РБК Компании

Меры господдержки для бизнеса при повышении ключевой ставки

Субсидирование ключевой ставки и прямая грантовая поддержка, становится единственным подходящим механизмом финансирования крупных инвестиционных проектов
Меры господдержки для бизнеса при повышении ключевой ставки
Источник изображения: Louis Reed / Unsplash.com
Виктор Калмыков
Виктор Калмыков
Старший преподаватель кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Кандидат экономических наук

Подробнее про эксперта

За последние несколько лет финансовый инструментарий мер государственной поддержки национальной экономики претерпел изменения и стал ключевым каналом финансирования для большинства крупных инфраструктурных проектов в стране. В условиях пандемии Covid19 и последующих введенных против России санкций инструменты государственной поддержки, предоставляемые как через институты развития, так и посредством прямого бюджетного финансирования стали эффективным механизмом, не просто обеспечившим экономическую безопасность, но и дополнительно стимулировавшим многие процессы и придавшим импульс для развития экономики нашей страны.

Благодаря совместным действиям государственных институтов, бизнеса и общества в условиях невиданного ранее санкционного давления Российская экономика по итогам 2023 г. продемонстрировала рост на 3.6% г/г (самый высокий результат за последнее десятилетие за исключением роста на 5.9% в 2021 г. после Covid-19). По итогам 1 квартала 2024 г. экономика еще больше ускорилась и выросла по данным Росстат на 5.4% (против роста на 5.1% в 4 квартале 2023 г.).

В условиях повышения ключевой ставки Центральным банком России актуальность различных механизмов, которые государство предоставляет российским компаниям в форме мер государственной поддержки стала еще более ощутимой, но сам по себе институт мер государственной поддержки также проходит через известную трансформацию.

Ниже будет приведена классификация и анализ основных изменений в действующем инструментарии мер государственной поддержки и ключевые выводы по основным используемым на практике механизмам государственной поддержки.

1.  Финансирование проектов по льготным условиям

a. Кластерная индустриальная платформа (далее: КИП). В рамках КИП промышленные предприятия, реализующие инвестиционные проекты, направленные на производство приоритетной продукции, могут претендовать на получение кредита с льготной процентной ставкой (треть от ключевой ставки плюс 3%, то есть порядка 8,4% на момент подготовки настоящего материала) в течение льготного периода кредитования (до 2 лет). В перечне приоритетной продукции, входят в том числе фармацевтическая продукция, транспортные средства, строительные материалы, различные станки, сельскохозяйственные машины, электроника. На текущий момент в рамках финансирования по КИП одобрено 40 проектов общим размером кредитного финансирования на 578,3 млрд руб.). В связи с повышенным интересом предприятий к описанному механизму 7 августа 2024 г. МинПромТорг было принято решение о продлении приема заявок по КИП до 29 ноября 2024 года.

b. Промышленная ипотека. Как мера поддержки промышленная ипотека направлена на льготное кредитование проектов в сфере промышленного производства под залог производственной недвижимости. Финансирование по промышленной ипотеке может привлекаться под приобретение производственных площадей и объектов недвижимого имущества, а также под строительство или модернизация производственного объекта, а также его реконструкцию. Минимальная доступная ставка кредита при текущей ключевой ставке составляет 11% для технологических компаний и 13% для других типов заемщиков. Срок кредитования до 7 лет, сумма займа: до 500 млн. руб. За 2023 г. с использованием промышленной ипотеки было создано 10 тыс. м2 коммерческой недвижимости, при том, что большая часть выбранных средств приходились на производителей одежды — 36%, компаний-изготовителей пластиковых окон (23%) и производителей косметических средств (17%).

c. Проектное финансирование. В рамках программы «Проекты развития» ФРП предоставляет финансирование в размере 100-1000 млн руб. на цели: импортозамещение и внедрение наилучших доступных технологий. Минимальная доступная на момент подготовки материала ставка: 5% (при наличии банковской гарантии) и 7% в прочих случаях. Деятельность ФРП в качестве одного из ключевых распорядителей бюджетных средств продемонстрировала свою высокую эффективность особенно после ухода с Российского рынка ряда иностранных поставщиков. Для расширения деятельности фонда в 2023 г. он был докапитализирован на дополнительные 75 млрд. руб. На текущий момент это один из наиболее эффективных механизмов распоряжения льготными средствами в рамках бюджетной системы для поддержки промышленности.

2.  Субсидии

a.  Субсидии на поддержку НИОКР. Предоставляются в рамках механизма, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 12.12.2019 № 1649. Программа ориентирована на промышленные предприятия, реализующие в активной фазе инновационные проекты, направленные на разработку и внедрение в производство современной технологии или на расширение продуктового ассортимента. Компании могут рассчитывать на компенсацию до 70% понесенных затрат.

b. Транспортная субсидия. Описанная мера поддержки предоставляется в рамках Постановления Правительства РФ № 1347 от 27.08.2022 и предусматривает компенсацию до 80% расходов, понесенных на транспортировку промышленной продукции. Вместе с тем, с 2025 года Минпромторг планирует переход на стимулирующую модель предоставления субсидий, предусматривающую отбор получателей субсидии на основании их экспортных планов на будущий период (получатели определяются по результатам конкурсного отбора и ранжируются, исходя из наибольшей бюджетной эффективности).

c. Субсидирование несырьевого экспорта. В рамках корпоративных программ повышения конкурентоспособности (КППК, программ деятельности организации, направленных на повышение конкурентоспособности, увеличение объемов производства и реализации продукции) компании предоставляется субсидия на 4,5% от коммерческой ставки банка.

3.  Ключевые меры гарантийного характера

a. Специальные инвестиционные контракты (далее: СПИК). Два поколения СПИК (СПИК 1.0 и СПИК 2.0) получили широкую популярность у инвесторов. На текущий момент заключено более 70 СПИК обоих поколений. Оба поколения СПИК направлены на обеспечение преференциального статуса для Российской продукции в условиях иностранных санкций, но при этом, СПИК 2.0 носит исключительно технико-внедренческую направленность. В целом инструменты СПИК гарантируют стабильность условий налогообложения и регулирования для инвестиционных проектов, обеспечивают возможность упрощенного приобретения статуса «Сделано в России», а также возможность применения ускоренной амортизации и особых условий аренды публичных земельных участков. В рамках СПИК также предоставляются отраслевые субсидии и прочие меры.

b. Соглашения о защите и поощрении капиталовложений (далее: СЗПК). На момент подготовки настоящей статьи заключено 67 СЗПК с общим объемом обязательств по ним превышающим 4 трлн. руб. Механизм СЗПК гарантирует неизменность условий реализации инвестпроектов, возмещение затрат на строительство инфраструктуры, а также уплату процентов по кредитам и займам. Заключить соглашение на федеральном уровне можно по инвестпроектам от 750 млн руб., на региональном — от 200 млн руб. по широкому перечню отраслей. Начиная с 1 января 2023 г. участникам СЗПК предоставлена возможность возмещения затрат не только в форме субсидии, но и посредством применения налоговых вычетов по налогу на прибыль, налогу на имущество и земельному налогу.

Описанные меры государственной поддержки являются ключевыми негрантовыми механизмами, показавшим свою высокую эффективность в условиях как макроэкономической нестабильности, так и смены кредитных циклов на российском рынке.

Необходимо вместе с тем понимать, что по большинству мер поддержки, как описанных в рамках приведенного анализа, так и не перечисленных в настоящей статье требуется со финансирование со стороны инициатора проекта (20-30% от конечной стоимости проекта), а также то, что ряд из поименованных мер могут быть объединены (например, промышленная ипотека и проектное финансирование от ФРП). Исходя из вышесказанного создается достаточно диверсифицированная система мер государственной поддержки и стимулирования инвестиционной деятельности, которая позволяет даже в условиях высокой процентной ставки эффективно привлекать средства под реализацию проектов. 

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации29.09.1993
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Хорошевский, пр-кт Ленинградский, д. 49/2
ОГРН 1027700451976
ИНН / КПП 7714086422 771401001
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия