Top.Mail.Ru
РБК Компании
Успейте до повышения цен: получите скидку до 70%
Забрать скидку
Успейте до повышения цен:
получите скидку до 70%
Забрать скидку

Группа Arenadata подвела итоги 2025 года и назвала тренды на 2026

2025 год стал для Группы Arenadata годом роста и технологической трансформации
Группа Arenadata подвела итоги 2025 года и назвала тренды на 2026
Источник изображения: Freepik.com

Группа Arenada в 2025 году укрепляла data-платформу, приобретала компании, заключала долгосрочные партнерства и тестировала новые гипотезы. Продукты компании стали основой многих проектов, реализованных крупнейшими российскими организациями. «Почта России», используя СУБД Arenadata DB, заместила зарубежное ПО Единой информационно-аналитической платформы, заменив иностранные системы управления базами данных и бизнес-аналитики на отечественные. Каршеринг «Ситидрайв» использует аналитическое хранилище данных на базе ADB, полностью заменив зарубежное решение от Exasol. 

Сеть предприятий быстрого питания «Вкусно — и точка» внедрила новую платформу данных: в основу проекта, реализованного ИТ-компанией «Технологии — и точка», легли продукты Arenadata DB, Arenadata QuickMarts (ADQM), Arenadata Streaming (ADS), Arenadata Catalog (ADC). «ВТБ Лизинг» в рамках проекта по импортозамещению хранилищ использует ADB, ADS, Arenadata Postgres. Новый стек решений продемонстрировал улучшение производительности аналитических процессов и скорости обработки данных от 10 до 150% по сравнению с прежними системами.

Сергей Золотарев, директор по коммерции и стратегическому развитию Группы Arenadata: «Мы расширяем присутствие за пределами России. В 2025 году успешно выиграли тендер на рынке Узбекистана, а также совершили ряд некоммерческих инициатив в Таджикистане, Кыргызстане, Узбекистане и Беларуси. В некоторых из этих стран укрепили партнерский канал и запустили академическое сотрудничество с ведущими вузами. В России Центр обучения Arenadata по итогам 2025 года подготовил более 6000 специалистов: 1300 ИТ-экспертов и около 5000 студентов топовых вузов. Сегодня мы реализуем свыше 40 образовательных треков и 24 учебных курса». 

Корпоративный сектор: переход к зрелому управлению данными

Максим Власюк, директор по работе с корпоративным сектором Группы Arenadata: «Прошедший год стал для корпоративного направления Arenadata точкой перехода от импортозамещения к зрелому управлению данными. Почти в каждом крупном проекте теперь появляются очистка, каталогизация, MDM и сквозной контроль качества, которые ложатся в основу стратегии развития. Эту смену подхода отчетливо видно по кейсам внедрения».

Магнитогорский металлургический комбинат выбрал Arenadata для построения контура управления данными — решение, которое отражает повышение требований к прозрачности и контролю. «Трубная металлургическая компания» внедрила Arenadata Harmony MDM в масштабе 11 заводов и более 2000 пользователей, фактически выстроив единый контур мастер-данных для материалов и контрагентов. UTECH полностью заменил SAP BW/4HANA на связку Arenadata Postgres и Arenadata Streaming, сохранив производственную аналитику и обеспечив работу сотен бизнес-пользователей.

В ритейле логика та же: вместо разрозненных витрин под отдельные отчеты компании собирают единый слой данных для промо, ценообразования, цепочек поставок и персонализации — с понятной ответственностью за справочники и качество данных.

В 2026 году ожидается динамичный рост: расширения внедрений MDM-систем и каталогов данных, развития Data Security Governance, а также интеграции AI-сценариев на базе управляемых данных. В промышленности это укрепит устойчивость и прозрачность процессов, а в ритейле — ускорит и повысит точность решений в реальном времени.

Финансовый сектор: платформы для быстрых решений

Финансовому сектору в 2025 году было необходимо быстрее принимать решения, соблюдать более строгие SLA, масштабироваться без героизма и при этом работать над повышением качества данных.

Юлия Ильина, директор департамента по работе с финансовым сектором и международным бизнесом Группы Arenadata: «Самый наглядный маркер зрелости — масштаб и сложность платформ, которые банки запускают в промышленную эксплуатацию. ВТБ завершил основной этап внедрения одной из крупнейших в России платформ данных на базе Arenadata: единое пространство данных для ключевых систем, централизованные хранение, обработка, аналитика данных и поддержка взаимодействия с госорганами и регуляторами. В Россельхозбанке в 2025 году проводилась и продолжается работа на «приближение данных к бизнесу»: создана централизованная платформа для бизнес-аналитиков с акцентом на ролевую модель доступа и self-service-сценарии — чтобы подразделения могли быстрее и точнее принимать решения, без разрозненных «песочниц». Параллельно в РСХБ продолжилась трансформация хранилища в сторону Lakehouse с развитием и усложнением дата-ландшафта без потери непрерывности в работе».

Отдельно стоит отметить тренд, который в 2025 году стал практически обязательным: Data Governance и качество данных как «нулевой этап» перед большими платформами и ИИ.

В 2026 году банки продолжат интегрировать аналитику, оперативные данные и управление качеством в единый управляемый контур. В него же будут вписывать real-time-технологии для языковых моделей, спрос на которые усилит взрывной рост ИИ. Такие нововведения ускорят бизнес-процессы, минимизируют риски и снизят затраты на изменения.

Технологическое развитие: релизы, сертификации и open source

Дмитрий Плужников, технический директор Arenadata: «2025 год стал для Arenadata этапом принципиального перехода к следующему уровню развития ADH. Мы сделали стратегический шаг, запустив Arenadata Hyperwave (ADH 4.0) с гибридной, модульной архитектурой и отказом от обязательной установки зависимостей классического hadoop-стека. Также последовательно инвестировали в технологическую независимость. Arenadata DB была переведена на наш собственный open source форк Greengage, что дало нам полный контроль над развитием ядра, ускорило выпуск обновлений и обеспечило долгосрочную устойчивость платформы. Вокруг Greengage мы выстроили открытую экосистему — с отдельным сайтом и полноценной документацией, доступной как для заказчиков, так и для профессионального сообщества».

В течение года команда технической дирекции активно развивала продуктовую линейку: расширила Arenadata QuickMarts и представила ADQM Control  единый инструмент мониторинга и управления промышленными кластерами ClickHouse, существенно упрощающий их эксплуатацию.

Отдельным приоритетом стала работа с закрытыми и импортонезависимыми контурами. Была расширена поддержка отечественных операционных систем, добавлено S3-совместимое объектное хранилище, сервисы безопасности и аналитические движки, это обеспечило возможность промышленной эксплуатации в регуляторно чувствительных средах.

Также команда Arenadata упростила доступ к знаниям: внедрила AI-инструменты в документацию, реализовала поиск и экспорт документации в PDF для офлайн-использования и добавила видеоматериалы. В результате удалось сформировать устойчивую, современную экосистему, готовую к долгосрочной эксплуатации в корпоративных и государственных инфраструктурах.

Помимо этого, три продукта Группы получили сертификаты ФСТЭК по требованиям к 4-му уровню доверия, что подтверждает безопасность их использования — СУБД Arenadata Prosperity (ADP), Picodata, Arenadata Catalog. Также ведется процесс сертификации системы потоковой передачи и обработки данных Arenadata Streaming. Таким образом, скоро у компании будет семь сертифицированных ФСТЭК продуктов.

Тренды-2026: Data Governance, AI и конфиденциальные вычисления

Наджим Мохаммад, директор по дата-стратегии Группы Arenadata: «Многие игроки рынка уже преодолели стадию импортозамещения и теперь ориентированы на эффективное решение бизнес-задач. Это требует взвешенного стратегического подхода к работе с данными. Мы помогаем клиентам разрабатывать и внедрять data- и AI-стратегии: поэтапно осваиваем технологии, достигая заметных результатов уже через полгода, с сохранением долгосрочного фокуса на ключевых целях и семантике ИИ-применений».

В 2025 году Arenadata Catalog получил сертификат соответствия требованиям безопасности информации по 4-му уровню доверия ФСТЭК РФ. Это позволяет применять его при построении решений с повышенными требованиями к защите данных — это важно для рынка: как для выполнения регуляторных требований, так и для укрепления доверия заказчиков к зрелости продукта и процессов разработки.

Иван Новоселов, генеральный директор DataCatalog (входит в Группу Arenadata): «DataCatalog продолжает развивать Arenadata Catalog на основе обратной связи от заказчиков, лучшее проявление которой — рост клиентских проектов. Крупнейшая российская B2B-торговая компания «Комус» приступила к внедрению ADC, чтобы не просто каталогизировать данные, а сделать их прозрачными для более чем 200 аналитиков, ежедневно опирающихся на них в принятии решений. Российская национальная перестраховочная компания (РНПК) с помощью Arenadata Catalog создала единый каталог метаданных, подключенный к более чем 15 источникам, реализовала прослеживаемость данных (Data Lineage) для ключевых этапов урегулирования убытков. Также был внедрен бизнес-глоссарий с унифицированными терминами, обеспечено управление качеством через профилирование и автоматические проверки.

С 2025 года многие проекты по управлению данными стартовали с каталога как ключевого инструмента. Однако вскоре фокус смещался на качество данных, что вызвало резкий рост интереса к фреймворку Arenadata Catalog DQF (ADC.DQF). Этот инструмент доказал жизнеспособность на корпоративном уровне, позволяя перейти от разовых тестов к системному контролю. Фреймворк снижает нагрузку на ИТ-специалистов, устраняя ручные скрипты и обеспечивая прозрачное управление с полной визуализацией качества данных.

Общее внимание рынка к искусственному интеллекту не обошло стороной и Arenadata Catalog. Команда продукта начала работать с первыми гипотезами применения технологий машинного обучения и языковых моделей еще в 2023 году, а пилотные проекты 2025-го подтвердили их эффективность. Это ускоряет адаптацию инструментов управления данными и снижает порог входа для заказчиков: ИИ упрощает повседневную работу дата-стюардов, инженеров и архитекторов, минимизируя потребность в дополнительных специалистах. При этом функционал ADC имеет как ИИ для каталога, так и каталог для ИИ — чтобы интеллектуальные агенты могли уверенно ориентироваться в бизнес-контексте и данных заказчика. В 2026 году команда DataCatalog продолжит развивать модули Arenadata Catalog с интеграцией искусственного интеллекта и вместе с клиентами исследовать роль управления данными в масштабном внедрении ИИ в компаниях.

Петр Емельянов, директор по исследованиям и разработкам компании «УБИК» (входит в Группу Arenadata): «Конфиденциальные вычисления (PET) эволюционировали из академических исследований в ключевую инфраструктурную технологию стратегического значения. Сегодня наблюдается не просто интерес, а устойчивый спрос на готовые продукты и решения. PET востребованы повсеместно, их роль понятна всем: пилотные проекты уступают место промышленным внедрениям. Мы всегда подчеркивали: конфиденциальность не ограничивает, а дает конкурентное преимущество. Этот момент настал: PET вот-вот станут обязательным элементом архитектуры данных».

Осенью 2025-го Gartner включил конфиденциальные вычисления в топ-10 стратегических технологических трендов. За восемь лет работы была накоплена экспертиза, которая теперь стала gartner-grade must-have.

В 2025 году команда компании «УБИК» обрисовала контуры универсального решения — оно эффективно работает на оборудовании от специализированных платформ партнеров до стандартных x86-серверов, обеспечивая быструю и надежную защиту. В 2026-й «УБИК» вступает с мощными наработками — и в научном, и в коммерческом плане.

Константин Осипов, сооснователь компании Picodata (входит в Группу Arenadata) и управляющий директор Группы Arenadata по исследованиям и разработке: «В 2025 году мы в Picodata выпустили первую версию Picodata Sirin — распределенной СУБД, полностью совместимой с Apache Cassandra и построенной на базе СУБД Picodata. В 2026 году ожидаем ее активного развития и внедрения у множества клиентов. Picodata Sirin расширяет нашу линейку совместимости с западным ПО: Picodata Radix дает возможности замены Redis, а основной интерфейс Picodata совместим с PostgreSQL. Параллельно готовим LTS-релиз (Long Term Support) ПО Picodata — стабильную версию с поддержкой на несколько лет. Ключевое улучшение LTS — замена библиотеки шардирования, что резко снижает издержки на взаимодействие между узлами в больших кластерах».

Другое направление развития, внушающее оптимизм, — ПО для расчета себестоимости Picodata Silver, аналог ПО от SAP — SAP FSPER/SAP PAPM. Переход клиентов на Silver сочетает сразу три трансформационных изменения: импортозамещение ПО SAP, возможность горизонтального масштабирования в облачной инфраструктуре, снижение стоимости владения в пять и более раз благодаря более эффективному алгоритму расчета. В 2026 году Picodata планирует выпустить аналогичный продукт, реализующий функции динамического ценообразования, что расширит портфолио компании еще одним бизнес-доменом.

ПО Picodata Radix, замена Redis и Redis Cluster, получило широкое распространение уже в 2025 году. Ключевыми преимуществами для заказчика являются расширенные возможности безопасности, а также качественная поддержка вендора. Radix работает на базе Picodata, сертифицированной по 4-му уровню доверия ФСТЭК, что актуально для госинфосистем и критической ИТ-инфраструктуры. В 2026 году команда Picodata рассчитывает продолжить работу по замене Redis на российском рынке.

Внешние коммуникации и инвесторы: рост узнаваемости

Екатерина Арланова, директор по внешним коммуникациям и связям с инвесторами: «В уходящем году мы активно коммуницировали с инвестиционным сообществом, благодаря чему наша база акционеров увеличилась более чем в четыре раза с момента IPO — до 120 тыс. физических и юридических лиц. Среди знаковых событий можно выделить дебютный день инвестора и годовой отчет, первое собрание акционеров и выплату дивидендов в статусе публичной компании, вхождение в новые индексы Московской биржи и расширение аналитического покрытия».

Успехи в области коммуникаций подтверждались победами в конкурсах и рейтингах, составленных Московской биржей и профессиональным сообществом:

  • первое место в номинации «Лучший IR-руководитель» среди компаний малой капитализации;
  • топ-2 среди «лучших IR-коммуникаций» и «Лучших топ-менеджеров» в компаниях малой капитализации;
  • второе место в IR-рейтинге по работе с розничными инвесторами по версии Smart-Lab;
  • призер XXVIII конкурса годовых отчетов в номинации «Прорыв года».

И самое главное — Группа Arenadata продолжает практику открытых коммуникаций, подробно освещает финансовые результаты, дает прогнозы темпов роста, рассказывает о бизнесе, M&A-сделках, новых клиентах и продуктовом развитии. Задача Investor Relations — предоставить информацию о компании в различных каналах, чтобы инвесторы и акционеры могли принимать взвешенные решения по инвестированию средств.

В 2026 году команда Arenadata нацелена развивать наработанные практики взаимодействия с различными категориями инвесторов и усилить инвестиционный кейс, повысить узнаваемость бренда и эмитента, вывести внешние коммуникации на новый стратегический уровень, что в конечном счете увеличит капитализацию Группы.

Интересное:

Все новости:

Публикация компании

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия