Цифровые рынки: ключевые тренды в регулировании 2024 года
2024 год был насыщен событиями в области регулирования цифровых рынковСпециализируется на анализе конкуренции на цифровых и традиционных промышленных рынках, оценке регуляторного воздействия на бизнес
Однако в череде новостей и постоянных изменений не всегда удается остановиться, оглянуться и понять: какие качественные изменения происходят, что из этого действительно является трендом, а что — лишь отдельными событиями. Мы в D&A Parners профессионально занимаемся тренд-вотчингом, поэтому предлагаем вашему вниманию основные тренды, которые выделили в этом году:
Таргетированное регулирование цифровых гигантов
Идея введения регулирования для крупнейших мировых цифровых платформ не нова — первыми ее начали реализовывать Германия, Япония и Китай еще в 2021 году. К концу 2024 года эта тенденция достигла пика: более 10 юрисдикций по всему миру уже приняли или рассматривают аналогичные законы.
Некоторые страны идут по пути ЕС, принимая отдельное ex ante регулирование для цифровых платформ (например, Великобритания приняла такой закон в 2024 году), другие вносят поправки в существующее антимонопольное законодательство (такой законопроект предложен в Южной Корее).
Поскольку бизнес-практики цифровых гигантов, негативно влияющие на конкуренцию, схожи во многих странах, в регулировании формируется консенсус. Во всех законодательных инициативах 2024 года прослеживаются требования запрета на:
- самопреференции платформ,
- связывание собственных сервисов,
- ограничения на переключение пользователей на конкурирующие платформы.
Для крупнейших компаний (Apple, Google, Amazon, Microsoft) это станет «новой нормой» уже в ближайшее время. В ЕС эти компании уже начали менять свои бизнес-практики. Часть компаний пока находятся в подвешенном состоянии, поскольку они не везде попадают под критерий «особенно крупных платформ» (например, TikTok и Booking).
Угрозы разделения компаний
Структурные предписания, такие как разделение компаний, традиционно считались крайней мерой и не применялись со времен дела Microsoft в США в начале 2000-х годов. В 2024 году все изменилось: в судебных разбирательствах в США и Канаде регуляторы потребовали от Google продать отдельные сервисы.
- В США — браузер Google Chrome и операционную систему Android (для последней рассматривается альтернативный вариант поведенческих предписаний).
- В Канаде — сервис DFP для размещения рекламы и рекламную биржу AdX.
Эти примеры свидетельствуют о том, что регуляторы стали иначе оценивать конкуренцию на цифровых рынках. Они рассматривают некоторые рынки как настолько зрелые и зацементированные, что восстановить конкуренцию, по их мнению, возможно только радикальными мерами.
Проблема «национальных лидеров»
На фоне ужесточения контроля за цифровыми монополистами многие страны продолжают размышлять над созданием условий для развития национальных игроков, способных конкурировать с мировыми лидерами.
- В ЕС эта тема поднимается в отчете Марио Драги о конкурентоспособности европейской технологической отрасли.
- В Южной Корее при реформировании законодательства учитывается необходимость поддержки национальных игроков.
- Индонезия активно поддерживает развитие национальных платформ, таких как маркетплейс Tokopedia, который теперь интегрирован с TikTok.
Вероятно, что на зарождающемся рынке ИИ эта проблема обострится, поскольку каждая страна стремится создать собственного национального лидера.
Общественная безопасность vs. власть платформ
Государства все больше обеспокоены негативным влиянием цифровых платформ:
- Из-за опасений о том, какой объем персональных данных оказывается в руках TikTok, в США был принят закон, обязывающий продать американский сегмент платформы американской компании.
- В некоторых странах (Бразилия, Турция) платформы блокируются для принуждения к соблюдению национальных требований модерации контента.
- Австралия вводит запрет на использование социальных сетей детьми младше 16 лет.
Эти примеры показывают, что регуляторы все чаще расширительно трактуют свои полномочия по обеспечению безопасности в цифровой среде и прибегают к крайним мерам.
Усиление защиты прав потребителей
В 2024 году регуляторы стали уделять больше внимания правам потребителей:
- В Великобритании и ЕС под пристальное внимание попали практики динамического ценообразования после роста цен на концерты Oasis. Еврокомиссия заявила, что такие практики сами по себе не являются незаконными, но в Великобритании начат сбор позиций участников рынка.
- В США и ЕС начали активно бороться с использованием «темных паттернов» — приемов дизайна платформ, которые подталкивают пользователей к действиям без их осознанного согласия.В США принят акт, обязывающий упрощать процесс отписки от сервисов.
Таким образом, жалобы пользователей начинают учитываться, и платформы вынуждены быть более прозрачными и добросовестными в своих практиках.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети