РБК Компании

Что собственнику важно понимать про управление финансами в бизнесе

Управление финансами — это инструмент собственника, от умения использовать который, зависит результат. Рассказываю о топ-5 показателях и трех ошибках в учете
Что собственнику важно понимать про управление финансами в бизнесе
Источник изображения: Unsplash.com
Ирина Екимовских
Ирина Екимовских
Собственница и директор Аудиторско-консалтинговой группы «Капитал»

Эксперт по корпоративным финансам, автор деловой книги года «Считай и богатей. Финансовые аксиомы предпринимателя», ведущая рубрики «Финансовый советник» на Business FM Екатеринбург.

Подробнее про эксперта

Система управления финансами обеспечивает возможность принимать более быстрые и качественные решения и за счет этого быть сильнее конкурентов. Как кровеносная система в организме человека, она снабжает весь бизнес ресурсами, позволяя ему расти и развиваться. Пока компания небольшая, функцию контроля финансов обычно выполняет собственник. Но большинство предпринимателей не имеют финансового образования и не знают, на какие показатели смотреть. В статье разберемся, какая отчетность поможет управлять финансами и увеличивать доходы собственника.

Топ-5 финансовых показателей, за которыми нужно следить

1. Прибыль. Если у компании все нормально с денежным потоком, то она может и не почувствовать, что работает в убыток, а в конце концов обнаружит кассовый разрыв. Устойчивый бизнес всегда работает в прибыль, и еë нужно считать с самого создания компании. Прибыль — это разница между тем, что нам должны, и тем, что мы должны. Доходы нужно рассчитывать в тот момент, когда мы отгружаем товар и возникают обязательства нам заплатить, а расходы — тогда, когда мы потребляем какие-то услуги.

Есть простая формула прибыли: количество проданного товара, умноженное на маржу, минус постоянные расходы. Это и есть прибыль, которую зарабатывает за месяц бизнес. И нужно следить за всеми составляющими этой формулы.

Что собственнику важно понимать про управление финансами в бизнесе

2. Маржинальность. Если покупатели просят скидки, а поставщики пытаются поднять цены, то маржинальная рентабельность уменьшается. Нужно контролировать колебания маржи и не упускать из вида скидочную политику и условия работы с поставщиками.

3. Постоянные расходы. Они должны быть меньше маржи, то есть маржа должна покрывать эти постоянные расходы, чтобы у нас оставалась прибыль. Чем больше у бизнеса постоянных расходов, тем выше у него операционный риск и точка безубыточности, то есть объем выручки, который нужно отгрузить, чтобы выйти в 0.

Зная маржу и постоянные расходы, можно посчитать точку безубыточности бизнеса. Для этого постоянные расходы нужно разделить на маржинальную рентабельность, и получим тот минимальный объем выручки, который необходимо выполнять для того, чтобы получить точку 0. За этой точкой безубыточности, как и за другими финансовыми показателями, предпринимателю надо следить помесячно.

Если из маржинальной прибыли вычесть постоянные расходы, то получим операционную прибыль. Считается, что если маржа в 3 раза больше операционной прибыли, то это уже средний операционный риск, а если в 5 или в 6 раз, то это высокий.

4. Собственный капитал, вложенный в бизнес. Чтобы его посчитать, нужно составить управленческий баланс. На самом деле, составить этот документ очень просто. Надо собрать все материальное и нематериальное имущество, которое есть у бизнеса: компьютеры, патенты, товары, материалы, готовая продукция, дебиторская задолженность, деньги на счете, остатки незавершенного производства, основные средства. Имущество минус долги — это и есть собственный капитал предпринимателя. Нужно знать эту разницу и соотношение заемного и собственного капитала, потому что если вы не управляете капиталом, вложенным в бизнес, им управляют обстоятельства.

Собственный капитал может быть отрицательным, но при этом компания может жить на протяжении какого-то периода. Такое часто случается, особенно если компания работает в предоплату.

5. Рентабельность капитала. Если у вас есть отчет о доходах и расходах и управленческий баланс, вы уже можете посчитать такие показатели эффективности, как, например, рентабельность капитала, то есть сколько денег вы получаете с каждого рубля, вложенного в бизнес. Правильно считать рентабельность и по прибыли, которую генерит бизнес, и по дивидендам, которые бизнес выплачивает предпринимателю. Как минимум, эта доходность должна быть выше, чем депозиты банка.

Зачем нужна финансовая отчетность

На практике можно выделить три вида финансовой отчетности:

  • бесполезная — недостоверная, некачественная или неполная отчетность;
  • статистическая — бывает так, что тратят много денег, финансовая служба составляет отчетность, параллельно ведут множество таблиц, а решения принимаются в кабинете, без опоры на полученные данные;
  • полезная — отчетность, которая регулярно разбирается всей компанией, анализируется и работает на принятие решения.

Финансовый менеджмент — это тот инструмент, который повышает доходность денег, вложенных в бизнес, и помогает следить за тем, чтобы предприниматель получал свою желаемую доходность.

Пример из практики

Год назад к нам на аутсорсинг пришла компания — дистрибьютор оборудования. У собственницы был запрос, как повысить эффективность бизнеса. Они составляли отчеты по продажам, анализировали сделки, но финансовой отчетности и верхнеуровневых финансовых целей не было. Маржинальность собственного капитала была на тот момент 25%, а сейчас стала 125%. Была проведена последовательная работа, которая затронула все отделы компании. Во-первых, мы составили финансовую отчетность и поняли, с чем нужно работать. Начали работу со складом, чтобы повысить оборачиваемость. Провели работу с дебиторской задолженностью и кредиторской задолженностью. В итоге все эти данные были выведены на дашборд. Стало понятно, на что направлять внимание и усилия, чтобы бизнес был эффективнее.

3 основных ошибки собственников в финансовом учете

1. Не считать финансы. Это самая главная ошибка. Или некоторые считают, но делают это неправильно.

2. Не планировать. Многие предприниматели говорят, какой смысл планировать, если все каждый день меняется. Но есть такая хорошая фраза: план ничто, а планирование все. Это правда, потому что планирование — сама по себе ценная деятельность. В ходе планирования топ-менеджмент и руководители компании начинают думать о том, что сделать, чтобы достичь цели, поставленной собственником, и начинает происходить присвоение этой большой амбициозной цели на всю компанию. Планировать важно, это задает некие рамки и правила, как должен работать бизнес по финансовым показателям в этом году.

3. Не использовать финансовую отчетность в принятии решений. Тогда отчетность не приносит пользы.

Источники изображений:

Личный архив компании

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

ТОП-20 аудиторских групп Россиив рейтинге RAEX
20+ лет на рынкекомпания создана в 2002 году
100 млн ₽ — сумма страхованияпрофессиональной ответственности

Профиль

Дата регистрации30.05.2002
Уставной капитал
Юридический адрес обл. Свердловская, г.о. город Екатеринбург, тракт Сибирский, д. 12 стр. 1, офис 504
ОГРН 1026602337068
ИНН / КПП 6658149843 668501001
Среднесписочная численность51 сотрудник

Контакты

Адрес Екатеринбург, БК «Деловой квартал», ул. Сибирский тракт, 12, корпус 1, оф. 504
Телефон +73433517845

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия