РБК Компании
Главная GEFCO Россия 5 августа 2024

Как работает комплексный подход в логистике китайской техники

Какие преимущества несет бизнесу 4PL-подход в логистике и как изменились логистические потоки крупногабаритной техники, поступающей в Россию из-за рубежа
Как работает комплексный подход в логистике китайской техники
Александр Коваленко
Александр Коваленко
Директор департамента сервисной логистики

Более 20 лет опыта на российском логистическом рынке

Подробнее про эксперта

Что такое 4PL в логистике? В чем выгода?

В логистической отрасли достаточно часто используются понятия 2PL и 3PL, чуть реже — 4PL. Разница состоит в объеме услуг и наличии активов. 2PL-провайдеры — это зачастую компании, у которых есть в наличии активы, они являются обычными перевозчиками или операторами активов. 3PL — экспедиционные компании полного цикла, которые также работают с 2PL-провайдерами. 4PL — следующий уровень взаимоотношений заказчика и исполнителя, где логистический оператор берет на себя весь логистический функционал и работает в интересах и от имени клиента. 

4PL как явление де-факто является полноценной интеграцией 3PL-провайдера в бизнес-структуру компании-клиента. В реалиях современного рынка это аутсорсинговый логистический департамент, который полностью или частично несет на себе функционал логистов на стороне заказчика.

Как правило, логистический провайдер взаимодействует с обслуживаемой организацией через ИТ-платформу. В данной системе клиент размещает заявки, после чего мы проводим на каждую поставку мини-тендеры среди 2PL- и 3PL-компаний. Критерии выбора определяет клиент: это может быть цена, срок доставки, надежность исполнителя. Результаты конкурсных отборов (как и вся финансовая информация по итогам логистической деятельности) доступны в режиме онлайн. Данное решение в том числе позволяет клиенту провести аудит работы логистического оператора на каждом ее этапе.

4PL пока не очень популярен в России. Причина в том, что компании в стоимость логистики зачастую включают только затраты на перевозку и хранение, не учитывая при этом стоимость персонала. А ведь в логистике занято большое число специалистов: логисты, закупщики, ИТ-специалисты, финансисты, бухгалтеры и специалисты по документообороту. Кроме того, важно учитывать потери, которые могут возникать в результате человеческого фактора.

Лично я убежден, что российский рынок придет со временем к пониманию ценности 4PL. У логистики уровня 4PL есть очевидное преимущество — он позволяет компании сосредоточиться на своей основной деятельности без отвлечения на логистическое обеспечение.

Разворот с Запада на Восток. Как это было

 ООО «Жефко» еще до 2022 года работало с порядка 400 партнерами. Насколько сложно было компании переориентироваться, когда логистические маршруты стали резко меняться?

Как работает комплексный подход в логистике китайской техники

Наш департамент закупок провел за последние 2,5 года титаническую работу, однако разворот в нашем конкретном случае был не резким, а скорее постепенным. После основного пакета санкций в феврале 2022 года торговля в западном направлении не остановилась одномоментно. Оставались товары, не попавшие под санкции, которые можно было везти как напрямую, так и через Турцию и страны ЕАЭС (в случае с поставщиками, которые видели для себя некие риски). Поэтому в 2022 году наиболее актуальны были новые партнеры из Казахстана, Кыргызстана и Турции. Далее, по мере введения новых санкций, а также ограничения валютных банковских операций, более актуальными становились партнеры из ОАЭ, Индии и, разумеется, Китая.

Если говорить в целом о новой реальности в логистической сфере и тех шагах, что мы предприняли, можно отметить следующее:

400 заявляемых нами поставщиков — это действующие партнеры, работающие на контрактной основе. Как минимум аналогичное количество включено в пул потенциальных поставщиков, которые в любой момент могут стать текущими. Поиск новых выгодных вариантов ведется постоянно.
Основной костяк проверенных поставщиков сохранился (это порядка 30–40%). Пул остальных компаний обновился с учетом переориентации с Европы на Азию. Прежде чем приступить к обновлению партнерской сети, мы провели серьезную аналитическую работу: сопоставили количество партнеров в различных регионах и их услуги, а также собрали запросы от клиентов в этих географических локациях. Все новые контрагенты прошли операционный аудит и оценку финансовой устойчивости, также мы оценили налоговые аспекты сотрудничества. Даже в условиях кардинальных изменений на рынке важно об этом не забывать. Мы проводим регулярные маркет-тесты для актуализации ставок и прочих условий сотрудничества. Сбор данных ведется по двум пулам поставщиков — и действующим, и потенциальным.

Как переориентация на Восток сказалась на работе с 4PL-клиентом?

Мы не испытывали значительного стресса, т.к. у нашего действующего клиента был регулярный, пусть и не очень значительный, поток техники из Азии. Еще до 2022 г. была отработанная логистическая схема с поставкой до порта Владивостока или Находки с дальнейшим вывозом тралами на ж/д станции и отправкой по железной дороге в западную часть России. Соответственно, мы уже имели достаточно хороший пул партнеров, который со временем еще больше расширили.

По мере нарастания потока стали актуальны поставки тралами через Забайкальск и Благовещенск. По данному направлению у нас тоже были партнеры, но все же понадобились дополнительные усилия от департамента закупок.

Новые вызовы продолжают поступать. Как быстро найти решение

Большая часть «восточных» логистических схем за последние годы уже сформировалась и работает в штатном режиме. Тем не менее логистические компании продолжают сталкиваться с различными вызовами (изменениями в законодательстве, неготовностью инфраструктуры к пиковым нагрузкам и т.д.). А еще — с нестандартными заказами. Сколько времени требуется на разработку нового логистического решения?

Чтобы ускорить все процессы, мы стараемся взять как можно больше от уже проверенных решений. Разработка и «обкатка» схемы может занять от нескольких дней в случае готовности груза и транспорта и до нескольких месяцев, если схема разрабатывается для перспективного проекта. По-настоящему действующей схему можно назвать, когда она проверена на практике, в ней выявлены и исправлены недоработки. Основные сложности — это неготовность или ограниченность инфраструктуры, отсутствие на участке работ компетентных 2PL-исполнителей, недостоверная информация о характеристиках груза.

В качестве яркого примера приведу перевозку экскаваторов массой 120 тонн из Китая на рудники Забайкальского края. Вводная информация о массогабаритных характеристиках груза поступила к концу лета 2023 г., на основе этих данных был произведен расчет. В ноябре, когда мы получили уведомление о готовности груза, выяснили, что параметры отличаются от заявленных ранее. И это были не последние уточнения: после погрузки техники на подвижной состав и взвешивания на китайской стороне снова потребовались коррективы, а общая доработка процесса продолжалась до самого конца тестовой перевозки, поскольку в дело вступили январские морозы, лед на горных перевалах, выход из строя инфраструктуры и прочие факторы.

Итого от получения первых вводных данных до фактической реализации прошло около полугода. И это нормальный срок для такого рода проектов.

Классические способы перевозки техники. Что дешевле и быстрее?

В случае с умеренно негабаритным грузом классической является перевозка на автомобильном транспорте вне зависимости от расстояния. Также автотранспорт остается основным вариантом при перевозках на умеренные (до 3 000 км) расстояния вне зависимости от характеристик груза.

Ж/д транспорт вступает в дело при необходимости перевозки грузов с большой массой и на длинное расстояние: обычно это 50 тонн и более при расстоянии от 3 000 км. Также ему нет альтернативы при перевозках в северные регионы, где автодороги отсутствуют, — это Воркута, станции БАМа, некоторые части Архангельской области и др.

Недостаток железной дороги — существенное ограничение на габаритные характеристики. Так, груз с шириной и высотой 4 метра вы по большей части территории страны без проблем перевезете автотранспортом, а в случае с ж/д потребуются целый комплекс мероприятий и значительные затраты. Залог успеха — в комбинации имеющихся инструментов и их разумном применении к конкретной задаче. Колебание цен также важно учитывать при разработке того или иного решения для клиента.

Как работает комплексный подход в логистике китайской техники

А если нужен демонтаж крупных узлов?

Как правило, при перевозках выполняется демонтаж кузова, колес, кабины. Но для действительно крупных машин перечень может измеряться десятками узлов.

В нашей практике разборка и сборка машин — это обычное дело, когда речь идет о ж/д перевозках или перевозках под низкими мостами, трубопроводами, ЛЭП, при ограничениях грузоподъемности авто- и железнодорожных платформ, кранов, паромов, ледовых переправ и непрочных дорог.

Причем у нас есть опыт использования не только готовых решений. Один из случаев: в 2020–2021 годах совместно с инженерами компании-клиента была разработана схема демонтажа рамного самосвала грузоподъемностью 100 тонн, которая позволила перевозить модель по российским железным дорогам без превышения допустимого габарита и существенно снизить затраты.

Расскажите, как осуществляется перегон техники своим ходом?

С переориентацией на Восток изменился еще один момент — увеличилось число запросов на перегон техники. Если европейские автомобили следовали своим ходом только локально (из порта до места хранения), то сейчас ситуация иная.

Перевозить грузовики тралом несколько тысяч километров совершенно нерентабельно, поэтому исторически грузовики из Китая поступали в Россию самоходом. Сейчас, когда настал звездный час китайских брендов, многие перевозчики переориентировались на данный вид услуги. Популярные направления: через Забайкальск и Благовещенск техника поступает в восточную часть России, через Казахстан — в европейскую часть.

Важный нюанс: после нескольких тысяч километров техника может быть не в лучшем состоянии, появляются сколы и трещины. Кроме того, лизинговые компании могут не принимать подобные автомобили как имеющие существенный износ.

Бывают случаи, когда водители в отсутствие контроля мусорят в кабине или неаккуратно обращаются с машиной. Но в целом, если на первом этапе был серьезный дефицит персонала, то сейчас такой проблемы уже нет.

Интересное:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации17.11.2003
Уставной капитал1 970 061 080,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Преображенское, пл. Преображенская, д. 8
ОГРН 1037739971829
ИНН / КПП 7704505900 771801001
Среднесписочная численность208 сотрудников

Контакты

Адрес 107061, Россия, г. Москва, Преображенская площадь, д. 8
Телефон +74951613100

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия