Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Проектное управление: какие шесть шагов пройти для внедрения в бизнес

Обзор раскрывает тему «проектного менеджмента» как дополнительного управленческого инструмента для бизнеса
Проектное управление: какие шесть шагов пройти для внедрения в бизнес
Источник изображения: freepik.com
Фархад Баширов
Фархад Баширов
Основатель и руководитель компании-разработчика «РП-Интеграция»

Основатель software-проектов для автоматизации организаций. Опыт работ в компаниях: Huawei, Alcatel, Cisco. Высшее образование СибГУТИ (г. Новосибирск) — «программное обеспечение» и «экономика»

Подробнее про эксперта

Бизнес постоянно решает различные задачи: где рекламировать, как продать, как доставить, как решить проблему с клиентом и т.п. Часть задач являются рутинными и решение по ним включает в себя повторяющиеся действия сотрудников в рамках своих ролей.

Но периодически, компании сталкивается с более творческими и уникальными задачами. Например, выход на новые ниши или запуск новых продуктов и услуг. Но нестандартные задачи это не только про продажи и развитие бизнеса, например, внедрение программных решений в бэк-офисе также относится к не тривиальным задачам, так как у всех компаний собственная бизнес-модель, требующая специфичного подхода к информационным системам. Наша команда «РП-Интеграция» на собственном опыте разработки программных решений видит, как разнообразны бизнес-процессы заказчиков и каждое внедрение ПО уникально по-своему.

Если в рутинных и ежедневных задачах помогают прописанные бизнес-процессы и регламенты, то в случае описанных выше нестандартных задачах на помощь приходит «проектный подход».

Ошибочно думать, что проектное управление относится к большим компаниям. Оперировать проектами должен и малый бизнес, тем более у небольших компаний нет избыточных ресурсов и многие задачи приходится всегда решать «по-новому». В данном обзоре рассмотрим по этапам, как внедрить проектный подход в любой компании, вне зависимости от сферы и количества сотрудников.

Почему бизнесу нужен проектный подход

Развитие любого бизнеса, особенно малого, часто держится на энергии ключевых сотрудников, включая собственника. Решения зачастую принимаются быстро и интуитивно, что может приводить к потере фокуса на качестве исполнения и результате. В итоге, как показывает практика: множество незавершенных инициатив и зависшие на месяцы задачи с отсутствием понимания зон ответственности отвечает.

Решить проблему поможем проектный подход, который позволит систематизировать идеи, распределить зоны ответственности и довести инициативу до результата.

Решение нестандартных задач в рамках отдельных проектов дает следующие преимущества:

  • сокращает время реализации идей,
  • снижает нагрузку на ключевых лиц при решении уникальных задач,
  • делает команду исполнителей более самостоятельными,
  • повышает управляемость компании.

Отличие «проектного управления» от «операционной деятельности»

Операции — это регулярные, повторяемые и рутинные процессы(действия): обработка заказов, производство, бухгалтерия, кадровый учет. 

Проект — это деятельность, которая направлена на достижение нестандартной цели за определенный период времени.

В любом случае, нельзя проводить строгие границы между рутинными операциями и проектами. Необходимо рассматривать «проектное управление» как надстройку над существующей организационной структурой и бизнес-процессами. «Проектное управление» — это неотъемлемая часть бизнес-модели компании.

Если простыми словами:

  • создание чего-то нового и уникального — это проект;
  • поддержание текущих процессов— это рутинная операция.

 Проект определяется следующими характеристиками:

  • обязательно наличие периода с датой начала и датой окончания проекта;
  • описание цели;
  • назначение сотрудников в команду проекта.

Пять шагов к внедрению проектного подхода

Шаг 1. Определите, какие задачи будут решаться через проекты

Не каждая инициатива требует отдельного проекта. Например, небольшое обновление существующего сайта можно решить в рамках стандартных регламентов, а вот задачу по «интеграции интернет-эквайринга для оплаты по карте на сайт» уже можно выделять в отдельный проект с формированием команды и определением сроков реализации.

Выделяйте в отдельные проекты только те идеи и задачи, которые вносят существенные изменения(новшества) или формируют новый результат.

Примеры:

  • внедрение программных решений (CRM, ERP, HRM и прочие системы);
  • вывод на рынок нового продукта или услуги;
  • выход в новые регионы или страны
  • ребрендинг компании, новое позиционирование;
  • переход на электронный документооборот;
  • оптимизация бизнес-процессов (например: перевод некоторых процессов на аутсорсинг).

Можно классифицировать разные виды задачи для определения приоритетности. Например, инициативы и идеи можно распределить по следующим критериям:

  • внутренние задачи;
  • задачи, направленные на улучшение взаимодействия с клиентами и контрагентами;
  • сложность задачи, например требуется ли привлечение сторонних исполнителей или достаточно своих сотрудников;
  • количество сотрудников проекта (до 5, до 10 и т.п.);
  • по оценке бюджета проекта;
  • и прочие критерии в зависимости от специфики бизнеса и проектов.

Шаг 2. Определите результат, который ожидается от проекта

Прежде всего проект начинается с формулирования цели и только потом планируется реализация проекта. Цель должна быть измеримой и детальной, в конечном итоге результат проекта должен привести к бизнес-эффекту.

Например, недостаточно декларировать цель в виде: «внедрить программу договорного учета».
В данном случае рекомендуется описать ожидаемый результат: «уменьшить время согласования договоров до двух часов, уменьшить время поиска информации по договорам и контрагентам до 15 минут и организовать безопасное хранение в единой базе данных документов за счет внедрения программы для работы с договорами».

Подобные формулировки детально описывают количественные и качественные показатели результата.

Шаг 3. Назначьте руководителя проекта и исполнителей

Руководителем проекта не обязательно должен быть соответствующий ключевой сотрудник по должности. Прежде всего руководство проектом это роль, назначенная сотруднику, который координирует действия и контролирует сроки исполнения.

Команда проекта может формироваться из сотрудников разных отделов, причем без соблюдения иерархии штатного расписания. Ключевым является правильное распределение ролей и определение зон ответственности каждого участника проекта.

Ремарка: участие сотрудников в нескольких проектах

На практике сотрудники могут одновременно совмещать роли в разных проектах в дополнение к своим основным должностным обязанностям. Например, маркетолог на основной должности отвечает за маркетинговые вопросы всей компании и параллельно является участником проекта по поиску и внедрению CRM программы, так как подобные приложения могут включать функции групповых е-мейл рассылок по группам клиентов для маркетинговых целей.

Необходимо быть аккуратными в назначении сотрудника на одновременное участие в разных проектах. Какими бы интересными и креативными не были проектные задачи, нельзя допустить чрезмерной перегрузки сотрудника.

Шаг 4. Составьте детальный план и визуализируйте реализацию проекта

На начальном этапе проектного менеджмента достаточно простой таблицы Excel или маркерной доски для визуализации плана и исполнения проекта: этап — задача — ответственный — дата — что сделано.

Используйте популярные инструменты, такие как: онлайн-таблицы, Trello, Notion, Bitrix24 или прочие программы с календарями задач.

Все участники проекта должны владеть актуальной информацией по проекту для исключения несогласованных действия и понимания текущего статуса.

Шаг 5.  Оцените плановый бюджет проекта

Любой проект — это дополнительные расходы, такие как оплата переработок сотрудников, оплата внешних исполнителей и затраты на дополнительные сервисы. Обязательно считайте общую сумму затрат на проект. Оценка затрат позволит понимать уровень риска проекта и расставить приоритеты по такому важному критерию, как бюджет проекта.

Шаг 6. Контролируйте исполнение проектов

Проводите регулярные встречи с командами проектов и проводите анализ исполнения. Контроль актуального состояния позволит вносить необходимые корректировки при проявлении существенных отклонений по срокам и затратам на проект.

Планерки могут быть по 15-20 минут и проводиться еженедельно с целью сверки ответов всего по четырем вопросам:

  1. Что сделано?
  2. Что мешает?
  3. Какие нужны дополнительные ресурсы?
  4. Что делаем дальше?

Общая рекомендация: анализируйте результаты и закрепляйте опыт

После завершения проекта анализируйте результат и сверяйте плановые и фактические показатели по сроку и бюджета проекта. Оценка отклонений «на сколько сместился срок» и насколько превышены затраты» позволит выявить причины отклонений и улучшить менеджмент проектов.

Распространенные ошибки при внедрении проектного подхода

  1. Одновременный запуск большого количества проектов.
    Начинать нужно с одного или двух пилотных проектов, чтобы получить первый опыт, чем допустить хаос при большом количестве проектов в компании, где не было культуры «проектного менеджмента».
  2. Не назначаются ответственные за результат.
    Обязательно должен быть руководитель проекта.
  3. Избыточные требования к соблюдению регламентов по ведению проектов.
    Не применяйте «академические», корпоративные регламенты крупных компаний — небольшому бизнесу важна гибкость и понятность. Не превращайте «проекты» в бюрократию.
  4. Проекты не соответствуют бизнес-целям.
    Не запускайте проекты ради проектов. Каждый проект должен привести к бизнес-результатам, даже если это задачи бэк-офиса. Примеры бизнес-эффективности: сокращение времени на группу процессов, повышение лояльности клиентов, рост продаж, повышение качества.
  5. Отсутствие коммуникации внутри команды проекта.
    Недостаточно спланировать и назначить участников проекта. Люди должны коммуницировать для достижения общей цели, также важен сбор обратной связи от исполнителей проекта.

Итог

Воспринимайте «проектный подход» как дополнительный управленческий инструмент, а не дополнительную нагрузку на сотрудников. Начните с первого и простого проекта. Сформулируйте ожидаемый результат и план его достижения, создайте команду проекта с руководителем, оцените бюджет и приступайте к реализации. Уже через несколько месяцев, по завершению ряда проектов, будет видна трансформация бизнес-модели компании в лучшую сторону.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Более 1200Внедрений в организациях различных отраслей и с различным количество сотрудников
5 программных решенийПо направлениям: отдел кадров, учет договоров, учет документов, учет клиентов и продаж
Более 7 летОпыта внедрений программных решений для управления документами

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия