РБК Компании
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании: скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Скидки до 100 000₽
black friday
Черная пятница на РБК Компании:
скидки до 100 000₽ и подарки
Забрать скидку
Главная ALP Group 11 июня 2024

Почему IT-индустрия сместила фокус с продукта на клиента

Ольга Симонова рассказывает, из чего складывается клиентоориентированный подход, и как он помогает компании на высококонкурентном ИТ-рынке
Почему IT-индустрия сместила фокус с продукта на клиента
Ольга Симонова
Ольга Симонова
Менеджер по обучению и адаптации персонала ALP Group

С 2022 года в команде ALP Group.

Подробнее про эксперта

Наблюдая за ИТ-индустрией, в последние лет десять я вижу довольно четкую тенденцию перехода с «продуктоцентричности» на «клиентоцентричность», или клиентоориентированность. Главный драйвер этого перехода — появление огромного количества новых технологических компаний и постоянно растущий уровень конкуренции на рынке.

Если раньше поставщик ИТ-услуг мог иметь штат хороших грамотных специалистов и привлекать тем самым клиентов, то сегодня этого уже недостаточно. Недостаточно просто иметь компетенцию в каком-либо ИТ-сегменте или, например, быть сертифицированным партнером Фирмы «1С». Одним из ключевых параметров успеха компании, помимо качества предоставляемых услуг, является клиентоориентированность. Хорошо знакомое для компаний отрасли HoReCa, в IT это понятие раньше воспринималось как абстракция. Сегодня же это — реальное преимущество на рынке, особенно при работе с крупными заказчиками, которые отличаются специфичными бизнес-процессами и потребностью в нетиповых решениях.

Клиентоориентированность можно определить по-разному, но я бы сказала, что в ядре этого понятия — определенный опыт взаимодействия заказчика и исполнителя. Наша задача как исполнителя — сделать так, чтобы заказчик чувствовал себя комфортно в постоянном соприкосновении с нашей работой, с нашими специалистами, консультантами и программистами на протяжении всего производственного цикла — от первого контакта, пресейла и постановки технического задания вплоть до вывода в продуктивную среду и поддержки готового продукта.

На мой взгляд, клиентоориентированный подход можно разложить на три составляющие: определенные софт-скилы сотрудников, глубокая техническая экспертиза и фокус на заказчике. Разберем каждый пункт поподробнее.

1. Гибкие навыки сотрудников

Специалисты ИТ-компании не могут просто писать программный код в изоляции, перекладывая задачу общения с заказчиком на своего проектного руководителя. Сегодня каждый сотрудник должен уметь выстраивать эффективную коммуникацию с клиентом. Это умение находить общий язык и грамотно доносить информацию, это навыки аргументации и презентации, это организованность, инициативность, гибкость и системность мышления, а также умение оценивать свое время и ценить время заказчика. Кроме того, здесь очень важен еще и позитивный внутренний настрой, который большинство людей умеет считывать на подсознательном уровне. Придя в магазин, нам приятнее общаться с положительно настроенным консультантом, а не с угрюмым продавцом-кассиром. Так же и заказчики ИТ-услуг предпочитают иметь дело с инициативной командой, полной идей и заряженной на совместный успех.

2. Профессиональные компетенции

Очевидно, что, помимо гибких навыков, у сотрудников ИТ-компании должны быть высокоразвитые хард-скилы. Поясню, что речь идет не просто о знании программного кода и особенностей разрабатываемой системы. Мы говорим о глубоком понимании бизнес-процессов заказчика, комплексном видении задач и реализации наиболее релевантных решений. Помимо собственно технических навыков, современному программисту не помешают вспомогательные знания вокруг бизнеса клиента — например, об изменениях в законодательстве в области налогообложения и бухгалтерского учета. А вот ИТ-консультантам, в свою очередь, очень пригодится хотя бы базовое понимание программного кода — это тоже упростит коммуникацию команды с заказчиком. Другими словами, каждый сотрудник ИТ-компании должен расширять свою экспертную зону и охватывать смежные области знаний. Чем шире экспертная зона сотрудника, тем лучше он понимает нужды заказчика и, соответственно, тем больше подводных камней он способен обойти и предупредить клиента о возможных рисках.

3. Его Величество Заказчик

Может сложиться впечатление, что фокус на клиенте означает слепое выполнение любых его пожеланий. Но здесь речь идет практически об обратном: клиентоориентированный исполнитель настолько хорошо разбирается в специфике бизнеса заказчика, что сможет не только предложить оптимальные решения, но и отговорить от бесперспективных или ненужных решений, которые могут казаться правильными в моменте, но привести к убыткам в будущем. Сейчас мы видим на рынке большое количество примеров «автоматизации ради автоматизации», когда компании внедряют программное обеспечение или новейшие технологии просто по веянию моды. Нередко такие истории заканчиваются для бизнеса тем, что дорогостоящий программный продукт не приносит ожидаемой отдачи. Клиентоориентированная ИТ-компания сможет ответить на вопросы, преодолеть сомнения и грамотно проконсультировать заказчика, объяснив ему, какие технологии действительно приведут к оптимизации, а какие дадут в перспективе обратный эффект. Инновации сами по себе не имеют смысла, если в конечном итоге они не приводят к снижению затрат, повышению дохода и улучшению бизнес-процессов заказчика.

Все три составляющие клиентоориентированного подхода можно развивать и, следовательно, повышать клиентоориентированность компании. При этом, помимо экономической составляющей, клиентоориентированность предполагает еще и знание психологии, а также умение не просто выполнять, но и предвосхищать желания заказчика. Иногда приходится делать даже больше, чем предусмотрено договором. Как однажды сказал генеральный директор Apple Тим Кук: «Задача нашей компании — удовлетворить желания, о которых вы даже не подозревали».

Клиентоориентированность — это полноценная философия компании, которая основана на желании по-настоящему помочь клиенту, а не просто закрыть очередной проект или решить сиюминутную задачу. Компании, которые вовремя это осознали, смогли выстроить долгосрочные доверительные отношения со своими клиентами и сегодня являются лидерами рынка.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

I место в рейтинге фирмы «1C»Крупнейшее внедрение «1С» в ФГУП «Почта России», автоматизировано 47 612 рабочих мест
Внедрение «1С: Консолидация 8»Одно из самых масштабных внедрений «1С: Консолидация 8» в ПАО «Газпромнефть», автоматизация >5к мест

Профиль

Дата регистрации14.10.2010
Уставной капитал100 000,00 ₽
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Пресненский, ул. 2-Я Звенигородская, д. 13 стр. 42, этаж 9, помещ./ком I /18
ОГРН 1107746840420
ИНН / КПП 7703729939 770301001

Контакты

Адрес 123022, Россия, г. Москва, ул. 2-я Звенигородская, д. 13, корп. 41, 7 этаж
Телефон +78005555151

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия