РБК Компании
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Главная Pyrus 19 декабря 2024

Почему low-code решения в России не победили классические

Пока что самое успешное low-code решение для бизнеса в России — это Excel или Telegram с ботами, а преимущества остальных неочевидны. В чем причины
Почему low-code решения в России не победили классические
Источник изображения: Личный архив компании
Максим Нальский
Максим Нальский
СЕО Pyrus

Серийный предприниматель и инженер-разработчик, основатель ИТ-компаний в России и США: включая Pyrus, iiko, ФинГрад. Эксперт в области автоматизации бизнес-процессов

Подробнее про эксперта

Рынок low-code-решений — на пике роста: Gartner прогнозирует ему объем в $32 млрд по итогам года (при среднем росте на 20% в год), а CNews включил в топ-5 ИТ-трендов 2024-го. В России за последние два года доля компаний, использующих low-code выросла с 25 до 75%, а самому рынку предрекают рост с 8 млрд рублей в 2022-м до 30 млрд к 2030-му. На пути есть немало сложностей: российские пользователи уже «избалованы» первоклассными финтех-сервисами и электронными госуслугами, аналогов которых нет на Западе. Поэтому и от b2b-продуктов они ожидают большего: максимум простоты, интуитивно понятный интерфейс и гибкая настройка. О том, какие еще барьеры существуют и как их преодолеть — Максим Нальский, СЕО low-code BPM  платформы Pyrus.  

Тренд на оптимизацию  

Среди главных факторов растущего спроса на low-code называют импортозамещение и дефицит ИТ-кадров. При этом конкуренция среди работодателей только нарастает, и далеко не всем по карману десятки дорогих разработчиков, которые будут создавать и дорабатывать решения персонально под клиента. Поэтому малый и средний бизнес выкручивается, как может: включая low- и no-code, ИИ-ассистенты для разработки и прочие технологические «костыли».

Еще одна причина — тренд на тотальную оптимизацию. Бизнес активно цифровизует все процессы, которые приходится перестраивать на ходу, потому что ситуация меняется стремительно. В такой ситуации даже крупные компании и холдинги делают выбор в пользу решений, которые позволяют сделать это быстро и без лишних затрат. Кроме того, LCNC позволяют задумываться о систематизации процессов, до которых раньше руки не доходили. Например, многоэтапные согласования, онбординг или обучение сотрудников. 

IT-продукты, в свою очередь, изначально развиваются по пути максимального упрощения и гибкости. Однако пока что самое успешное low-code решение для бизнеса — это Excel или Telegram с ботами, а преимущества остальных для российского потребителя неочевидны. И вот почему. 

1: Для low-code тоже нужно ТЗ

С одной стороны, low-code сочетают в себе все преимущества no-code и классической разработки: гибкость и скорость. За счет этого они делают автоматизацию более дешевой и доступной для многих: вместо 100 дорогостоящих программистов можно нанять, условно, 25 аналитиков или привлечь руководителей, которые справятся с настройкой базовых процессов. При этом внедрение и настройку можно провести на 50-80% быстрее, чем в случае с классическим ПО.

С другой — для того, чтобы внедрять low-code и гибко настраивать под свои потребности тоже нужно ТЗ. Это значит, что необходимо глубоко понимать, как меняются процессы в компании и как их улучшить, чтобы четко сформулировать задачу для настройки. Иначе low-code сервисы не приносят ожидаемого эффекта, а клиенты переплачивают за ненужные опции и разочаровываются. 

2: Качество вендоров

С одной стороны, исследования показывают, что рынок российских low-code платформ можно назвать достаточно зрелым: у клиентов большой выбор из универсальных и нишевых платформ, есть признаки высокой конкуренции и заимствований друг у друга.  

С другой — решения, которые называют себя low-code, часто таковыми не являются: платформы иногда используют этот термин, а на деле требуют сложной настройки и больших ресурсов. В том же исследовании видно, что далеко не все ведущие сервисы дают возможность для гибкой настройки через визуальный интерфейс без привлечения IT-специалистов. При этом даже универсальные платформы не покрывают все процессы, а нишевые подходят только для конкретных задач: например, техподдержка, ЭДО или база знаний. В итоге клиентам приходится собирать «зоопарк решений» для каждого департамента, и к low-code сервисам они настроены скептически.  

3: Проблемы с производительностью

Одно из слабых мест многих low-code решений — в том, что они плохо справляются с масштабируемостью и высокими нагрузками. Особенно когда число пользователей и задач резко выросло: например, в результате запуска новых направлений и филиалов. 

Вендоры делают синтетические нагрузочные тесты, но они не отражают реальной картины. Лучший способ — тестировать «на бою». Например, у нас есть кейс с банком из топ-10, где платформой пользуются 50 тыс. сотрудников, которые участвуют в 4 300 бизнес-процессов и обрабатывают до 200 млн документов. Это — «гигиенический минимум», с которым, в идеале, должно справляться любое low-code решение. 

4: Проблемы с безопасностью

Современный сервер начинают атаковать спустя 6 секунд после его подключения. В случае с low-code платформами под угрозой могут оказаться персональные и платежные данные, не говоря уже о сбоях в работе сервиса. 

Чтобы этого избежать, нужен жесткий контроль видимости и хранения персональных данных «из коробки», распределенные дата-центры по стандартам ISO 27001 и 9001, ежедневное резервное копирование и другие инструменты в рамках ИБ. Необходимо также подсвечивать любую подозрительную активность (инциденты), которая может привести к утечке данных. Для мобильных приложений необходимо внедрять стандарты безопасной разработки с 1500+ автоматических тестов. 

5: Недостаточная зрелость клиентов/Отсутствие корпоративной культуры

Я часто говорю, что low-code решения — для жадных и эффективных. Это значит, что внедрять их можно только при определенным типе корпоративной культуры у клиента. 

В классической корпорации внедрение low-code сталкивается с уже упомянутым «зоопарком решений», тогда как эффективная компания должна стремиться запускать все на единой платформе. И тут снова возникает проблема с доверием: клиенты просто не верят, что такие универсальные платформы существуют. Чем сложнее система, тем большую ответственность надо взять конкретному человеку за ее выбор. По аналогии с известным «no one ever got fired for buying IBM» можно сказать: если ты выбрал условную 1С, тебя за это точно не уволят. При таком подходе плюсы от выбора low-code не очевидны: все равно нужно писать ТЗ, что-то менять в настройках процессов и т.п. 

Чтобы это недоверие преодолеть, нужно, чтобы руководство и акционеры должны быть глубоко погружены в бизнес-процессы: тогда появится политическая воля для внедрения универсального low-code решения. Например, у одного из наших клиентов каждую заявку на новый софт обосновывают, доказывая, что это нельзя сделать на текущей платформе. При этом основная разработка осуществляется силами клиента и мы сами не знаем, что именно он делает на нашей платформе.    

Кроме этого, в компании должны быть развиты горизонтальные связи и высокий уровень персональной ответственности. Когда даже рядовой сотрудник переживает, если компания переплачивает за ненужный функционал, при этом все готовы к изменениям процессов и неизбежным операционным рискам, которые несет внедрение low-code платформы. Только в этом случае оно пройдет успешно и принесет ощутимый эффект для бизнеса, который может быть заметен спустя несколько месяцев. 

Что будет с рынком low-code в России

Несмотря на все трудности, сфера применения low-code и no-code платформ постоянно расширяется, за счет интеграции технологии во все привычные сервисы. В первую очередь, это финтех, страхование, ритейле и телекоме: их прибыль напрямую зависит от автоматизации и качества IT-сервисов, а затраты на инфраструктуру и ПО огромны. Так, low-code решения уже используют 36% российских банков, а еще 33% готовятся к их запуску. Параллельно растет спрос на HR-решения: их используют 68% компаний, причем часто сочетают сразу несколько систем. 

В IT-компаниях low-code тоже востребованы — но уже не в качестве конкретных продуктов, а особой методологии управления проектами. Однако заменить программистов они вряд ли смогут. Во-первых, low- и no-code сервисы тоже должен кто-то разрабатывать. Во-вторых, крупный бизнес и госкорпорации — вроде Сбера или Газпрома — по-прежнему будут нуждаться в больших ИТ-командах, чтобы те разрабатывали для них персональные решения с учетом их потребностей и законодательных требований. 

Важно учитывать, что, в отличие от классических, low-code решения предназначены уже не для разработчиков, а для аналитиков. Их главная задача — настроить и автоматизировать бизнес-процессы, управлять данными и принятием решений, в том числе стратегических. При этом потребности в кастомизации бесконечны, поэтому компании тратят все больше ресурсов не на внедрение, а на то, чтобы настроить low-code решения под свои задачи. 

Еще один важный тренд — это рост объема цифровых данных, который влечет за собой новые требования к построению бизнес-процессов. Вслед за этим вырастет спрос на бизнес- и системных аналитиков, которые будут работать с этими данными, принимать решения и настраивать процессы на их основе. Low-code разработчики, в свою очередь, займут место где-то между data scientist и классическими программистами, объединяя их навыки. На этот процесс может серьезно повлиять развитие ИИ-решений для автоматизации и разработки. Уже сейчас такие инструменты берут на себя часть задач, которые раньше выполняли менеджеры или аналитики. 

Пока что low-code платформы хорошо дополняют классические, помогая объединить ключевые бизнес-процессы и команды. Поэтому главные перспективы развития связаны с бесшовной интеграцией low-code с отраслевыми ERP, HRM и EPM-системами, а также узко специализированными приложениями. 
 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации31.05.2011
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Сокол, ул. Сурикова, д. 24, этаж 3, пом. 7
ОГРН 1117746423277
ИНН / КПП 7743819297 774301001

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия