Эксперт Minervasoft: только 15-20% компаний системно управляют знаниями
Объясняем, почему большинство российских проектов по внедрению ИИ-агентов в менеджмент знаний остаются на стадии пилотов и точечных экспериментов

Эксперт по менеджменту знаний и цифровизации бизнеса. Разработал авторскую методологию и успешно внедрил ее в десятках компаний-лидеров российского рынка: Tele2, «Ак Барс Банк», «Дом.Ру» и других.
Управление знаниями (Knowledge Management, KM) в 2025 году стало одним из трех лидирующих направлений по внедрению искусственного интеллекта в мировых компаниях наряду с ИТ и маркетингом, свидетельствуют результаты исследования McKinsey «The State of AI». Российские компании повторяют глобальный тренд, однако большинство из них все еще находится на стадии пилотов и точечных экспериментов.
Наиболее активно экспериментируют с ИИ-агентами крупные компании банковского сектора, телекома, IT-отрасли и нефтегаза — они располагают необходимыми финансовыми ресурсами и технологически готовы к внедрению инноваций.
Мы в Minervasoft регулярно внедряем менеджмент знаний в российских компаниях. По нашему опыту, переход от экспериментов к масштабированию обычно упирается в перестройку процессов и данных.
Бизнес хранит знания в неструктурированном виде: скриншоты, фрагменты переписок, документы со сносками и разрозненными версиями. Машина такие материалы обрабатывает плохо. Чтобы ИИ-агент полноценно работал в менеджменте знаний, нужны три элемента: технологии, процессы и контент.
Российские сценарии использования ИИ-помощников в менеджменте знаний соответствуют глобальным трендам и включают три ключевых направления: интеллектуальный поиск и глубокий анализ данных, автоматизацию рутинных операций с контентом и персонализацию знаний на основе контекста задач сотрудника.
Отставание же наблюдается в интеграции ИИ-агентов в более сложные процессы: прогнозная аналитика на основе знаний, поддержка инновационных процессов и создание цифровых двойников.
Системный менеджмент знаний с выделенными процессами, закрепленными ролями, технологической инфраструктурой в виде базы знаний и качественным управлением контентом внедрен сегодня в 15-20% крупных компаний в стране. В основном это организации из ИТ-сектора, телекома, финансовой отрасли и фармацевтической индустрии. Остальные либо имитируют процесс управления знаниями, либо находятся на зачаточной стадии его развития.
Готовность к внедрению ИИ-помощников в управление знаниями носит сегментированный характер. Крупные технологические и инновационно-ориентированные компании ставят амбициозные цели и фокусируются на ускорении разработки продуктов и принятии решений. Однако в краткосрочной перспективе основным драйвером для большинства организаций остается повышение эффективности и сокращение затрат.
Среди препятствий к подключению ИИ-агентов можно выделить нежелание делиться знаниями, низкое качество контента в базах знаний и дефицит компетенций. В стране ощущается острая нехватка специалистов на стыке менеджмента знаний и искусственного интеллекта, отсутствует системное образование для подготовки таких кадров.
Процесс продвигают энтузиасты, но централизованного подхода к развитию этих компетенций пока что нет.
Для достижения максимального эффекта, описанного McKinsey, бизнесу предстоит пройти цифровую трансформацию. Прежде всего, необходимо преодолеть специфические организационные и культурные барьеры.
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Контакты



