Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Ноутбуки: как в 2024 году изменились предпочтения в бизнес-сегменте

Евгения Муравьева, директор управления корпоративных продаж компании «Ситилинк» рассказывает про популярность брендов и предпочтения пользователей
Ноутбуки: как в 2024 году изменились предпочтения в бизнес-сегменте
Источник изображения: Сгенерировано нейросетью ChatGPT
Евгения Муравьева
Евгения Муравьева
Директор управления корпоративных продаж компании «Ситилинк»

Директор управления корпоративных продаж компании «Ситилинк» — одной из крупнейших сетей магазинов электроники и бытовой техники.

Подробнее про эксперта

Общая ситуация — в России и в мире

В 2024 году, после двух лет падения, мировой рынок ПК начал устойчиво расти, хотя и не теми темпами, которые прогнозировали в конце 2023. Аналитики IDC оценили рост «год к году» в 1%, Gartner — в 1,4%, самые оптимистичные (Canalys) — в 3,8%.

В России за этот период были неудачные кварталы, но монотонного падения продаж не наблюдалось. В 2024 году, как полагают в IT Research, рынок ПК (настольных систем и ноутбуков) вырос на 2,4% (в количественном выражении). По сравнению с 2023-м (тогда рост 12,5% по данным IT Research) результат не впечатляющий, но в русле мировых тенденций. Чуть больше половины, 51% составили продажи ноутбуков, они увеличились приблизительно на 2%.

В Ситилинке продажи ноутбуков выросли на 1,5%. При этом юрлица стали покупать чаще — на 6,6%.

Ноутбуки: как в 2024 году изменились предпочтения в бизнес-сегменте

В 2023 году ноутбуки Huawei очевидно лидировали по продажам. В 2024-м они сохранили лидерство «в бизнесе» (хотя и не так уверенно, как годом ранее), но «в целом» чуть-чуть уступили Asus. Изменения в списке лидеров, по сравнению с прошлым годом, минимальны: вместо Digma в него вошла компания Acer, и довольно успешно. Первые пять вендоров стабильно удерживают за собой более 60% рынка.

Как поменялись за год параметры Windows-ноутбуков

Для полноты картины мы сравнивали между собой характеристики бизнес-ноутбуков 2023-2024 годов и «консьюмерских» моделей 2024 и 2023 годов. Большинство отмеченных тенденций были заметны еще при сравнении ноутбуков, проданных в первых кварталах 2023 и 2024 годов, по результатам года они стали видны еще отчетливей.

Процессоры

Доля чипов среднего уровня (Core i5 и Ryzen 5), на которые приходится основные продажи, осталась в B2B на прошлогоднем уровне (54%). Немного выросли доли «старших» процессоров Core i7/Ryzen 7 и Core i9/Ryzen 9, с последними сравнялись процессоры нового поколения (семейство Ultra от Intel, Ryzen AI 9 от AMD).

Ноутбуки: как в 2024 году изменились предпочтения в бизнес-сегменте

Если сравнивать с «пользовательскими» ноутбуками, то в последние два года видна отчетливая тенденция: в B2C больше покупают устройства на совсем старых процессорах (Pentium, Athlon и т.д.) и на мощных чипах «седьмой» и «девятой» серий. B2B-клиенты чаще предпочитают «золотую середину» (i3/Ryzen 3, i5/Ryzen 5), а также новые процессоры — Core Ultra и Ryzen AI 9.

Оперативная память

ОЗУ среднего бизнес-ноутбука выросла с 11,3 до 13,1 ГБ, это заметный прогресс даже по сравнению с результатами первого квартала (12,3 ГБ), по этому параметру B2B-устройства догнали и перегнали «пользовательские». Если в 2023 году самыми популярными были устройства с 8 ГБ (56% от общего количества проданных устройств), а 16-гигабайтные существенно отставали (39%), то в этом году они поменялись местами: 56% и 40% соответственно.

Ноутбуки: как в 2024 году изменились предпочтения в бизнес-сегменте

Существенно выросла и доля ноутбуков с ОЗУ более 16 ГБ, с 1,2% до 2,7%. В «пользовательском» сегменте динамика аналогичная.

Емкость накопителя

Размер среднего хранилища бизнес-ноутбука вырос с 441 в 2023 году до 525 ГБ. Устройства с SSD емкостью 512 ГБ доминировали уже год назад (были установлены в 55% и 67% ноутбуков соответственно), второе место держат 256-гигабайтные устройства (36% и 20%).

Ноутбуки: как в 2024 году изменились предпочтения в бизнес-сегменте

По этому параметру бизнес- и пользовательские устройства практически сравнялись. Более чем вдвое (до 12-13%) выросла популярность терабайтных накопителей (но SSD емкостью 2, 3 и 4 ТБ пока еще редкость). Практически покинули рынок ноутбуки с жесткими дисками и накопителями на основе eMMC.

Дисплей

Средняя диагональ экрана осталась прежней 15,4 дюйма, чуть меньше, чем самый популярный размер 15,6 дюйма (его доля существенно снизилась с 67% до 64%). 16-дюймовые ноутбуки утроили свою долю (с 6% до 19%) в бизнес-сегменте и удвоили (с 9% до 17%) — в консьюмерском. 14-дюймовые (это третий по популярности размер дисплея) чуть выросли в «бизнесе» (с 16% до 18%), стали чуть менее популярны у пользователей (15% и 13% соответственно).

Ноутбуки: как в 2024 году изменились предпочтения в бизнес-сегменте

Стали немного менее востребованы ноутбуки с диагональю больше 16 дюймов (практически все они — 17,3”).

Существенно выросли продажи ноутбуков с сенсорными экранами: с 2,2% до 3,2% (в консьюмерском сегменте — с 1,5% до 2,6%).

Операционная система

В 2023 году лидировала домашняя Windows 11, она была установлена на 32% систем, еще на 9% — профессиональная версия, варианты Windows 10 давали в сумме 7%. В этом году Windows 10 встречается крайне редко, суммарная доля Windows 11 опустилась до 35%.

Зато выросла с 49% до 62% доля ноутбуков, на которых или вовсе не установлена ОС, или установлен явно непригодный ее вариант — DOS или Trial-версия Windows. Причем доля компьютеров с «честно отсутствующей» операционной системой чуть превысила половину (50,5%).

Ноутбуки: как в 2024 году изменились предпочтения в бизнес-сегменте

Оставшиеся несколько процентов приходится на все варианты Linux. Можно предположить, что B2B-покупатели имеют запас корпоративных лицензий или предпочтут установить российские варианты Linux (доля иностранных версий этой ОС упала почти вдвое).

В пользовательском сегменте динамика приблизительно такая же.

Особенно заметно изменение предпочтений в массовом сегменте по первой десятке лидеров продаж. В 2023 году 65% таких устройств поставлялись с домашней Windows 11 (в первом квартале — даже 75%). В 2024 году ситуация изменилась на прямо противоположную: только 22% устройств продавались с Windows 11 (домашней и профессиональной), 78% — без операционной системы или с DOS.

B2B и B2С — разница невелика, но есть

Как видно из графиков, ноутбуки, проданные в 2023-2024 годах в B2B-канал по техническим характеристикам незначительно отличаются от тех, что были проданы конечным пользователям. В 2024 году разница в характеристиках даже уменьшилась.

Незначительно отличаются и цены: 61,8 и 62,3 тысячи рублей стоили в среднем в 2024 году B2C- и B2B-устройства архитектуры x86. В 2023-м соотношение было приблизительно таким же: 58,4 и 58,8 тысяч.

Отчетливая разница видна только в количестве устройств, приобретенных, в среднем, на один чек: у B2C-ноутбуков это твердая «единица», у B2B — доходит до 2.

Самые популярные модели — 2024

Huawei изрядно оторвался от конкурентов, так что неудивительно, что в первой пятерке моделей по популярности — четыре устройства этой компании. Лидер по продажам — компактный Huawei MateBook D 14 (экран: 14 дюймов,1920 х 1080, IPS, процессор: Intel Core i5 12450H, интегрированная графика: Intel UHD Graphics, оперативная память: 16 ГБ, накопитель: 512 ГБ).

В спину ему дышит 16-дюймовый Huawei MateBook D 16 (16 ГБ/1 ТБ). За ним, с двукратным отрывом, также 16-дюймовый Huawei MateBook D 16 MCLF-X (16 ГБ/512 ГБ) в двух вариантах — с Windows 11 Home и без операционной системы. Замыкает пятерку 15,6-дюймовый Acer Aspire 5 в той же комплектации 16/512.

Все лидеры базируются на процессоре Intel Core i5 12450H, операционная система установлена только на одном из MateBook D 16.

Год назад рейтинг популярности возглавлял также представитель семейства MateBook, 15,6-дюймовая модель MateBook D BoD-WDH9. Существенно более «слабая» модель (процессор i5 1135G7, ОЗУ 8 ГБ, SSD — 256 ГБ), но с операционной системой Windows 11 Home. И несколько более дешевая (44 тысячи рублей и 55 тысяч соответственно, здесь и далее указана средняя цена за устройство в обозреваемый период).

Самые мощные

Процессор Intel Core i9 14900HX, 64 ГБ оперативной памяти стандарта DDR5, SSD емкостью 4 ТБ, видеокарта Nvidia RTX 5000 с 16 ГБ ОЗУ, 18-дюймовый экран с разрешением 3840х2400 — все это MSI CreatorPro X18, самый укомплектованный B2B-ноутбук 2024 года. С соответствующим ценником под 650 тысяч. За год этот суперноутбук купили лишь однажды.

Другие претенденты на звание самого-самого (порог входа — процессор 14900HX, 64 ГБ ОЗУ, видеокарта не хуже RTX 4090 с 16 ГБ памяти или на Ryzen AI 9 HX 370 для любителей AMD) тоже массовым спросом похвастаться не могли (стоимость — от 400 тысяч за устройство).

Лидер по характеристикам 2023 года — MSI Titan GT77HX: экран 17,3 дюйма (разрешение 3840x2160), процессор Core i9 13980HX, 64 ГБ ОЗУ, накопитель 3 ТБ, видеокарта Nvidia RTX 4090 с 16 ГБ оперативной памяти. Цена вопроса — чуть более 560 тыс.

Новости из параллельной Вселенной

Ноутбуки Apple в корпоративном секторе тоже востребованы. Самой продаваемой моделью с большим отрывом стал MacBook Air A2337. Его характеристики относительно скромные: экран 13,3 дюйма (2560 х 1600), процессор M1, 16 ГБ ОЗУ, SSD 256 ГБ, семиядерный GPU. Зато и цена — всего 86 тысяч (сейчас он еще немного подешевел).

В 2023 году чаще всего B2B-клиенты покупали его старшего брата, MacBook Air A2337 с 16 ГБ ОЗУ, за 96 тысяч.

Что в итоге

В отличие от мирового рынка ноутбуков, российский год к году не падал, а все время неторопливо рос. Мировому рынку уже второй год прогнозируют ускорение роста за счет массового перехода на Windows 11 после окончания поддержки Windows 10. Пока прогноз не очень сбывается, не спешат даже в «целевых» государственном и корпоративном секторах. У нас же в этих секторах происходит импортозамещение.

В малом же бизнесе тем более не будут спешить с заменой «железа» под новую ОС, так что скорее, можно предположить дальнейшее падение доли устройств с предустановленной Windows.

Что до второго предполагаемого драйвера мирового рынка, роста популярности компьютеров с ИИ-чипами, то тут мы вместе с планетой всей: продажи таких устройств пока растут очень медленно. И пока ИИ не появится в более дешевых устройствах ситуация не изменится: настольных ИИ-приложений пока не очень много (да и облачным найти реальное применение не так-то просто).

Источники изображений:

Личный архив компании Ситилинк

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия