Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Главная MasterTMS 26 сентября 2025

Как улучшить контроль грузоперевозок: от штрафов к технологиям

Звонки водителям и ручная проверка грузов постепенно уходят в прошлое. Логистика вступает в новый этап, где ведущую роль играют умные технологии и цифровизация
Как улучшить контроль грузоперевозок: от штрафов к технологиям
Источник изображения: Данила Большаков / Фотобанк Лори
Александр Смирнов
Александр Смирнов
Координатор проектов по построению и цифровизации цепей поставок

Эксперт в сфере автоматизации логистики предприятий. Более 17 лет опыта работы на стороне производственных компаний, ИТ интегратов, а также транспортных компаний

Подробнее про эксперта

Баланс сил на российском рынке грузоперевозок снова меняется. В 2022 году резкое снижение ставок позволяло диктовать условия предприятиям-грузовладельцам, в следующем году ставки выросли на 50% — инициатива перешла к перевозчикам. В 2024 году ситуация несколько уравновесилась, но с весны 2025 года рынок вновь становится «рынком перевозчиков»: с недостатком качественных партнеров и ростом тарифов. 

По данным крупнейшей биржи грузоперевозок, с апреля 2025 года средние ставки на FTL-перевозки выросли почти на 20%, оттолкнувшись от локального минимума. Эксперты прогнозировали рост на 20–25% год к году, текущие тенденции скорее подтверждают этот прогноз. 

В этих условиях компании-грузовладельцы больше не могут полагаться на штрафные санкции, чтобы обеспечить соблюдение SLA (Service Level Agreement) и высокий KPI партнеров. Эффективные перевозчики могут сами выбирать, с кем работать, а штрафы перестают быть рычагом влияния и скорее провоцируют уход добросовестных подрядчиков, которым проще найти более лояльного заказчика и переориентировать на него свои транспортные мощности. При этом вопрос качества доставок остается ключевым: по данным McKinsey, несвоевременные поставки и сбои в цепочке поставок снижают операционную эффективность на 10–15%. Справиться с этим призваны современные подходы к управлению логистикой — традиционная система контроля грузоперевозок, основанная преимущественно на штрафах и санкциях за нарушения, постепенно уступает место технологиям. Они способны не только выявлять проблемы, но и проактивно их предотвращать. Ключевую роль здесь играют системы управления транспортом (TMS) с возможностью онлайн-мониторинга грузов. 

Типичные проблемы и контроль грузоперевозок

К снижению финрезультатов обеих сторон (перевозчиков и следом по цепочке — заказчиков) приводят нарушения SLA. Система управления перевозками помогает их предупредить, благодаря автоматизации и прозрачному контролю грузового транспорта. Вот как она работает по самым распространенным сбоям:

Проблема: опоздание транспорта на загрузку или выгрузку — задержка подачи транспорта, срыв доставки, преждевременное прибытие вне временного окна.

Решение: TMS отслеживает местоположение транспорта в реальном времени с помощью мониторинга по GPS. Система автоматически рассчитывает ожидаемое время прибытия, затем сравнивает фактическое движение с плановым графиком. Если водитель отклоняется от маршрута или задерживается, TMS отправляет автоматические оповещения диспетчеру и менеджеру, позволяя оперативно связаться с получателем груза и перевозчиком, чтобы решить проблему до того, как произойдет опоздание. Это превращает «срыв» в «контролируемую задержку». В случае форс-мажора система помогает быстро переназначить объем на другой транспорт или перестроить маршрут.

Проблема: неполная комплектация — часть груза не перевезена или потеряна в пути

Решение: TMS автоматически учитывает требования к объему, весу и распределению груза, чтобы избежать перегрузок или недогрузов. Автоматизация учета и документооборота снижает риск неполной комплектации при сборке и погрузке.

Интеграция с IoT-датчиками и трекингом обеспечивает контроль целостности груза на всем пути и автоматически оповещает о расхождениях. Это снижает потери и оптимизирует load management. Интеграция с WMS дает возможность сверить фактический состав грузов с заявкой еще на этапе отгрузки.

Проблема: отсутствие оперативных обновлений о статусе перевозки

Решение: TMS с модулем мониторинга фиксирует местоположение транспорта и обновляет данные в реальном времени через мобильные приложения водителей и GPS-трекинг. Логисты и клиенты видят статусы на дашборде и не тратят время на звонки и уточнения. Вся информация доступна заказчикам, исполнителям и грузополучателям. Такой мониторинг сводит к минимуму информационные разрывы и повышает прозрачность перевозок.

Проблема: несоблюдение температурного режима или условий хранения

Решение: В вопросах контроля грузоперевозок технологии пошли еще дальше: софт интегрируется с датчиками температуры и влажности в рефрижераторах — при отклонениях IT-система отправляет аварийное уведомление заказчику и перевозчику. Эти данные сохраняются в отчетности, позволяя контролировать качество перевозок.

Проблема: предоставление документов с опозданием или с ошибками

Решение: Цифровая система автоматизирует формирование транспортных документов, снижая влияние человеческого фактора. «Рассылка» документов тоже происходит автоматически, уведомления системы сложно пропустить. TMS также отслеживает статусы и уведомляет ответственных о сроках отправки документов, обеспечивая своевременность платежей и отчетности.

Проблема: организационные и финансовые сбои — отказ от подтвержденного рейса, завышение стоимости, выставление счетов за простой без согласования. 

Решение: TMS может значительно снизить риск таких ситуаций, например, с помощью аукционов на понижение цены, системы квот и тендеров. 
Аукционы устроены довольно просто: перевозчики конкурируют за заявку (группу заявок), снижая цену за услугу перевозки. Такие торги предотвращают завышенные тарифы и устанавливают цену, близкую к рыночной. Кроме этого, они позволяют логисту выбирать из нескольких предложений, учитывая рейтинг партнера, цену и уровень выполнения SLA. Так, если один перевозчик часто отказывается от подтвержденных рейсов, его рейтинг падает, и логист сможет это учитывать. 
Когда одна из сторон выставляет претензию, важно, чтобы был инструмент для быстрой коммуникации. Для этого разработчики TMS создают специальный интерфейс, где можно зафиксировать претензию и начать разбирательство. В нем стороны обмениваются информацией и могут быстро урегулировать спор. 

Ограничения использования TMS для контроля корпоративной логистики

Системы управления транспортом помогают выстроить прозрачный и качественный контроль, однако их внедрение связано с рядом особенностей, которые важно учитывать при планировании.

  • Инвестиции и сроки внедрения. TMS — это проект, который требует времени и бюджета. Для средних и небольших компаний стоимость использования системы, цена интеграции и поддержки могут оказаться затратными. Кроме того, проект требует времени и ресурсов на адаптацию партнеров и сотрудников. Несмотря на это, наш опыт показывает, что вложения окупаются уже в первые месяцы полноценного использования TMS.
  • Сложность интеграции. Для максимальной эффективности TMS необходимо связать с другими корпоративными системами — WMS, ERP, CRM и др. На практике это занимает от нескольких недель до месяцев, требует участия IT-команды и может сопровождаться техническими трудностями. Но именно такая интеграция позволяет превратить систему в полноценный центр управления перевозками.
  • Зависимость от качества данных. Даже самая продвинутая TMS не сможет показать объективную картину, если исходные данные (например, данные о маршрутах, графики загрузки, информация о работе складов или тарифах) вводятся с ошибками. Решается это внедрением регламентов и автоматизированных проверок данных.
  • Фактор человеческого сопротивления. Персонал и перевозчики не всегда быстро принимают новые цифровые инструменты. Водители могут игнорировать мобильное приложение, диспетчеры — дублировать процессы вручную. На начальных этапах это снижает эффект от автоматизации. Обычно проблему решает постепенное внедрение и обучение сотрудников.

Таким образом, TMS — это не «волшебная кнопка», а инструмент. Его внедрение требует основательного подхода: качественной подготовки данных, готовности к изменениям внутри компании и выбора надежного поставщика решений.

Технологии как главный мотиватор

Современная альтернатива штрафам — цифровая система управления транспортом позволяет повышать ключевые показатели эффективности перевозчиков, не прибегая к эскалации. TMS превращает контроль грузоперевозок из реактивного процесса (фиксировать нарушения и разбираться с их последствиями) в проактивный: система заранее минимизирует риски и создает для перевозчиков прозрачные правила игры. 
 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Контакты

Адрес
121205, Россия, г.Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Можайский, тер. инновационного центра Сколково, б-р Большой, д. 42, стр. 1, оф. 2.190
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия