Дает ли цифровизация шанс на ремонетизацию золота
О возможностях современного российского рынка драгоценных металлов, появляющихся в связи с цифровизацией операционной среды финансового рынка

доцент Кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга Финуниверситета
27 ноября 2025 года Национальная финансовая ассоциация провела XVIII Форум «Российский рынок драгоценных металлов», Bullion-2025, на котором встретились с одной стороны золотодобывающие и горнорудные компании, аффинажные заводы и иные представители отрасли, с другой банки и органы государственной власти. Вопросы, связанные с развитием рынка драгоценных металлов и драгоценных камней заслуживают особого внимания хотя бы потому, что предприятия отрасли не в последнюю очередь обеспечивают финансовый (и не только) суверенитет страны: стоимость золота и состояние золотых запасов центральных банков находятся в фокусе внимания финансистов всех крупных экономик, несмотря на то, что с отменой золотого стандарта и переходом к фиатным денежным системам золото крайне редко используется в качестве средства платежа и средства обращения. Золото обладает низкой ликвидностью. Сложности в транспортировке и обращении привели к фактической утрате золотом упомянутых выше функций. Однако в авуарах центральных банков золото всегда присутствует, хотя это обстоятельство не повышает его ликвидность.
На протяжении веков в нашем сознании золото ассоциируется с властью. И оснований для этого достаточно: достаточный (по меркам того времени) золотой запас и его эффективное использование обеспечили Англии в XIV веке победу над Испанией в борьбе за мировое лидерство; в XIX веке наличие золотого запаса и рациональное распоряжение им в значительной мере помогли одержать победу Северу в гражданской войне с Югом в США; в России после 1917 года вплоть до 1921 шла борьба за золото Российской империи, которое в итоге оказалось в руках большевиков и было израсходовано на оплату импорта в первые годы революции. Золотые запасы использовались сторонами для финасирования самых кровопролитных военных конфликтов ХХ века — Первой и Второй мировых войн, гражданской войны в Испании.
Нарастание геополитической напряженности и тревожных настроений в обществе во все времена вызывают резкий всплеск интереса к золоту со стороны центральных банков и частных лиц, а также всех категорий инвесторов. Первые сигналы в этом направлении появились в 2018 году. Эпидемия COVID-19 спровоцировала начало волн турбулентности на биржевых рынках. Сформировалась устойчивая тенденция, которую поддерживают возникающие конфликты в сфере международной торговли, «тарифные войны» и пошатнувшиеся позиции основной резервной валюты. Сложившиеся обстоятельства требуют от центральных банков реагирования, традиционно выражающегося в изменении структуры валютных резервов, а именно увеличения доли золота и за счет сокращения доли других активов, прежде всего резервных валют и долговых ценных бумаг: согласно данным Всемирного совета по золоту (WGC) с июля по сентябрь текущего года центральные банки закупили золота на 28% больше, чем в аналогичный период предыдущего года. WGC прогнозирует возможный объем закупок в 2025 году в интервале 750- 900 тонн. Возрос интерес к золоту и со стороны инвесторов. Доказательство тому динамика цены фондов, стоимость активов которых зависит от цены золота: по данным портала Tradingview на горизонте 5 лет подавляющее большинство ETF, инвестирующих в фьючерсы на золото, продемонстрировало положительную динамику доходности чистых активов. Однако все перечисленное незначительно влияет на ликвидность золота, что не позволяет вернуть его в сферу обращения. Цифровизация операционной среды финансового рынка предложила его участникам изящный выход — создание цифровых валют, стоимость которых формируется на базе цены физического золота, задепонированного компанией, выпускающей токены. Золото хранится либо у эмитента таких токенов либо у его кастодиана. Самыми популярными «золотыми» токенами стали Tether Gold (XAUT) и PAX Gold (PAXG).
На форуме Bullion-2025 финансисты и представители отрасли сошлись в одном — чтобы вернуть золото (и не только) в обращение, нужны повысить доступность вторичного рынка — развивать инфраструктуру рынка и вторичный оборот. Инвестиционный спрос на золото составляет чуть менее 50% от общего объема. Для инвесторов вопрос ликвидности актива (возможность продать с минимальными затратами в нужное время)- приоритет первого порядка. Процесс токенизации активов именно то направление, в котором двигаются и финансисты и представители отрасли с целью повышения ликвидности драгметаллов. Оба кластера представили свои продукты, способствующие росту оборота драгметаллов, созданию эффективного механизма ценообразования (Сбер, Россельхозбанк, Петербургская биржа) и обеспечивающие посттрейдинговую поддержку участников рынка (Гознак, АО «Алмазный мир»). Сбер, являясь одним из лидеров банковской отрасли, анонсировал амбициозную задачу — повысить функциональность предлагаемых инвесторам металлических продуктов до уровня средств расчетов. Этот аспект в той или иной степени затрагивали все выступающие на форум. Очевидно, что мы наблюдаем крайне интересный процесс — ремонетизацию золота и возвращение ему имманентно присущих драгметаллам функций. Вероятно, это проявление глобальной перестройки международной валютной системы и смена парадигмы, вызванная недостатками в деятельности существующих институтов. Эволюция денег как общественного института происходит крайне медленно и фиатные деньги еще долго будут с нами, но тенденцию на ремонитизацию золота отмечают не только аналитики инвестиционных домов, но и академические исследователи, предполагающие значительное изменение роли золота в будущем на горизонте 15-20 лет.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Рубрики


