, они представлены сборными грузами, потому что многие клиенты производят товар не на одной фабрике, а на нескольких — это разные поставщики и способы получения средств. Но компаний, которые могут предоставлять все логистические услуги из первых рук, не так много. Для этого нужны кадры и в России, желательно со знанием китайского языка, и в Китае.

Клиенты в КНР, как правило, размещают заказы несколькими партиями не у одного, а у двух и более поставщиков. В связи с трудностями расчетов за товар, которые связаны с санкциями, поставщики получают денежные средства по разным схемам и в разное время. Возможности для долгой консолидации груза нет, чем обусловлена востребованность автомобильных сборных перевозки.

Но компаний, которые могут предоставлять все логистические услуги в данной сфере из первых рук и по оптимальной цене, не так много. Для этого нужны большие финансовые вложения в РФ и в КНР — аренда складских помещений, программное обеспечение, кадры со знанием китайского языка.

Вы используете индивидуальный подход в работе, а значит, понимаете потребности аудитории. Насколько у них изменились задачи и как соответствовать этим потребностям?

Главная задача не изменилась — безопасная доставка груза в срок. Однако люди стали более гибко подходить к доставке и к оформлению международных грузов, потому что процесс отправки денег сейчас очень непредсказуемый.

Появилось больше задач, связанных с оформлением международного груза. А также различные маркировки — например, «Честный знак». Усложнились таможенные процедуры. Поэтому логистическим компаниями важно правильно консультировать клиентов, чтобы они сделали все быстро, безопасно и в срок.

Вы говорили про инструменты для автоматизации. Насколько оцифрован ваш бизнес сейчас и как вы планируете развивать это направление?

Наш бизнес оцифрован на 50%. У нас довольно много услуг в этой сфере и разноплановые клиенты, в связи с чем сложно оцифровать все процессы. Мы постоянно растем, нужно оперативно исправлять баги в наших продуктах и внедрять нововведения, чтобы соответствовать современным тенденциям. Поэтому мы приняли стратегическое решение — синхронизировать с нашим продуктом уже готовые IT-инструменты: CRM, платформу «Яндекс Магистрали» и другие. Все пишется на базе 1С, потому что эта система понятна специалистам.

Развитие цифровизации поддерживается как на федеральном, так и на региональном уровне. Приморский край и Амурская область сейчас — одни из главных транспортных хабов. Какие инициативы по поддержке грузоперевозок и логистики могут вам помочь? Что можно улучшить в этом процессе, чтобы всем участникам рынка было проще взаимодействовать?

Основные проблемы цифровизации в нехватке специалистов, которые готовы развивать отрасль, и в том, что у разработчиков нет контакта с участниками рынка — перевозчиками и импортерами. Мы даже хотели создать ассоциацию перевозчиков на местном уровне. Но ей нужно заниматься, а на это не хватает времени.

Есть много моментов, о которых знают только участники рынка. Поэтому важно, чтобы при разработке и запуске инициатив прислушивались не только к разработчикам, но и к нам. Яркий пример — перевозки по новому мосту через Амур между Благовещенском и Хэйхэ . Там внедрили электронную очередь, но она не работает должным образом, а обслуживать и дорабатывать ее в соответствие потребностями рынка некому. В итоге скопились огромные пробки. Это продолжается по сегодняшний день, что сказывается на эффективности федерального проекта.

У каждого ответственного за разработку должен быть кто-то, к кому участник рынка может обратиться, чтобы решить задачу. Например, у нас есть платформа «Яндекс Магистрали», которую продвигают для удобства перевозчиков, экспедиторов и клиентов. Будем тестировать, как она работает. Главное, что мы уже на этапе внедрения видели ценность этого инструмента и понимали, какие процессы нам нужно автоматизировать. 

По прогнозам экспертов, обороты бизнеса с Китаем будут расти. Что будет способствовать развитию этого направления и что, наоборот, тормозить?

К 2030 году планируется ввести в эксплуатацию автобан от Санкт-Петербурга до Владивостока. Это значительно ускорит перевозки. Будет снижаться амортизация автомобилей, водителям станет комфортнее работать, дороги будут качественнее, безопаснее и быстрее. Исходя из своего 12-летнего опыта жизни в Китае, я могу точно сказать, что это положительно скажется и на экономике. Разветвленная сеть скоростных автобанов по Китаю всегда позволяла нам удобно, быстро и оптимально по цене доставлять груз в разные части автомобильных переходов РФ-КНР.

Но главное — необходимо, чтобы на международных таможенных переходах была четкая инфраструктура и достаточно сотрудников, потому что объем перевозок возрастет. Автомобильные перевозки сейчас в тренде, и их доля будет только увеличиваться, потому что железная дорога загружена сырьевыми продуктами.

А еще мы планируем развивать собственный IT-продукт — с его помощью можно будет выбирать перевозчика, классифицировать тарифы и понимать, как живет рынок логистики. Я считаю, что конкуренция в любой сфере воспитывает рынок и развивает бизнес.

Есть мнение, что сфера грузоперевозок очень консервативна. Насколько это соответствует действительности?

Все участники нашего бизнеса — разного формата. Нужно оценивать свои силы и возможности, мотивировать сотрудников развиваться, углубляться в свой бизнес. Нельзя просто взять машины, посадить водителей и думать, что все будет работать — возможно, сначала дела пойдут хорошо, но на долгий срок такая схема не подойдет.

Бизнес должен быть открытым. Я думаю, что рано или поздно все к этому придут. Цифровизация в нашей жизни играет значительную роль, она активно поддерживается государством, поэтому ее развитие продолжится. В скором времени люди будут работать в тех условиях, которых требует именно цифровой рынок.

Интересное:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации14.07.2021
Уставной капитал400 000,00 ₽
Юридический адрес обл. Амурская, г.о. Город Благовещенск, ул. 50 Лет Октября, д. 63, офис 404
ОГРН 1212500016860
ИНН / КПП 2536328904 280101001
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия