Обязательный ЭТрН с 2026 года: что говорят эксперты Форума ЭДО
С 1 сентября 2026 года использование ЭТрН станет обязательным. Как подготовить бизнес к переходу — в новом обзоре
Сентябрь 2026 года станет точкой невозврата для российской транспортной логистики. Согласно федеральному закону № 140-ФЗ, с 1 сентября использование электронных транспортных накладных (ЭТрН) станет обязательным для подавляющего большинства участников грузоперевозок. Это не просто изменение формата, а полноценная цифровая революция, которая уже набирает обороты и кардинально изменит отрасль в ближайший год.
По прогнозам, доля электронного документооборота в транспорте России к концу 2025 года может составить 29% от общего объема. А после сентября 2026 года этот показатель должен стремительно приблизиться к 100%, охватив перевозчиков, экспедиторов, грузоотправителей и получателей по всей стране.
Почему бизнес медлит с переходом на ЭТрН
Своей точкой зрения на причины задержки делится Елена Ткаченко, руководитель «Экспертного совета «Электронные документы — эффективная экономика», лидер рабочей группы «Доверенности» при АНО «Цифровая Экономика»:
«После объявления срока обязательного перехода рынок активизировался, однако информированность бизнеса остается низкой, а готовность внедрять ЭТрН сдерживается рядом объективных факторов».
По ее словам, внедрение ЭТрН наталкивается на структурные сложности: этот процесс намного сложнее обычного двустороннего обмена УПД.
«Здесь три участника, и инициатору сложнее договориться об ЭДО с двумя другими. При этом перевозчики — это в основном ИП, а грузополучатели часто не заинтересованы в подписании ТРН в принципе», — поясняет эксперт.
Другой серьезный барьер — затянувшееся ожидание изменений в законодательстве. Компании не хотят инвестировать во внедрение формата ЭТрН, который вскоре может измениться из-за поправок в «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом».
«В целом, в действующем законодательстве есть пробелы и противоречия, — заключает Ткаченко. — Участники отрасли трактуют нормативные акты по-разному, единой картины нет. Поэтому крайне необходимы методические рекомендации по оформлению различных схем перевозки».
Вызовы цифровой трансформации: почему внедрение ЭТрН оказалось сложнее прогнозов
Татьяна Базанкова, руководитель проектов Департамента логистики ПАО «МТС», уверена, что ЭТрН является самым сложным перевозочным документом, так как он требует оформления и проверки в режиме онлайн, то есть здесь и сейчас.
«Если передача груза происходит в поле — например, нужно вывезти демонтированное оборудование с объекта связи, — работать в электронном формате приходится с мобильного телефона. <...> Все это усложняется тем, что в таком случае сотрудники отправителя, перевозчика и получателя — из разных компаний, работают в разных системах и у разных операторов ЭДО», — пояснила Базанкова.
По мнению Юлии Кондратьевой, руководителя проектов направления «Транспорт» компании X5, основные барьеры носят не технический, а системный характер.
«Все ключевые сложности лежат не в технической, а в организационной плоскости. Мы столкнулись с отсутствием регламентов по целому ряду критически важных процессов», — поделилась Кондратьева.
К числу таких пробелов эксперт относит:
- Отсутствие четких правил для экспедирования;
- Сложности с подписанием Т2 и Т4 в нерабочее время;
- Непрописанные правила приемки груза с расхождениями;
- Отсутствие регламента выезда с территории при отсутствии QR-кода.
Экономика и выгоды: 170 млрд рублей оптимизации
Последствия этого перехода имеют не только технологические, но и выраженные экономические последствия. Ожидается, что бумажный документооборот в сфере транспорта сократится на 90–95%, что повлечет за собой:
- Сокращение ошибок при оформлении;
- Значительное ускорение обработки грузов;
- Повышение прозрачности всей логистической цепочки.
По оценкам правительства, совокупный экономический эффект от этой цифровизации может достичь 170 млрд рублей. Эти средства будут сэкономлены за счет отказа от бумажных процессов, снижения административных издержек и минимизации человеческих ошибок.
«Сегодня бизнес в целом позитивно воспринимает переход на электронные перевозочные документы, однако темпы внедрения во многом зависят от готовности самих участников рынка. Многим компаниям требуется время на настройку внутренних процессов, интеграцию учетных систем и обучение персонала. Регулятор и операторы ЭДО сегодня фокусируются на информировании участников рынка и практической помощи компаниям в переходе к новому формату», — резюмирует Ян Савельев, руководитель Аналитического центра «Разработчиков и Операторов Систем Электронных Услуг».
Вызовы и риски: почему малому бизнесу стоит готовиться уже сегодня
Однако у каждой революции есть своя цена. Основные риски связаны с неподготовленностью участников рынка, особенно малого и среднего бизнеса. Компании, которые отложат переход на ЭТрН на последний момент, могут столкнуться с:
- Операционными задержками при оформлении перевозок;
- Административными штрафами за несоблюдение требований законодательства;
- Потерей конкурентоспособности на фоне более подготовленных игроков.
Грядущие изменения в нормативно-правовом поле и их практическое применение с 2026 года — это вопрос стратегического планирования для любой компании, связанной с грузоперевозками.
Где найти ответы на все вопросы?
В свете этих глобальных изменений Международный Форум ЭДО, который пройдет 11 ноября 2025 года в Москве, станет ключевой отраслевой площадкой для подготовки к новым реалиям.
В работе форума примут участие представители ключевых министерств и ведомств, а также эксперты ведущих компаний-операторов ЭДО, чтобы обсудить грядущие изменения, их последствия для бизнеса и подготовиться к обязательному переходу.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты


