РБК Компании

Почему адресное хранение может быть необходимо

Эксперт по автоматизации складской логистики Александр Павлов поделился мнением по внедрению WMS и оптимизации процессов приема, хранения и отгрузки на складе
Почему адресное хранение может быть необходимо
Источник изображения: Freepik.com
Александр Павлов
Александр Павлов
Генеральный директор

Генеральный директор ООО «Технологии учета», основатель компании, совмещающий в себе стратегическое мышление с техническими компетенциями и отличными лидерскими качествами.

Подробнее про эксперта

Адресное хранение — это способ организации складского хозяйства, который позволяет повысить эффективность работы склада, снизить эксплуатационные затраты на хранение товаров, улучшить показатели производительности персонала на таких важных этапах как «прием», «отбор» и «отгрузка» и поддерживать качество обслуживания клиентов на оптимальном уровне. 

Преимущества адресного хранения:

1. Повышение точности и эффективности складских операций. Адресная система позволяет быстро и точно определить местонахождение любого товара на складе, это значительно сокращает время поиска, минимизирует ошибки при разгрузке, приемке и сборке заказов, позволяет планировать оптимальные маршруты движения сотрудников и техники по складу во время выполнения основных операций. В итоге повышается уровень соблюдения правил по безопасности и охране труда.

2. Оптимизация использования складских площадей. Система  максимально использует горизонтальное и вертикальное пространство, что значительно увеличивает пропускную способность склада по сравнению с традиционными стеллажами. Товары располагаются в соответствии с их характеристиками и с учетом коэффициентов оборачиваемости, это позволяет наиболее рационально задействовать складские площади и предотвращать появление «пустых зон».

3. Улучшение контроля за запасами. Адресная система хранения интегрируется с системой управления складом  WMS, что позволяет отслеживать движение товаров в режиме реального времени, контролировать остатки и своевременно пополнять запасы, не допуская возникновения излишков и дефицита, планировать работу компании во время сезонных пиков.

4. Сокращение затрат на складское хозяйство. Благодаря оптимизации складских процессов, повышению точности и эффективности, адресное хранение позволяет снизить затраты на содержание персонала, хранение и транспортировку оборудования и специальной техники, электроэнергию и другие эксплуатационные расходы.

Внедрение адресного хранения на складе — это комплексный проект, требующий тщательного планирования и координации и в этой статье поговорим о том, как при помощи WMS автоматизировать такой способ управления запасами в складской логистике.

Адресное хранение на складе

Адресное хранение подразумевает обязательное зонирование склада на места выполнения основных операций, как правило, это следующие зоны: «зона приема товара», «зона хранения товара», «зона сборки и комплектации заказа», «зона отгрузки заказа», «зона карантина», «зона несоответствующих товаров», «зона ремонта», «зона утилизации» и может быть нескольких типов — статической и динамической.

Статическое адресное хранение — подходит складам с небольшим ассортиментом (не более 300 позиций SKU) и складам, которые работают с крупногабаритными грузами, за каждой номенклатурой товара закрепляется своя ячейка, которая не может быть заполнена другими товарами в случае отсутствия номенклатурных позиций. Минус такого подхода в рисках нерационального использования площади склада (при отсутствии товаров они будут пустовать), однако, если склад небольшой и система учета не автоматизирована, учет товаров и анализ товарооборота можно проводить вручную более оперативно.

Динамическое адресное хранение — подходит складам с большим количеством SKU (от количества 300 и выше) и большим количеством площадей (от 100 м2 и больше),  ячейки не привязываются к номенклатурам и после приема все товары размещаются в любых свободных местах. При использовании такого типа пропускная способность склада задействуется на максимальную мощность и скорость операций значительно возрастает за счет автоматизации. 

Комбинированное адресное хранение — сочетает динамическое и статическое хранение. Такой тип адресного хранения выбирают склады с очень большими площадями, например, принадлежащие региональным центрам, количество SKU которых превышает десятки тысяч позиций.

Если говорить в общем, адресное хранение может быть необходимо для следующих типов складов необходимо:

  • склады с большим ассортиментом товаров: адресная система хранения значительно упрощает поиск и отгрузку товаров из широкого ассортимента.
  • склады  с высокой интенсивностью операций: при большом объеме приема, хранения и отгрузки товаров, адресная система позволяет избежать ошибок и задержек в виду влияния человеческого фактора.
  • склады, работающие в режиме FIFO, адресное хранение в работе со скоропортящейся продукцией или с ограниченными сроками годности обеспечивает соблюдение принципа «первым пришел — первым ушел», что важно для обеспечения требований по качеству и безопасности.
  • склады, работающие с особыми требованиями к хранению: такими как опасные вещества и материалы, требующие непрерывного контроля температуры/ влажности. Адресное хранение обеспечивает соблюдение всех требуемых условий, предоставляет мониторинг и аналитику данных в режиме реального времени, стандартизует основные операции и блокирует рабочий процесс в случае обнаружения несоответствий для их полного исправления.
  • склады небольших размеров, нацеленные на развитие и масштабирование бизнеса. Многие уверенны, что для небольших складов адресное хранение является финансово неоправданным решением, в этом есть доля правды, однако, если владелец бизнеса думает о развитии или расширении номенклатуры товаров (например, планирует управлять хранением и доставками продуктов питания, лекарств, ветеринарных препаратов) ему рано или поздно придется задуматься об автоматизации и ячеистой системе хранения товаров.
Почему адресное хранение может быть необходимо

Реализация адресного хранения на складе

Алгоритм подготовки склада к внедрению адресного хранения требует тщательной подготовки и выполнении ряда мероприятий, включает в себя несколько важных этапов:

1. Анализ потребностей и планирование

Необходимо провести анализ текущего ассортимента товаров, изучить объемы продаж за прошлые периоды, просчитать процент выполнения требований к хранению, выделить все ошибки, чтобы определить оптимальную конфигурацию и топологию склада. Чаще всего склады сталкиваются со следующими проблемами, которые необходимо проанализировать, чтобы верно определить потребности каждой конкретной компании:

«зона внешней территории»: на внешней территории склада не хватает мест для разгрузки автотранспорта и инфраструктура не позволяет использовать большие мощности (количество ворот не соответствует количеству принимаемых машин с грузами, небольшие разъезды не дают более плотно планировать графики поставок, отсутствие объездных путей сказывается на скорости доставки заказов и т.п.)

«зона приема товара»: отсутствует нужное количество погрузочно-разгрузочной техники и   перевозчиков паллет, все операции приходится выполнять вручную, расстановка персонала осуществляется не оптимально и производительность очень низкая, нет установленных процедур планирования поставок за период «час/день/неделя», что также сказывается на низкой скорости основных операций по идентификации, маркировке и размещению товаров.

«зона хранения товара»: на внутренней территории склада не хватает мест для уличного и стеллажного хранения, неверно определено или совсем отсутствует зонирование, система прослеживаемости не позволяет осуществлять контроль серий и партий. Как итог — низкая скорость подбора заказа из-за отсутствия информации о нахождении товаров (особенно если речь идет о комплектах со множеством составных позиций), большое количество недостач.

«зона отгрузки»: отсутствуют маршрутные листы и маркированные точки разгрузки автотранспорта, нет процедуры планирования разгрузок за период «час/день», процедуры обращения с возвратами и дальнейшими действиями: ремонтом, утилизацией и т.п.

После фиксирования всех проблем и выделения реальных потребностей, необходимо описать все бизнес процессы, создать дорожную карту движения товара от момента приема на склад до его отгрузки, прорисовать схемы маршрутиризации персонала и ТМЦ, документации.

2. Разработка адресной системы

На этом этапе нужно разработать систему адресации, которая будет удобной для использования на складе и обеспечит уникальную идентификацию каждого места хранения. В зависимости от типа товаров и характеристик склада может быть выбрана различная система хранения: стеллажи, паллеты, контейнеры, автоматические системы хранения, система адресации может включать в себя номера зон, номера ячеек, местоположения товаров.

Можно использовать следующий алгоритм:

  • зонирование склада по типу используемых помещений;
  • зонирование помещений по отдельным секциям;
  • зонирование секций по стеллажам, ярусам и ячейкам;
  • зонирование этапов с указанием основных операций, например: «разгрузка» (сверка сопроводительной документации), «приемка» (идентификация, маркировка товаров), «хранение» (планирование работы штабелеров, погрузчиков, выборочный контроль, инвентаризации),  «отгрузка» (формирование упаковочных листов, контроль соответствия и сопроводительной документации).

После этого выбирается система кодирования, адресное хранение должно присвоить каждому месту на складе хранения товара уникальный адрес, который может быть представлен в виде цифрового кода (например 0, 1, 2, 3, 5, 8) или штрихкода, в виде комбинации букв и цифр (например, A01-08, где А — зона склада,01 — номер стеллажа, 08 — номер ячейки). То есть, по итогу разработки системы адресации все места для хранения на складе (место, ряд, ярус, ячейка, полка и т.п.) должны иметь свой номер и обозначение, тогда в сочетании  получится уникальный адрес хранения для каждого товара.

3. Разработка системы штрихкодирования

Далее разрабатывается система штрихкодирования, заполняются товарные карточки справочника НСИ где каждой номенклатуре присваиваются штрихкоды.

4. Выбор WMS-системы

На финальном этапе важно подобрать подходящее решение по автоматизации, исходя из реальных потребностей, успех внедрения адресного хранения при помощи автоматизированной системы управления складом зависит от следующих важных факторов:

  • четкого определения целей и ожидаемых результатов,
  • тщательного планирования и подготовки ресурсов, бюджетов,
  • активного участия руководства и сотрудников склада в процессе внедрения,
  • непрерывного мониторинга и оценки эффективности работы системы,
  • внесения своевременных корректировок на всех этапах проекта по автоматизации.

5. Определение бюджета проекта автоматизации

После настройки учетной системы и изучения продуктов WMS составляется предварительный бюджет на закупку необходимого оборудования (wi-fi, ТСД, принтер этикеток, сканеры штрихкодов, RFID-метки и т.п.).

На финальном этапе важно подобрать подходящее решение по автоматизации.

Рекомендуется использовать WMS-систему, которая обеспечит следующие условия:

  • повышение эффективности использования складской площади: оптимальное размещение товаров позволяет максимально эффективно использовать доступное пространство, должна быть предусмотрена интеграция WMS с автоматизированными системами (например, конвейерами, роботами), потому что это позволяет автоматизировать многие складские операции, повышая эффективность и снижая трудозатраты.
  • сокращение времени обработки заказов: с помощью WMS можно быстро определить местонахождение нужного товара, что сокращает время поиска и сборки заказа.
  • минимизация ошибок при приемке и отгрузке: точное определение местонахождения товара минимизирует риск ошибок при обработке заказов, например, пересорты, ошибки в сканировании товаров, ошибки во внесении номенклатур, работы с комплектами и т.п.
  • улучшение контроля за запасами: WMS предоставляет полную информацию о наличии товаров на складе, что позволяет избежать дефицита или излишков и может отслеживать движение товаров на складе в режиме реального времени, что обеспечивает полный контроль над наличием и перемещением запасов.
Почему адресное хранение может быть необходимо

WMS и адресное хранение

Внедрение адресного хранения на складе при помощи WMS происходит в несколько этапов.

Анализ существующей складской инфраструктуры разработчиком ПО. На этом этапе осуществляется аудит, оценка площади склада, количества и типов мест хранения, а также характеристик товаров. После основных мероприятий корректируется бюджет, просчитывается финальная стоимость необходимого к закупке оборудования, программного обеспечения, лицензии и технической поддержки поставщика (если планируется очное присутствие команды разработчика также учитываются дополнительные затраты). Если цифры сильно расходятся с теми, что запланировала сама компания — стоит детально пересмотреть цели и остановиться на приоритетных.

Создание топологии склада. На этом этапе осуществляется финальная корректировка карты взаимодействия процессов после автоматизации WMS, прописываются ограничения и исключения, стандартизуются основные операции. Также осуществляется назначение товаров по ячейкам (выбирается тип: статический, динамический, комбинированный) с учетом размера, веса, оборачиваемости, совместимости по характеристикам и требованиям, подбирается оптимальная маркировка ячеек хранения (этикетки, наклейки, qr и т.п.).

Настройка WMS-системы. На этом этапе происходит настройка модуля WMS и интеграция с существующими системами учета, например, 1С, внедрение необходимых настроек системы управления складом для работы с адресным хранением, апробация на месте. Например, типовой модуль AS WMS на базе 1С автоматизирует следующие виды операций при внедрении адресного хранения: прием товара на склад по штрихкоду через ТСД, прием товара на склад сразу в ячейки, размещение товара в ячейку, отбор товара из ячейки, учет по характеристикам (партия, серийный номер, срок годности и т.п.), контроль остатков товаров и инвентаризации, перемещение товара по складу, отгрузка товара.

Обучение персонала. На этом этапе осуществляется ознакомление персонала с программным обеспечением, интерфейсом системы, выполняются тестовые операции в режиме реального времени в соответствии с принципами адресного хранения, собирается обратная связь.

Запуск системы. На этом этапе происходит финальная оценка работоспособности WMS и адресное хранение вводится в реальную эксплуатацию.

После определенного периода можно оценить первые результаты, например в практических кейсах мы получали следующие цифры по итогу внедрения адресного хранения в срок до 12 месяцев:

  • эффективность использования площадей склада повышается до 20%,
  • точность сборки повышается до 99%,
  • скорость сборки повышается до 40%,
  • производительность персонала повышается до 50 %
  • штатное расписание оптимизируется от 10%.

Таким образом, адресное хранение позволяет значительно улучшить показатели эффективности работы склада и успех внедрения зависит от двух важных факторов: грамотного планирования и своевременной оценки всех этапов проекта по внедрению со стороны компании и квалифицированного сопровождения проекта со стороны поставщика ПО.

В заключении отмечу, что WMS и адресное хранение являются неотъемлемыми элементами современной логистической системы и внедрение автоматизированной системы управления складом с функциями адресного хранения позволяет компаниям оптимизировать складские процессы, непрерывно улучшать ключевые показатели работы и снижать операционные затраты на оборудование и персонал.

Источники изображений:

Freepik.com

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Разработка модуля AS WMSМодуль встраивается в 1С, автоматизируя управление складом и увеличивая скорость работы склада
Расширение для бух. учета 1С«Заявки на расходование денежных средств» — облегчает планирование, проверку и согласование выплат
Разработка взаиморасчетов в 1СМодуль позволяет отслеживать нарушение последовательности взаиморасчетов и восстанавливать их

Профиль

Дата регистрации09.06.2011
Уставной капитал10 000,00 ₽
Юридический адрес обл. Ростовская, г. Ростов-на-Дону, ул. Вавилова, д. 68, ком. 25 (3 этаж)
ОГРН 1116165003008
ИНН / КПП 6165168824 616501001
Среднесписочная численность21 сотрудник

Контакты

Адрес Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Вавилова, д. 68, оф. 322
Телефон +78632098058

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия