РБК Компании

Маркировка и кассовое ПО: какие решения помогут ритейлеру в новых условия

В 2025 году наступает очередной серьезный этап в маркировке товаров. Обо всех изменениях и ИТ-решениях, которые помогут бизнесу адаптироваться — в обзоре
Маркировка и кассовое ПО: какие решения помогут ритейлеру в новых условия
Источник изображения: Freepik.com
Дмитрий Фокин
Дмитрий Фокин
Руководитель отдела аналитики

Руководитель отдела аналитики программных продуктов экосистемы «СуперМаг»

Подробнее про эксперта

Вслед за введенным разрешительным режимом в 2025 году торговые предприятия ждет очередной серьезный этап. Теперь проверка и подтверждение кодов маркировки товаров станет обязательной и в оффлайн-режиме. Если код не пройдет проверку, продавать товар будет нельзя. При этом не имеет значения, если в торговой точке отсутствует интернет-связь и подключение к системе «Честный знак». 

Мы поговорили с руководителем отдела аналитики программных продуктов экосистемы «СуперМаг» Дмитрием Фокиным, чтобы обсудить решения, которые могут помочь бизнесу адаптироваться к новым требованиям без сбоев в работе магазинов.

Расскажите, какую роль играет кассовое ПО на новом этапе и как решения, предлагаемые разработчиками, могут помочь справиться с возникшими вызовами? 

Эксперты нашей компании отмечают, что в 2024 году торговые сети чаще всего обращались с запросом на оперативное обновление программного обеспечения до актуальной версии. Сказалось введение разрешительного режима. Если организация управляет десятью магазинами, эта процедура не составит большого труда и не займет много времени. А если таких магазинов — несколько сотен по всей стране, процесс может потребовать максимального участия всего IT-отдела компании.

Сегодня именно кассовое оборудование, а не продавец играет роль фильтра, который исключает возможность продажи негодного к употреблению товара. Кассиру же в этом случае остается лишь вовремя отреагировать на сигнал системы. Своевременно изъяв, например, просроченный продукт или контрафактный товар магазин таким образом может избежать штрафных санкций. 

Вот почему какой-либо сбой в работе технологического оборудования — частая причина серьезных проблем для торговой организации. Очевидно, обеспечить бесшовность работы магазинов, не привлекая специалистов, ритейлеру будет крайне затруднительно. 

Какие изменения коснулись разрешительного режима? 

Разрешительный режим стал основным вызовом для розничного бизнеса, возникла необходимость постоянного мониторинга изменений в законодательстве. В течение только одного 2024 года, практически ежемесячно, в списке товарных групп, подлежащих маркировке, появлялись новые категории. И число таких изменений будет только возрастать. А значит нагрузка и ответственность сотрудников торговых организаций в перспективе увеличится.

Какие задачи по части разрешительного режима помогают решать торговым сетям ИТ-интеграторы?  

В рамках разрешительного режима привлеченные ритейлом внешние специалисты помогают торговой организации снизить бремя возросшей нагрузки и настроить необходимые процессы. В их числе:

  • регистрация в системе «Честный знак»; 
  • диагностика и обновление программного обеспечения до актуальной версии; 
  • генерация токена; 
  • настройка разрешительного режима на кассе; 
  • проведение тренинга персонала по работе с режимом проверки товаров. 

Также IT-интеграторы, используя современные технологии и системы контроля могут оказать содействие в рамках процедур по маркировке продукции.

Не многие знают о том, что есть решение, которое позволяет ритейлеру удобно и гибко настраивать режим проверок, как в разрезе товарных групп, так и критериев проверки. 

Пользователь сам может управлять процессом проверки, который настраивается в кассовом программном обеспечении. Для этого ему нужно зайти на кассовый сервер, открыть настройки нужного магазина и отметить товарную группу, которую необходимо проверять. Кассовое ПО запоминает коды маркировки товаров в чеке и не разрешит продать один и тот же товар повторно. 

Предположим, покупатель отсканировал одну из двух бутылок молока, но отвлекся и забыл — какую именно. Программа при повторном сканирования подскажет, что код уже был считан, и покупатель быстрее добавит код оставшейся бутылки.

В 2025 году станет обязательной проверка в режиме офлайн. Как будет реализован разрешительный режим в этом случае? 

С 1 марта 2025 года для участников розничного бизнеса и общепита становится обязательной проверка в режиме офлайн для большинства товарных групп. К ним добавятся 13 новых.

Участники розничного рынка будут обязаны подключить разрешительный офлайн-режим на кассах, проводить предпродажную проверку кодов маркировки на контрольно-кассовой технике с последующей передачей реквизитов запроса на проверку этих кодов в теле фискального документа (чека). 

Как и при онлайн-режиме касса будет принимать решение о возможности продажи товара на основе локальных данных базы, которой располагает магазин. 

Хотя по сути механизм проверки в офлайн-режиме выглядит аналогично алгоритму онлайн-проверки, работа розничного бизнеса в 2025 году имеет свои отличительные особенности. Исключение лишь только в том, что данные о статусе кода маркировки подгружаются из специального офлайн-модуля товароучетной системы, а не напрямую из «Честного ЗНАКа».  

Офлайн-модуль получает информацию о выбывших кодах маркировки из истории чеков, а остальную информацию о кодах — из «Честного ЗНАКа», к которому автоматически обращается каждые два часа. 

Для того, чтобы обеспечить процесс офлайн-проверки сотрудник магазина должен с помощь программного интерфейса «API» сформировать в своей информационной системе две базы: 

  • базу данных кодов идентификации, оборот которых запрещен или приостановлен по решению органов государственного контроля (надзора), 
  • базу данных кодов идентификации, которые были приняты от других участников. 

А также проводить актуализацию базы данных не реже одного раза в 2 рабочих часа торговой точки. Срок фиксации и хранения таких данных — не менее 3 месяцев со дня передачи в систему маркировки информации о запросах (включая результаты выполнения таких запросов)

Расскажите об основных этапах проверки маркировки в 2025 году?

Важно выделить несколько этапов:

  • С 15 января 2025 года участникам оборота запрещено продавать немаркированное пиво в потребительской упаковке. С 1 апреля 2025 года розничные продавцы обязаны выводить товар из оборота при продаже.А с 1 сентября 2025 года начнется поэкземплярный учет пива и слабоалкогольных напитков в потребительской упаковке. Участники оборота обязаны использовать ЭДО.
  • С 1 февраля 2025 года маркировка растительного масла станет обязательной для всех упаковок, помимо стеклянной и полимерной, которые уже начали маркироваться в 2024 году 
  • С 5 февраля 2025 года розница и общепит должны подключить на кассах разрешительный режим при продаже безалкогольных напитков в ПЭТ, стекле и банках, за исключением соков, нектаров, морсов и напитков на растительном сырье.
  • С 1 марта 2025 года на кассе нужно будет сканировать соки, нектары, морсы и напитки на растительном сырье в стеклянной и полимерной упаковке, а также в алюминиевых и полимерных банках.
  • С 1 марта 2025 года все участники оборота упакованной воды перейдут с объемно-сортового учета на поэкземплярный учет: должны начать передавать в «Честный знак» сведения об отгружаемом или полученном товаре поэкземплярно.
  • С 1 апреля 2025 года вводится ЭДО и начнется объемно-сортовой учет икры. С этого же времени нужно выводить товар из оборота на кассе.
  • Перечень товаров для маркировки расширят на отдельные категории в легкой промышленности, в частности, чулочно-носочные. С 1 августа 2025 года немаркированные остатки можно хранить, но нельзя продавать.

Сейчас ведущие российские IT-компании, и наша компания в том числе, активно готовятся содействовать розничному бизнесу в его работе в новых условиях.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации04.10.2013
Уставной капитал150 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Москворечье-Сабурово, ул. Котляковская, д. 5
ОГРН 1137746913072
ИНН / КПП 7724892904 772401001
Среднесписочная численность63 сотрудника

Контакты

Адрес 115201, Россия, г. Москва, ул. Котляковская, д. 5

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия