Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Главная Minervasoft 10 декабря 2025

Эксперт Minervasoft: только 15-20% компаний системно управляют знаниями

Объясняем, почему большинство российских проектов по внедрению ИИ-агентов в менеджмент знаний остаются на стадии пилотов и точечных экспериментов
Эксперт Minervasoft: только 15-20% компаний системно управляют знаниями
Источник изображения: Архив Minervasoft
Денис Кучеров
Денис Кучеров
Директор проектов Minerva Result в компании Minervasoft

Эксперт по менеджменту знаний и цифровизации бизнеса. Разработал авторскую методологию и успешно внедрил ее в десятках компаний-лидеров российского рынка: Tele2, «Ак Барс Банк», «Дом.Ру» и других.

Подробнее про эксперта

Управление знаниями (Knowledge Management, KM) в 2025 году стало одним из трех лидирующих направлений по внедрению искусственного интеллекта в мировых компаниях наряду с ИТ и маркетингом, свидетельствуют результаты исследования McKinsey «The State of AI». Российские компании повторяют глобальный тренд, однако большинство из них все еще находится на стадии пилотов и точечных экспериментов.

Наиболее активно экспериментируют с ИИ-агентами крупные компании банковского сектора, телекома, IT-отрасли и нефтегаза — они располагают необходимыми финансовыми ресурсами и технологически готовы к внедрению инноваций.

Мы в Minervasoft регулярно внедряем менеджмент знаний в российских компаниях. По нашему опыту, переход от экспериментов к масштабированию обычно упирается в перестройку процессов и данных. 

Бизнес хранит знания в неструктурированном виде: скриншоты, фрагменты переписок, документы со сносками и разрозненными версиями. Машина такие материалы обрабатывает плохо. Чтобы ИИ-агент полноценно работал в менеджменте знаний, нужны три элемента: технологии, процессы и контент.

Российские сценарии использования ИИ-помощников в менеджменте знаний соответствуют глобальным трендам и включают три ключевых направления: интеллектуальный поиск и глубокий анализ данных, автоматизацию рутинных операций с контентом и персонализацию знаний на основе контекста задач сотрудника.

Отставание же наблюдается в интеграции ИИ-агентов в более сложные процессы: прогнозная аналитика на основе знаний, поддержка инновационных процессов и создание цифровых двойников.

Системный менеджмент знаний с выделенными процессами, закрепленными ролями, технологической инфраструктурой в виде базы знаний и качественным управлением контентом внедрен сегодня в 15-20% крупных компаний в стране. В основном это организации из ИТ-сектора, телекома, финансовой отрасли и фармацевтической индустрии. Остальные либо имитируют процесс управления знаниями, либо находятся на зачаточной стадии его развития.

Готовность к внедрению ИИ-помощников в управление знаниями носит сегментированный характер. Крупные технологические и инновационно-ориентированные компании ставят амбициозные цели и фокусируются на ускорении разработки продуктов и принятии решений. Однако в краткосрочной перспективе основным драйвером для большинства организаций остается повышение эффективности и сокращение затрат.

Среди препятствий к подключению ИИ-агентов можно выделить нежелание делиться знаниями, низкое качество контента в базах знаний и дефицит компетенций. В стране ощущается острая нехватка специалистов на стыке менеджмента знаний и искусственного интеллекта, отсутствует системное образование для подготовки таких кадров. 

Процесс продвигают энтузиасты, но централизованного подхода к развитию этих компетенций пока что нет.

Для достижения максимального эффекта, описанного McKinsey, бизнесу предстоит пройти цифровую трансформацию. Прежде всего, необходимо преодолеть специфические организационные и культурные барьеры.

Интересное:

Все новости:

Публикация компании

Контакты

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия