Алалия у детей: причины, симптомы, диагностика
Обсуждаем причины нарушений речевого развития ребенка

Занимается проведением комплексной диагностики и лечением следующих заболеваний и нарушений: задержка речевого развития, задержка психоречевого развития, аутизм, РАС, СДВГ
Нарушение речевого развития ребенка может быть вызвано самыми разными причинами. Именно поэтому детский логопед-дефектолог работает в плотной связке с неврологом, нейропсихологом, а также коррекционными педагогами.
Нарушения речи у детей — нередко лишь верхушка айсберга гораздо более серьезных проблем. Какая задача стоит конкретно перед детским логопедом-дефектологом?
Многие думают, что это специалист, который только нормализует звукопроизношение. На самом же деле очень важно вовремя выявить речевую патологию и провести своевременную диагностику. Важно понять, логопедический ли это случай или проблемы с речью — вторичный фактор, и двигаться дальше, чтобы с максимальным КПД помочь каждому конкретному ребенку!
Что считается возрастной нормой развития речи, можно ли привести краткую справку для родителей?
Примерно к первому году жизни в словарном запасе ребенка должно быть около 200 слов. При этом в норме появлению первых слов предшествует развитие понимания речи. Поэтому в период от 1 до 2 лет важным показателем гармоничного развития речи, скорее, считают не количество произносимых слов, а объем понимания обращенной речи (то есть число слов, которые понимает ребенок, превышает число слов, которые он произносит).
В 2-3 года малыш в норме умеет строить простые фразы, а затем предложения из двух-трех слов, в которых могут присутствовать прилагательные, местоимения и предлоги. К концу 2-го года формируются предложения из большего числа слов, а активный словарь заметно нарастает до 800–1000 слов.
Кстати!
Если в трехлетнем возрасте малыш не произносит буквы р и л (твердые звуки), ш, ж, с, ц, щ или заменяет буквы на другие, сокращает гласные в начале слова или произносит стечения согласных как один звук («лепельсин» вместо «апельсин», «укушу» как «кушу», а «где» как «де»), не стоит переживать. Все это в возрасте трех лет соответствует норме.
В 4 и 5 лет. Высказывания приобретают форму короткого рассказа, ребенок способен правильно отвечать на вопросы по сюжету сказки, может ее пересказать своими словами или составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Ребенок называет предметы, их качества и признаки (большой, сильный, длинный, веселый). В этом возрасте речь имеет яркий и эмоциональный характер. У ребенка наблюдается желание рассказать о важных для него событиях, поделиться увиденным и услышанным, он различает не только цвета, но и их нюансы, оттенки. В этом возрасте речь оценивают не только по словарному запасу, но и по умению отвечать на вопросы и выстраиванию логических цепочек. Также в норме все реже и реже отмечается неправильность произношения слов.
В 6 и 7 лет (дошкольный период). Ребенок полноценно использует речь как средство коммуникации с окружающими, имеет большой словарный запас, использует сложные предложения, развернуто отвечает на вопросы. Речь связная, логичная, последовательная, имеет хороший грамматический строй, используются слова с суффиксами и приставками. В речи могут встречаться ошибки, но редко. Произношение звуков правильное. В этом возрасте ребенок легко объяснит знакомые ему явления и понятия, он логично и последовательно выражает свои переживания и мысли. Умеет составить пересказ из 40–50 предложений. Выделяет фабулу сюжета повествования, с правильной последовательностью событий и времен. Проводит сравнительный анализ объектов с выделением их общих и отличительных признаков, способен определить на картинке нелогичность расположения предметов. Все эти навыки необходимы для дальнейшего обучения в школе.
Что это такое, если ребенок не понимает обращенную речь? Или плохо говорит? Или то и другое?
Как вариант, родители могут столкнуться с проявлением сенсорной алалии — проблемы, выражающейся в поражении определенных структур коры головного мозга, а именно отдела речеслухового анализатора, при котором нарушается восприятие звуков и речи. Ребенок в целом слышит, проблем со слухом явно нет, но он не понимает обращенную к нему речь. При этом у него бессмысленная, непонятная, с грубыми ошибками речь (пропускание слов, слогов, замена звуков, бессмысленные повторения). Бывает, что ребенок даже не слышит свое имя! Он может запоминать отдельные фразы, но не воспринимает их из общего контекста, если в них переставить слова.
В то же время сенсорная алалия в чистом виде проявляется довольно редко и чаще смешана с моторной. Моторная алалия — данный вид патологии характеризуется отсутствием развития собственной речевой функции, при том что ребенку понятна речь других людей. И все же более распространенный вариант — сенсомоторная алалия — смешанная форма патологии с преобладанием первого или второго вида нарушений.
В первую очередь родители замечают у своих детей признаки сенсомоторной алалии, связанные с речью. Например, непонимание обращенной речи, при тяжелых формах — неразличение речи и других звуков; сложности с произнесением звуков и слогов; грубейшие ошибки и неграмотное построение фраз и т.п. Речь обычно находится на уровне лепета и междометий. Отдельные слова ребенок может спонтанно повторять, несколько раз или подолгу (эхолалия), однако не способен воспроизвести их по просьбе взрослого. При коммуникации такой малыш использует в основном мимику и жесты.
Подобные нарушения приводят к трудностям в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. В целом алалия — тяжелое нарушение, характерное недоразвитием всех компонентов речи. При этом интеллект и слух остаются сохранными, хотя на фоне поражения головного мозга у малыша могут возникать поведенческие нарушения: гиперактивность или, наоборот, заторможенность. По данным статистики, алалию выявляют примерно у каждого сотого ребенка дошкольного возраста.
Терапия детей с диагнозом «сенсомоторная алалия» должна быть комплексной, основанной на индивидуальных особенностях конкретного малыша. Также необходимо соблюдать системность и регулярно посещать занятия с логопедом-дефектологом и нейропсихологом. Работа с логопедом-дефектологом может быть групповой или индивидуальной, но всегда в игровой форме, с учетом особенностей ребенка. Малыш сначала научится понимать и произносить отдельные слова, затем фразы, диалог и, наконец, связный монолог. И в эту работу всегда активно включаются родители! Причем эффективность лечения при сенсорно-моторной алалии в значительной степени зависит от времени, когда начата правильная терапия. В ряде случаев к младшему школьному возрасту можно исправить ситуацию до такой степени, что ребенок сможет обучаться в общеобразовательной школе, продолжая занятия с логопедом и нейропсихологом.
Как осуществляется диагностирование подобных состояний?
Алалия возникает при органическом повреждении головного мозга. Оно может случиться внутриутробно, в процессе родов или в раннем периоде (до 3 лет) развития ребенка в результате травм или перенесенных заболеваний. И все-таки первый вопрос, который мы задаем маме: как протекали беременность и роды? Там можно найти факторы риска. Это либо патологии беременности, либо проблемные роды, либо недоношенность.
Нередко встречается сенсомоторная алалия с признаками расстройства аутистического центра (РАС). В этом случае к характерным для алалии проблемам добавляются: стереотипные движения, узкий круг интересов, обедненная эмоциональная сфера, копирование речи окружающих и выраженная эхолалия, сложности с самообслуживанием.
При диагностике в первую очередь исключают нарушения слуха, затем — признаки расстройства аутистического спектра и другие неврологические нарушения. Затем определяются с типом алалии — сенсорным, моторным или смешанным. Нарушения в работе речевых центров головного мозга диагностирует непосредственно невролог, но чтобы точно установить конкретный тип заболевания, ему необходима помощь других специалистов.
Поэтому крайне важно собрать анамнез, провести грамотную диагностику, определить степень выраженности симптомов и на основе этого подобрать терапию для маленького пациента. Главное пожелание мамам и папам — не теряйте драгоценное время на догадки и предположения, не ищите панацеи на форумах в интернете, обращайтесь за квалифицированной помощью!
Рубрики
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети
Рубрики



