РБК Компании
Главная Sign.Me 13 января 2025

Что можно и нельзя подписывать электронной подписью

Когда применима ПЭП, зачем нужна УНЭП и когда можно использовать УКЭП
Что можно и нельзя подписывать электронной подписью
Источник изображения: Freepik.com
Тимур Алексеев
Тимур Алексеев
Коммерческий директор Sign.Me

Эксперт в области внедрения электронной подписи в бизнес-процессы

Подробнее про эксперта

Виды электронной подписи

Российское законодательство выделяет простую электронную подпись (ПЭП), усиленную неквалифицированную электронная подпись (УНЭП) и усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП). Все они выступают цифровым аналогом собственноручной подписи. При этом они отличаются  друг от друга своей архитектурой и возможностями. Остановимся подробнее на каждом виде электронной подписи.

Простая электронная подпись (ПЭП)

ПЭП представляет собой комбинацию цифровых данных, подтверждающих какое-либо действие пользователя. В отличие от усиленных видов электронной подписи, ПЭП создается без использования средств криптографической защиты информации (СКЗИ). Такая ЭП представляет собой, например, код из СМС или связку логина и пароля. Отсутствие криптографии делает ПЭП уязвимой перед хакерскими атаками и внесением односторонних правок в документ после его подписания. Именно поэтому мы не рекомендуем использовать ПЭП для ведения документооборота. Оптимальная сфера ее применения — подтверждение базовых действий пользователя, например:

  • вход в личный кабинет при вводе логина и пароля;
  • получение онлайн-заказа по коду из СМС;
  • подтверждение согласия на обработку персональных данных при проставлении отметки в соответствующем поле.

Для ведения документооборота лучше использовать усиленные виды электронной подписи — УНЭП и УКЭП.

Усиленная неквалифицированная электронная подпись (УНЭП)

УНЭП подходит для большинства документов, с которыми компании и предприниматели имеют дело каждый день. Она так же как и УКЭП защищена криптографией, но процедура ее получения гораздо проще, а стоимость — ниже. УНЭП можно выпустить онлайн с помощью верифицированной учетной записи на Госуслугах или очно в удостоверяющем центре (УЦ). Для придания юридической значимости документам, подписанным УНЭП, необходимо заключить соглашение о признании такого вида подписи с другими участниками документооборота. 

С помощью УНЭП можно подписывать:

  • договоры и соглашения;
  • акты;
  • сметы;
  • закрывающие документы (кроме счетов-фактур);
  • административные, кадровые документы и многое другое.
     

Что нельзя подписывать УНЭП:

  • документы, подлежащие передаче в госорганы;
  • документы, для которых законодательно установлено собственноручное подписание. Например, журнал прохождения инструктажей по охране труда, приказ об увольнении работника и акт о несчастном случае на производстве. Однако такие документы подписываются реже, чем договоры, заявления, акты и закрывающие документы, для которых можно использовать ЭП. 

Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП)

УКЭП — вид подписи, к которому предъявляются самые строгие законодательные требования. Поэтому УКЭП автоматически приравнивается к собственноручной подписи и подходит для подписания документов, которые передаются в государственные реестры. Выпустить ее можно только при личной встрече с представителем УЦ, аккредитованного Минцифры. Во время встречи представитель УЦ или его доверенное лицо сличает фотографию из оригинала паспорта с внешностью заявителя, получает его данные и проверяет их через государственную систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). После успешной идентификации личности на имя заявителя выпускается усиленная квалифицированная электронная подпись.

При помощи УКЭП можно:

  • зарегистрировать права на недвижимость в Росреестре;
  • подать документы в ФНС или судебные органы;
  • взять кредит под залог недвижимости;
  • подписать счета-фактуры и многое другое.

Что нельзя подписывать УКЭП:

  • документы, для которых законодательно установлено собственноручное подписание (о них мы уже рассказали выше).

Заключение

ПЭП не подходит для документооборота: это наиболее уязвимый вид электронной подписи, который создается без применения криптографии, а документ, подписанный ПЭП, может быть изменен задним числом. Такую подпись желательно использовать только для подтверждения базовых действий, например, входа в личный кабинет. УНЭП и УКЭП идеально подходят для документооборота, поскольку они защищают документы криптографией, которая гарантирует защиту ЭП от взлома и невозможность внесения изменений в документ после подписания. УКЭП имеет более сложный пользовательский путь и более высокую цену по сравнению с УНЭП, поэтому если у бизнеса нет необходимости подписывать документы УКЭП, то УНЭП — золотая середина. С ее помощью можно подписывать рутинные документы, а выпустить УНЭП можно онлайн всего за несколько минут.

Интересное:

Все новости:

Публикация компании

Профиль

Дата регистрации11.11.2011
Уставной капитал204 081,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Раменки, пр-кт Мичуринский, д. 45, помещ. 40, этаж 2
ОГРН 1117746908597
ИНН / КПП 7719795020 772901001

Контакты

Адрес Россия, г. Москва, Мичуринский пр-кт, д. 49
Телефон +78002505869

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия