Как противостоять незаконному обороту цемента и бетонных смесей
О направлениях работы по противодействию незаконному обороту цемента через эффективный механизм государственного контроля и надзора на рынке стройматериаловБолее 15 лет посвятила работе в цементной отрасли. Постоянный участник отраслевых деловых событий. Более 18 лет занимается научной и педагогической деятельностью, кандидат филологических наук, доцент
Производители цемента отмечают необходимость дальнейшего проведения работы по противодействию незаконному обороту строительных материалов, в том числе цемента через эффективный механизм государственного контроля и надзора на рынке строительных материалов. Об этом было заявлено на международной научно-практической конференции «Игры с качеством: возможен ли новый имидж стройматериалов?», которая состоялась в пресс-центре ТАСС. «СОЮЗЦЕМЕНТ» ежегодно заказывает исследования об эффективности оценки соответствия цементной продукции и выявлении в обращении некачественной и небезопасной продукции. В этой статье рассмотрим меры по противодействию незаконному обороту цемента и бетонных смесей, основываясь на результатах исследования за 2023 год, проведенного по заказу отраслевого объединения Ассоциацией по техническому регулированию «АССТР».
Что такое фальсификат цемента и чем он опасен?
Цемент — основа прочности конструкции, от его ключевых характеристик зависит безопасность возводимых строений. Поэтому так важно, чтобы цемент отвечал всем стандартам и требованиям к его качеству.
Цементный фальсификат — это не просто цемент ненадлежащего качества, это продукт фактически с неизвестными свойствами и непредсказуемым поведением, который обманным путем выдается за качественный и безопасный.
Дефекты могут проявиться не сразу, а через длительное время. Не менее важна стабильность характеристик. Если сегодня положить цемент по ГОСТу, а завтра — смесь, не отвечающую стандартам, небезопасным будет все возведенное строение.
Масштабы присутствия фальсификата цемента на рынке
По результатам проведенного исследования, объем некачественного, не соответствующего установленным требованиям стандартов цемента на рынке остается высоким.
Так, объем предполагаемого незаконного оборота цемента в 2023 году составил 13,7 млн тонн, что в процентном соотношении к общему объему произведенного за этот период цемента составляет не менее 22,1 %.
Добросовестные производители обеспечивают высокое качество продукции, платят налоги, развивают производства, обеспечивают его экологическую безопасность, несут социальную нагрузку. При этом налоги на производство и реализацию фальсифицированного цемента в бюджет не поступают. Исследование показало, что с оборота некачественного цемента, выявленного в 2023 году, можно было бы потенциально взыскать 18,1 млрд руб. налогов.
Причины падения и роста объема фальсификата на рынке за последние девять лет
В 2023 году по сравнению с 2022 годом доля незаконного оборота цемента выросла незначительно — с 21,3 % до 22,1 %. В соответствии с ранее полученными аналитическими отчетами, доля незаконного оборота цемента к общему объему произведенного в 2015 году составила 18% (11,7 млн тонн), в 2020 году — 5,6 % (3,16 млн тонн), в 2021 году — 21,3 % (12,9 млн тонн), в 2022 году также 21,3 % (13,14 млн тонн). В 2021 году произошло резкое увеличение доли незаконного оборота цемента (почти в 4 раза по сравнению с показателями 2020 года). Увеличение превысило показатели периода до введения обязательного подтверждения соответствия цементов.
Кратное сокращение объемов незаконного оборота в 2020 году по отношению к 2015 году связано с введением в 2016 году обязательной сертификации цемента, которая эффективно действовала вместе госконтролем за оборотом этой продукции и инспекционным контролем на границе каждой партии цемента, поставляемой из-за пределов ЕАЭС.
«Регуляторная гильотина» упразднила ряд нормативных правовых актов, в результате с 2021 года контроль и надзор за оборотом цемента не осуществляется.
Проведенные исследования показали, что именно в 2021 году отмечен значительный рост объемов фальсифицированной цемента, высокий уровень которого сохранился и в 2022-2023 годах. Представленная статистика демонстрирует необходимость возвращения контроля и надзора за оборотом цемента, а также проведения инспекционного контроля каждой партии ввозимого цемента из стран, не входящих в ЕАЭС.
Декларирование вместо сертификации как причина роста объема фальсификата
В ходе исследований был выявлен еще один механизм, позволяющий недобросовестным производителям уходить от контроля и ответственности. Вместо проведения сертификации цемента, процедура которого предполагает жесткий и постоянный контроль за соответствием выпускаемой в обращение продукции требованиям стандартов, а также процесса производства цемента, поставщики цемента принимают декларацию о соответствии требованиям ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» или идентифицируют цемент как «смесь строительная» и принимают декларацию соответствия (предполагает упрощенный заявительный порядок). Установлены также многочисленные случаи регистрации деклараций о соответствии на общестроительный цемент вместо прохождения процедуры сертификации, что является нарушением действующего законодательства, и, соответственно, данная продукция находится в незаконном обороте и может являться как контрафактной, так и фальсифицированной.
Более половине деклараций на бетонные смеси зарегистрированы с нарушениями
Требуют внимания нарушения, выявленные в рамках исследования, в части обязательной оценки соответствия бетона. Изготовители бетонных смесей являются основными потребителями цемента, и из отличного цемента возможно произвести некачественный бетон.
В настоящее время смеси бетонные (товарный бетон) подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям ГОСТ 7473–2010 «Смеси бетонные. Технические условия» в форме принятия декларации о соответствии.
В рамках исследования установлено, что 50,6% от всех зарегистрированных в едином реестре в 2023 году деклараций о соответствии на смеси бетонные (товарный бетон) приняты с нарушением обязательных требований, установленных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2021 г. № 1265, что может служить основанием для признания таких деклараций о соответствии недействительными.
Производители цемента — за возвращение госконтроля
Правительством Российской Федерации принято решение о проведении эксперимента по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований в отношении отдельных видов продукции, в том числе цементов и смесей строительных.
Приято соответствующее постановление. Эксперимент продлится в течение 3 лет (с 1 сентября 2024 г. до 1 сентября 2026 г.), исходя из его результатов будет принято решение о целесообразности проведения государственного контроля и надзора на постоянной основе. По нашему мнению, наличие госконтроля и надзора за оборотом отдельных видов стройматериалов (в том числе цемента) в значительной степени повышает эффективность обязательной сертификации.
Цемент для дорожного строительства, подпадающий под требования ТР ТС 014/2011 «О безопасности автомобильных дорог», предлагается перевести из объектов декларирования в объекты, подлежащие сертификации с применением схемы, аналогичной или близкой к схеме сертификации цементов по ГОСТ Р 56836–2023, которая включает проведение инспекционного контроля на границе.
Важно также рассмотреть возможность введения процедуры уполномочивания органов по оценке соответствия на проведение работ по обязательному подтверждению соответствия.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Социальные сети