Как проходит импортозамещение на рынке производителей электроники
О проблемах конкуренции российских производителей с импортом на светотехническом рынке, а также о способах их преодоления рассказывает эксперт Татьяна ТришинаАвтор статей и публикаций об освещении торговых пространств, экспозиционном освещении и агрофотонике, биодинамическом освещении, а также о применении технологий ИИ и цифровизации в светотехнике
Почему нам приходится конкурировать с импортом
Мировой товарооборот показывал стабильный рост на 7-10% в год с окончания Второй мировой войны и до 2020 года.
Все процессы, связанные с экспортно-импортными операциями, постоянно совершенствовались и упрощались: международная логистика, финансовые инструменты, упрощение или полная ликвидация таможенных процедур. Работа шла на ускорение и формирование все более совершенной циркуляции товарного потока.
Снятие барьеров усилило региональную и страновую специализацию: одни регионы стали центрами создания технологии и интеллектуальной собственности, другие — производственными офшорами, третьи — сырьевыми базами.
«Производственный офшор» — это страна или регион, предоставляющий свою территорию, инфраструктуру и трудовые ресурсы иностранным компаниям при отсутствии или минимальном объеме налогов в собственный бюджет. Один из примеров «производственного офшора» — Китайская Народная Республика.
Факторы, которые способствовали Китаю стать таким офшором:
- Наличие большого количества трудовых ресурсов.
- Комфортная для бизнеса система налогообложения.
- Низкие затраты на капитальную инфраструктуру.
Одним из ключевых факторов формирования производственного офшора послужил тот факт, что юань, китайская национальная валюта, до недавнего времени не являлась международной и свободно конвертируемой. Более того, долгое время вывод юаней и/или свободная покупка долларов внутри страны была существенно ограничена и затруднена. То есть инвестор мог забрать свою доходность только произведенной внутри страны продукцией.
Апогеем региональной специализации я могу назвать индустриальную модель «Apple+Foxconn». То есть, разрабатывать и получать максимальную доходность от сбыта продукции и платить налоги компания может в своем домашнем регионе, а производить там, где дешевле.
По данным на 2014 год при цене реализации iPhone в 500 долларов, только 6,5 долларов приходилось на долю производства «железа».
Время показало высокую экономическую эффективность этой модели, и со временем многие глобальные корпорации ликвидировали собственные мощности, оставив R&D, маркетинг и продажи.
А что в России
Динамика внешней торговли России находится под влиянием как мировых, так и локальных трендов. До 2008 года торговый оборот России рос, аналогично общемировым тенденциям, и в полном соответствии с ними же снизился в 2009 году, но уже в 2010 году вернулся к устойчивому росту. Следующее снижение в 2015 году связано с введением международных санкций, которые наложили ограничения на российский экспорт, а также на импорт технологий. Это оказало не самое лучшее влияние на доступность и логистику ряда полупроводниковых компонентов для российского рынка в целом, но через третьи страны по-прежнему можно было закупить все необходимое. Так продолжалось до 2020 года, пока вместе с пандемией COVID-19 не началась эпоха перемен.
В 2020 году мы впервые столкнулись с резкими и внезапными разрывами производственных и логистических цепочек, к которым привыкли, многие предприятия встали из-за отсутствия и невозможности быстро закупить и привезти критические компоненты изделий. На COVID-19 очень неудачно наложился лавинообразный спрос на полупроводники, связанный с так называемым «зеленым переходом» в Европе и США, и ростом производства электромобилей в Китае.
Происходит массовая замена популярных американских и европейских брендов на китайские.
После введения масштабных санкций в феврале 2022 года необходимость срочной локализации производств и импортозамещения казалась очевидной. Изменения затронули абсолютно все сферы ведения бизнеса: от закупок материалов и логистики, до технического обслуживания и финансовых взаиморасчетов. Но по факту промышленные предприятия, да и потребители, просто заменили один импорт другим.
Рынок и бизнес можно понять: когда нет замены «здесь и сейчас», а продолжение производственных циклов — это вопрос выживания компании, естественно в ход идут любые доступные варианты.
Несмотря на введение национального режима при проведении закупок по Федеральный закон № 44-ФЗ, его требования не всегда соблюдаются. Некоторые производители используют российские компоненты и узлы для выпуска ограниченного количества светильников с целью внесения в Реестр российской промышленной продукции.
Отдельная боль для любого российского производителя, это принципиальная разница в подходе и процедуре сертификации для российского и импортного продукта. Так, для источников питания обязательной для реализации продукта на территории РФ является сертификация на соответствие ТР ТС 004, ТР ТС 020 и ТР ТС 037. Данные сертификаты должны выдаваться аккредитованными сертификационными центрами после проведения испытаний, на основании положительного заключения экспертизы.
Другим существенным барьером для развития российского производства электроники являются ввозные пошлины на комплектацию от 8 до 15%. В итоге с учетом разницы в системах налогообложения, серьезных инвестициях в капитальную инфраструктуру для запуска производства, ввозных пошлин на компоненты, источник питания, произведенный на территории России по той же технологии, из тех же самых компонентов, что и китайский, обходится на 34% дороже. Конечно, объяснить рынку эту разницу в цене мы не можем, и поэтому производителям электроники для развития рынка нужна помощь регулятора.
Есть ли другие пути успешной конкуренции с импортом? Конечно, есть:
- Участие в масштабных инфраструктурных проектах, в том числе по развитию транспортной инфраструктуры со специальными условиями эксплуатации, где кооперация заказчика и исполнителей начинается на уровне разработки технических требований. Здесь приоритет останется на стороне локальных производителей с сильными конструкторскими бюро и глубоким пониманием процесса разработки и приемо-сдаточных испытаний готового изделия.
- Создание продуктов с высокой добавленной стоимостью, таких как интеллектуальные цифровые системы управления освещением. При появлении в составе продукта аппаратного и прикладного ПО доля локализации и добавленной стоимости, создаваемой на территории РФ автоматически существенно возрастает. Если мы продаем и производим «только железо», то целиком завязаны на производственные издержки, а они у нас пока высоки.
- Развитие экспорта продуктов и технологий. Здесь пока еще существует много административных и логистических барьеров, однако интерес к российскому продукту за рубежом остается стабильно высоким.
В 2022 году компания «Трион» стала одним из многих предприятий, начавших повторную индустриализацию электронной промышленности. Несмотря на все описанные трудности, мы работаем, стремимся создать предприятие и выпускать качественную, надежную российскую продукцию.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети