РБК Компании
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании: скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании:
скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку

Как проходит импортозамещение на рынке производителей электроники

О проблемах конкуренции российских производителей с импортом на светотехническом рынке, а также о способах их преодоления рассказывает эксперт Татьяна Тришина
Как проходит импортозамещение на рынке производителей электроники
Татьяна Тришина
Татьяна Тришина
Управляющий партнер компании «Трион»

Автор статей и публикаций об освещении торговых пространств, экспозиционном освещении и агрофотонике, биодинамическом освещении, а также о применении технологий ИИ и цифровизации в светотехнике

Подробнее про эксперта

Почему нам приходится конкурировать с импортом

Мировой товарооборот показывал стабильный рост на 7-10% в год с окончания Второй мировой войны и до 2020 года.

Все процессы, связанные с экспортно-импортными операциями, постоянно совершенствовались и упрощались: международная логистика, финансовые инструменты, упрощение или полная ликвидация таможенных процедур. Работа шла на ускорение и формирование все более совершенной циркуляции товарного потока.

Снятие барьеров усилило региональную и страновую специализацию: одни регионы стали центрами создания технологии и интеллектуальной собственности, другие — производственными офшорами, третьи — сырьевыми базами.

«Производственный офшор» — это страна или регион, предоставляющий свою территорию, инфраструктуру и трудовые ресурсы иностранным компаниям при отсутствии или минимальном объеме налогов в собственный бюджет. Один из примеров «производственного офшора» — Китайская Народная Республика. 

Факторы, которые способствовали Китаю стать таким офшором: 

  1. Наличие большого количества трудовых ресурсов. 
  2. Комфортная для бизнеса система налогообложения. 
  3. Низкие затраты на капитальную инфраструктуру. 

Одним из ключевых факторов формирования производственного офшора послужил тот факт, что юань, китайская национальная валюта, до недавнего времени не являлась международной и свободно конвертируемой. Более того, долгое время вывод юаней и/или свободная покупка долларов внутри страны была существенно ограничена и затруднена. То есть инвестор мог забрать свою доходность только произведенной внутри страны продукцией. 

Апогеем региональной специализации я могу назвать индустриальную модель «Apple+Foxconn». То есть, разрабатывать и получать максимальную доходность от сбыта продукции и платить налоги компания может в своем домашнем регионе, а производить там, где дешевле. 

По данным на 2014 год при цене реализации iPhone в 500 долларов, только 6,5 долларов приходилось на долю производства «железа». 

Как проходит импортозамещение на рынке производителей электроники
Рисунок 1. Динамика минимальной стоимости iPhone 2007-2018 гг.. Источник: https://www.iguides.ru/main/gadgets/kak_rastut_tseny_na_iphone_iz_goda_v_god/?itape=341496

Время показало высокую экономическую эффективность этой модели, и со временем многие глобальные корпорации ликвидировали собственные мощности, оставив R&D, маркетинг и продажи. 

Как проходит импортозамещение на рынке производителей электроники
Рисунок 2. Рейтинг стран мира по объему промышленного производства 2020. Источник Соединенная система информации «Стратегия24»

А что в России

Динамика внешней торговли России находится под влиянием как мировых, так и локальных трендов. До 2008 года торговый оборот России рос, аналогично общемировым тенденциям, и в полном соответствии с ними же снизился в 2009 году, но уже в 2010 году вернулся к устойчивому росту. Следующее снижение в 2015 году связано с введением международных санкций, которые наложили ограничения на российский экспорт, а также на импорт технологий. Это оказало не самое лучшее влияние на доступность и логистику ряда полупроводниковых компонентов для российского рынка в целом, но через третьи страны по-прежнему можно было закупить все необходимое. Так продолжалось до 2020 года, пока вместе с пандемией COVID-19 не началась эпоха перемен.

Как проходит импортозамещение на рынке производителей электроники
Рисунок 3. Товарооборот в Российской Федерации до 2020 года. Источник: данные Trade Map — Trade statistics for international business development

В 2020 году мы впервые столкнулись с резкими и внезапными разрывами производственных и логистических цепочек, к которым привыкли, многие предприятия встали из-за отсутствия и невозможности быстро закупить и привезти критические компоненты изделий. На COVID-19 очень неудачно наложился лавинообразный спрос на полупроводники, связанный с так называемым «зеленым переходом» в Европе и США, и ростом производства электромобилей в Китае.
Происходит массовая замена популярных американских и европейских брендов на китайские. 

После введения масштабных санкций в феврале 2022 года необходимость срочной локализации производств и импортозамещения казалась очевидной. Изменения затронули абсолютно все сферы ведения бизнеса: от закупок материалов и логистики, до технического обслуживания и финансовых взаиморасчетов. Но по факту промышленные предприятия, да и потребители, просто заменили один импорт другим.

Как проходит импортозамещение на рынке производителей электроники
Рисунок 4. Динамика промышленного производства и численности работающих в организациях (2015=100). Источник: Федеральная служба государственной статистики РФ

Рынок и бизнес можно понять: когда нет замены «здесь и сейчас», а продолжение производственных циклов — это вопрос выживания компании, естественно в ход идут любые доступные варианты.

Как проходит импортозамещение на рынке производителей электроники
Рисунок 5. Наиболее существенные проблемы для деятельности российских предприятия в условиях внешнего санкционного давления (% от ответивших). Источник: ЦБ РФ, аналитическая записка, январь 2023

Несмотря на введение национального режима при проведении закупок по Федеральный закон № 44-ФЗ, его требования не всегда соблюдаются. Некоторые производители используют российские компоненты и узлы для выпуска ограниченного количества светильников с целью внесения в Реестр российской промышленной продукции. 

Отдельная боль для любого российского производителя, это принципиальная разница в подходе и процедуре сертификации для российского и импортного продукта. Так, для источников питания обязательной для реализации продукта на территории РФ является сертификация на соответствие ТР ТС 004, ТР ТС 020 и ТР ТС 037. Данные сертификаты должны выдаваться аккредитованными сертификационными центрами после проведения испытаний, на основании положительного заключения экспертизы. 

Другим существенным барьером для развития российского производства электроники являются ввозные пошлины на комплектацию от 8 до 15%. В итоге с учетом разницы в системах налогообложения, серьезных инвестициях в капитальную инфраструктуру для запуска производства, ввозных пошлин на компоненты, источник питания, произведенный на территории России по той же технологии, из тех же самых компонентов, что и китайский, обходится на 34% дороже. Конечно, объяснить рынку эту разницу в цене мы не можем, и поэтому производителям электроники для развития рынка нужна помощь регулятора. 

Есть ли другие пути успешной конкуренции с импортом? Конечно, есть: 

  1. Участие в масштабных инфраструктурных проектах, в том числе по развитию транспортной инфраструктуры со специальными условиями эксплуатации, где кооперация заказчика и исполнителей начинается на уровне разработки технических требований. Здесь приоритет останется на стороне локальных производителей с сильными конструкторскими бюро и глубоким пониманием процесса разработки и приемо-сдаточных испытаний готового изделия. 
  2. Создание продуктов с высокой добавленной стоимостью, таких как интеллектуальные цифровые системы управления освещением. При появлении в составе продукта аппаратного и прикладного ПО доля локализации и добавленной стоимости, создаваемой на территории РФ автоматически существенно возрастает. Если мы продаем и производим «только железо», то целиком завязаны на производственные издержки, а они у нас пока высоки. 
  3. Развитие экспорта продуктов и технологий. Здесь пока еще существует много административных и логистических барьеров, однако интерес к российскому продукту за рубежом остается стабильно высоким. 
Как проходит импортозамещение на рынке производителей электроники
Рисунок 6. Производство компании «Трион» в городе Сергиев Посад Московской области

В 2022 году компания «Трион» стала одним из многих предприятий, начавших повторную индустриализацию электронной промышленности. Несмотря на все описанные трудности, мы работаем, стремимся создать предприятие и выпускать качественную, надежную российскую продукцию.

Последнее изменение: 8 июля 2024

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации26.02.2018
Уставной капитал10 000 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Ховрино, ул. Смольная, д. 24а, помещ. 1/16
ОГРН 1187031053494
ИНН / КПП 7017440771 774301001
Среднесписочная численность57 сотрудников

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, ул. Смольная, д. 24а
Телефон +74955604857

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия