Газ уходит в онлайн: главные проекты и тренды в цифровизации отрасли
Как проходит цифровая трансформация газовой сферы в 2024 году, рассказывает Юрий Иванов, заместитель гендиректора по инновационным проектам VESNAПрофессиональные интересы эксперта: цифровизация промышленности и госсектора, банковское сопровождение, цифровизация клиентских сервисов, инновационные проекты в области информационных технологий
Одно из приоритетных направлений развития в сфере транспортировки и продажи газа конечным потребителям — цифровизация отрасли. «Газпром межрегионгаз», который отвечает за такие поставки и участвует в программе газификации регионов, в течение последних лет активно запускает и развивает цифровые проекты. С чего начиналась и как проходит цифровая трансформация газовой сферы в 2024 году, рассказывает Юрий Иванов, заместитель гендиректора по инновационным проектам VESNA.
В 2021 году в стране стартовала одна из самых масштабных национальных программ последнего времени — по газификации регионов: к 2025 году доступ к трубопроводному газу получат более 1,5 млн домовладений. Чтобы взаимодействие между потребителями, поставщиками и другими участниками процесса было простым и быстрым, проходит и цифровая трансформация газовой отрасли. Например, уже сейчас многие операции можно совершать онлайн, в том числе через «Госуслуги»: от передачи показаний счетчиков и оплаты счетов до подачи заявок на подключение дома к газопроводу.
Это удобно не только абонентам. Например, благодаря выходу в онлайн газораспределительные компании, которых в стране более 300, оптимизировали свою работу и повысили показатель количества подключений и пуска газа по программе догазификации страны. И это при том, что в 2024 году курс на цифровую трансформацию газового сектора все еще набирает обороты, а VESNA продолжает участвовать в реализации амбициозных проектов в этом направлении.
Переход газового сектора в «цифру»: начало
Масштабный этап цифровой трансформации начался в 2021 году, когда по поручению президента в стране стартовала программа газификации. Все понимали, что без глобальной цифровизации вывести газовую отрасль на новый уровень управления и реализации газа невозможно.
На самом старте было понятно, что нас ждет сложный и многоэтапный процесс создания экосистемы сервисов для разных целей, ведь цифровизация нужна не только Единому оператору газификации, которого создали для ускорения строительства газопроводов и газораспределительных сетей. Переводить в «цифру» надо сразу также существующие компании и структуры: газораспределительные организации, поставщиков газа, региональных операторов газификации, органы власти всех уровней, МФЦ. На портале любой житель страны (заявитель) может видеть весь цикл и стадии взаимодействия с газовыми компаниями: от заявки на подключение до фактического пуска газа. Функционал позволяет рассчитать предварительную стоимость услуг, узнать о мерах соцподдержки, подать заявку буквально в один клик, заключить договор онлайн, отслеживать статус исполнения работ, скачивать документы. Эти функции удобны и газораспределительным организациям (ГРО), которые являются непосредственными исполнителями заказа.
В процессе создания портала мы унифицировали бизнес-процессы для всех газораспределительных организаций страны, которые никогда прежде не работали в едином цифровом пространстве. Чтобы обеспечить технологическое присоединение, аналитики VESNA совместно с коллегами из «Газпром межрегионгаза» и «Газпром газификации» разработали блок-схемы, статусную модель, оптимизировали все процессы, привели их в соответствие с действующим законодательством. Затем мы реализовали согласованные и утвержденные бизнес-процессы в цифровой среде. За последние три года законодательство менялось четыре раза. Из последних нововведений появилась возможность присоединиться к догазификации у социальных объектов. Все, что касается таких изменений мы также оперативно реализовали на портале Единого оператора газификации.
Кроме того, нам удалось интегрировать портал Единого оператора газификации с «Госуслугами» — пользователи могут оставить заявку на подключение газа там и даже не переходить на сайт оператора газификации. Чтобы внедрить эту опцию, первым делом мы подготовили юридическую базу — и добились включения услуги газификации в реестр государственных услуг, а также получили разрешение на подключение к порталу Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Затем приступили к созданию интерактивных макетов с учетом особенностей законодательства, бизнес-процессов газораспределительных компаний и стандартов портала госуслуг.
На текущий момент услугой догазификации на портале Единого оператора газификации воспользовались более 1,2 млн заявителей; одновременно с этим ежедневно на постоянной основе на портале работают более 4,5 тыс. операторов из газораспределительных организаций и МФЦ, которые занимаются обработкой заявок и договоров. Почти 1 млн жителей нашей страны уже сейчас пользуются газом, подключенным к их домам по заявке через портал Единого оператора газификации.
Как VESNA содействует цифровизации отрасли сейчас
Вторым направлением в работе по цифровизации газовой отрасли стало создание биллинговой платформы расчетов и взаимодействия с абонентами. Она дает возможность региональным газовым компаниям вести лицевые счета абонентов, начислять и рассчитывать стоимость поставленного газа, выгружать отчетность в ГИС ЖКХ — другими словами, полностью обеспечивает все бизнес-процессы внутри сбытовой газовой и газораспределительной региональной компании.
Впервые «Газпром межрегионгаз» обратился к нам с рядом задач еще в 2020 году, как только начались разговоры о масштабной цифровизации газового сектора. Необходимо было сделать современный сервис онлайн-оплаты, который помог бы ускорить расчеты и снизить дебиторскую задолженность потребителей газа. Одновременно требовались выгрузка данных в ГИС ЖКХ и создание CRM-системы для услуг газораспределения.
Мы разработали и предложили решение — федеральную цифровую платформу газификации и газоснабжения. Цель — централизованно оцифровать все бизнес-процессы, перевести компании на электронный документооборот и объединить поставщиков газа, газораспределительные организации, а также личные кабинеты потребителей: физических и юридических лиц. Проект одобрили, и мы приступили к реализации.
Самой большой сложностью, с которой столкнулись в процессе создания платформы, стало объединение разрозненных баз данных в каждом регионе. Мы собрали в единую систему данные об абонентах, лицевых счетах, газовом оборудовании, договорах, начислениях за весь период работы того или иного оператора.
Благодаря единой биллинговой платформе и обновленному личному кабинету у абонентов появился доступ к расчету стоимости услуг и онлайн-оплате. Компании смогли отслеживать платежи в режиме реального времени, анализировать показатели и эффективнее работать с должниками в досудебном и судебном порядке. Сократились и трудозатраты. Например, раньше на открытие карточки лицевого счета абонента требовалось 30 секунд — нам удалось оптимизировать это время до 1–2 секунд, а полный расчет всего фонда региона занимает не более часа вместо, хотя раньше задача могла занимать целую ночь.
Сегодня цифровой платформой пользуются более 5 млн абонентов и более 5 тыс. сотрудников газовых компаний в семи регионах: Псковской, Новгородской, Самарской, Ярославской, Владимирской областях, Республике Татарстан и Луганской Народной Республике.
Два основных тренда в заказной разработке для газовой отрасли 2024–2026 годов
- Главный тренд — дальнейшее развитие удобных сервисов для потребителей. Продолжается создание сервисов, позволяющих каждому абоненту в любом регионе газифицировать дачу, дом или оплатить счет за газ родителей, живущих в другой области, не выходя из дома. В этом направлении возможно расширение заказной разработки в комплексе с другими отраслями, такими как энергетика, транспорт и строительство. Все привыкли заказывать такси и доставку еды через приложение — в других, даже «консервативных» отраслях тоже все развивается в этом направлении.
В целом мы видим потребность газовых и других крупных компаний во всей линейке наших продуктов: от личных кабинетов пользователей до биллинговых систем для приема и обработки платежей, мобильных приложений абонентов и контролеров, в интеграциях с государственными сервисами, разработке чат-ботов.
- Не сбавляет обороты движение в сторону автоматизации и упрощения бизнес-процессов. В том числе использование технологий искусственного интеллекта и машинного обучения. Важным трендом станет интероперабельность: разные продукты и сервисы должны взаимодействовать друг с другом бесшовно для пользователя. Эти задачи мы будем успешно решать с помощью мобильных приложений, API, облачных технологий и других инструментов, помогающих обеспечить взаимодействие между системами и процессами.
Вместо итогов выскажу простую, но важную мысль: без цифровизации невозможно выжить на рынке. И то, что сегодня происходит в газовом секторе, только доказывает, что к цифровой трансформации готовы как небольшие компании, так и огромные национальные корпорации.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль