Как оптимизировать работу с ЕЛС при жд перевозках
За три года доходность железнодорожных операторов полувагонов для перевозки угля и других насыпных грузов упала в полтора раза. Как повышать эффективностьПавел работает в ЦКР с 2019 года. До этого построил с нуля два крупных ОЦО: для компании СИБУР и группы Черкизово.
За три года доходность железнодорожных операторов полувагонов для перевозки угля и других насыпных грузов упала в полтора раза, сообщал Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ). Одна из ключевых причин — рост производственных затрат на оплату услуг перевозки и содержание вагонного парка.
По данным аналитиков ИПЕМ и Infoline, за год расходы на ремонт возросли на 17-27%, тогда как стоимость комплектующих подскочила на 40% и более. В 2025 году, по прогнозам, цены на ремонт могут резко вырасти на 20% и выше — не только из-за роста цен на запчасти, но и из-за нехватки квалифицированных кадров в отрасли.
По данным РЖД, тарифы на ж/д перевозки грузов в России в предыдущий раз индексировались с 1 декабря 2023 года на 7,6%. Это базовая цифра, к которой добавились целевые надбавки в 2% на капремонт инфраструктуры и 1% — на транспортную безопасность. В целом с учетом их индексация составляла 10,75%.
Базовая индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в России планируется и с 1 января 2025 года на 13,8%.
В целом, вводные для рынка операторов железнодорожных перевозок такие: конкуренция и нестабильность на рынке растут. Становится очевидной необходимость новых выгодных решений по оптимизации расходов и расчетов с Перевозчиком. Например, связанных с Единым лицевым счетом (ЕЛС) плательщика — цифровым кодом, позволяющим вести расчеты за предоставляемые РЖД услуги, связанные с перевозкой грузов, порожнего собственного подвижного состава по всей сети Российских железных дорог.
Рассказываем, как выстроить работу с ЕЛС так, чтобы не просто настраивать точные платежи, но и экономить средства при перевозке грузов.
Как работает ЕЛС от РЖД
Рынок железнодорожных перевозок довольно статичен — в том числе, когда дело касается оплаты услуг операторов ж/д-перевозок. Основное движение средств проходит через Единый лицевой счет (ЕЛС). Инструмент расчета провозной платы в АС ЭТРАН достаточно точен — но и в нем возникают ошибки, из-за которых заказчики теряют деньги или платят по завышенным тарифам.
Единый лицевой счет (ЕЛС) — это своеобразный отраслевой стандарт для расчетов с РЖД за услуги по перевозке. Операторы подвижного состава и любой бизнес, который использует ж/д транспорт, используют и платформу АС «Этран», которая позволяет в онлайн-режиме видеть поступления от каждого клиента, операции по начислению провозных и иных платежей — и оперативно определять сальдо по расчетам по коду плательщика (т.е. ЕЛС).
Расчеты с ОАО «РЖД» за услугу перевозки происходят по такой схеме:
- Заказчик переводит деньги, которые учитываются на ЕЛС.
- Первые начисления резервируются, когда груз принят к перевозке на станции отправления.
- Когда вагон прибыл на ж/д станцию назначения и груз выдан грузополучателю, РЖД взыскивает итоговую сумму за перевозку.
Этот принцип прост — но в расчете стоимости услуг перевозки много нюансов. Так, система может проводить начисления с ошибками; алгоритм не всегда адаптирован под те события, которые могут произойти в пути следования — и, следовательно, финальные расчеты могут быть неточными.
Приведу примеры таких неточностей:
- Неверно определено кратчайшее расстояние перевозки;
- Неправомерно начислен добор провозной платы при отцепе вагона в пути следования;
- Неправомерно снята маршрутная скидка;
- Неправомерное применение/неприменение тарифных отметок и др.
В итоге складывается ситуация, когда отправитель заложил в логистику отправки груза один бюджет, но по факту заплатил больше.
Многие компании считают, что это обычное дело, — и переплачивают, списывая на издержки системы. Немногие могут позволить себе развивать бизнес и параллельно вникать в рутину работы по проверке правильности начислений и правомерности списания средств с ЕЛС. Встречается и мнение, что «это как с налогами: лучше заплатить все, чем спорить» — однако, как показывает практика, оно безосновательно. Специалисты РЖД легко идут на контакт, прислушиваются к аргументам и корректируют начисления.
Как можно построить работу с Единым лицевым счетом
У аутсорсера в силу масштаба шире опыт работы с участниками рынка, так как специалисты взаимодействуют с клиентами из разных отраслей и расширяют базу знаний.
Конечно, начинающему или некрупному предприятию проще заплатить все (порой небольшие) налоги, чем спорить с ФНС. Специалисты же из консалтинга или аутсорсинговых компаний знают, что в рамках закона можно вести диалог с налоговыми органами и отстаивать свою позицию. Такой же подход можно перенести и в отношения с РЖД. Поэтому клиенты могут видеть другой результат в работе с ЕЛС:
- Проверка правильности расчетов, начисленных при приеме груза к перевозке. Так исключают возможные ошибки: этот подход помогает на этапе отправления проверить корректность начисленной платы, а при выявлении отклонений — провести допретензионную работу с перевозчиком оперативно, до раскредитования полученных документов и прибытия груза в пункт назначения.
- Контроль расчетов после прибытия груза в пункт назначения. В первую очередь это экономит деньги и позволяет принять расходы, соответствующие договору и тарифной политике. При выявлении несогласия или при отсутствии подтверждающих документов, если невозможно определить правомерность перерасчета, можно в допретензионном порядке урегулировать спор, запросив документы.
За 2023 год мы сохранили для клиентов сотни миллионов рублей. Надо сказать, что в ЕЛС не так часто встречаются ошибки, и это хорошо работающая электронная система. Но всегда есть нюансы, так как в грузоперевозках задействовано множество участников, также возникают нестандартные моменты, которые приводят к сбоям системы.
Мы находим эти ошибки и добиваемся перерасчета, если нашему клиенту выставляют дополнительные расходы. Сотрудники РЖД доверяют нашему профессионализму и практически всегда удовлетворяют претензии.
Как работа с ЕЛС сокращает издержки работы с РЖД
Аналитическая работа с Единым лицевым счетом — это финансовый аудит всех составляющих процесса перевозки грузов по железной дороге. Сотрудники должны не просто заниматься учетом фактически понесенных расходов, а следить, чтобы клиент не переплачивал за возникшие ошибки или сбои системы.
Все это дает прямой дополнительный эффект для заказчика:
- Анализ эффективности перевозок. Показывает, использует ли клиент все льготы и особые условия для своих грузов.
- Предложения, которые помогают снизить стоимость перевозок.
- Прогнозы по будущим затратам. Это позволяет более точно строить финансовые прогнозы для заказчика на будущие периоды и быстро реагировать на меняющиеся условия работы.
Если комплексно подходить к модели проверки правильности начисления и правомерности списания провозных платежей, а также дополнительных сборов с ЕЛС по услугам перевозки с РЖД, то эффекты также могут быть комплексными и весомыми.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Контакты
Социальные сети