Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Педиатрия как системный процесс: взгляд из клиники, академии и семьи

Диана Топоркова — о педиатрии как системе, опыте врача и родителя, балансе ролей и развитии медицины через образование и командный подход
Педиатрия как системный процесс: взгляд из клиники, академии и семьи
Источник изображения: Shutterstock.com
Диана Топоркова
Диана Топоркова
Руководитель педиатрического направления академии Докстарклаб

Врач — детский онколог

Подробнее про эксперта

Диана Топоркова — детский онколог, руководитель педиатрического направления академии Докстарклаб и мама двоих детей. Мы поговорили с ней о том, как материнство трансформирует взгляд на профессию, почему педиатрия требует командного подхода, и какие навыки позволяют выстраивать устойчивую карьеру в медицине.

Вы не только руководите направлением в академии Докстарклаб, но и продолжаете клиническую практику. Как на ваш профессиональный путь повлияло материнство?

Мне очень нравится работать с детьми, общаться, узнавать этот мир через призму их мыслей и взглядов. Никогда не рассматривала, что я буду «взрослым» врачом, ни одного дня не пожалела о своем выборе в пользу педиатрии. Смешные малыши, подросшие школьники и даже колючие, но такие ранимые подростки — не дают грустить, скучать, черстветь и выгорать. 

Материнство в моей жизни случилось в довольно зрелом возрасте, когда профессиональный фокус работы в детской службе был выбран уже давно, безвозвратно и по большой любви. Не хочется говорить банальные вещи, что «дети — большая ценность и наше будущее», но как не крути, это факт. Для меня очень ценно, что в своей ежедневной работе я делаю вклад в здоровье детей. И не важно, где я это делаю: в стенах больницы, в неравной схватке с онкологией, читая лекции врачам или разрабатывая новый образовательный проект направления.

Как материнство изменило ваше восприятие пациентов, коллег, системы в целом? Что стало особенно важным в вашей работе после рождения детей?

Чтобы быть хорошим учителем или детским врачом, не обязательно иметь своих детей. Чтобы хорошо лечить рак, не надо болеть онкологией. Чтобы быть хорошим кардиологом не нужен личный опыт болезни. Важно быть профессионалом и сохранять человечности и эмпатичность. Родительство не просто меняет быт, но и нередко переворачивает ценности и цели и философию жизни.  А мой личный опыт взаимодействия с нашей медициной в роли родителя позволил мне взглянуть на свою работу врачом и здравоохранение со всех сторон, глубже, критичнее, а значит более системно. Сейчас на весь лечебный процесс я смотрю как на большую командную работу, где важен каждый участник: не просто пациент-врач, а врач-семья (пациент и родители) — система.

Как выглядит ваш график? Удается ли соблюдать баланс между клиникой, управлением, семьей?

Баланса в моей жизни, к сожалению нет. Пытаясь совмещать две полноценные работы с полной занятостью, иногда чувствуешь себя эквилибристом, которого шатает из стороны в сторону. Но чаще всего я чувствую себя устойчиво в этих ролях. Я бы выделила три важных фактора: планирование, делегирование и приоритизация.  Я планирую неделю, месяц, квартал —  распределяя ресурсы на клиническую работу и работу в образовании, следя, чтобы не было критических пересечений. В зависимости от задач идет приоритизация: в разные моменты фокус смещается в ту или иную сторону. Быстрое переключение с задачи на задачу, интерес в своем деле и большое чувство ответственности — мои сильные стороны, что дает возможность успевать довольно много за рабочую неделю. 

Если я работаю с пациентами, то я только врач, если занимаюсь вопросами ДСК, то я  100% погружена в работу, если я с семьей, то я мама. 

Мне повезло, я работаю в сильных и надежных коллективах: и в стационаре, и в академии Докстарклаб. Без сильной  команды трудно было бы реализовать такое количество программ и активностей для врачей!

Но идеально бывает только в сказках, в реальности нагрузка и интенсивность в работе разная, нередко приходится жертвовать каким-либо звеном: иногда это сон, иногда это спорт, иногда это время с семьей.

Вы руководите педиатрическим направлением в Докстарклаб. Что стало мотивацией взять на себя образовательную и управленческую роль на фоне клинической практики и семейной нагрузки?

Когда академия Докстарклаб вышла на этап создания образовательных программ  для врачей педиатрического профиля, я уже работала в команде, а также активно училась сама. Мы создавали сообщества, проекты в рамках обучений и, конечно, пример основателей академии Докстарклаб вдохновлял, хотелось держать тот же уровень! От предложения  взять на себя запуск первого курса по педиатрии отказаться я не могла, так как возможность говорить об онконастороженности на большую врачебную аудиторию для меня является важной частью профессиональной миссии. 

Мы начали: собрали команду крутых экспертов, которые горели идеей давать врачам  современные знания;  разрабатывали программу и методологию;  совершенствовали подходы и тестировали форматы, записывали лекции и создавали чек-листы, проводили вебинары и спустя 9 месяцев у нас случился первый запуск курса по педиатрии на почти 100 детских врачей.

Мы получили высокую оценку не только у курсантов, но и у рецензентов и самих спикеров, единственным пожеланием было не останавливаться и ниже большой перечень тем, которые еще интересны детским врачам. Так стали появляться новые программы и новые курсы, в запусках которых я принимала участие в разных ролях, но неизменно в двух: проджект курса —  идейный вдохновитель и спикер лекций по онконастороженности у детей. 

Когда курсов стало много, а горизонты для развития манили своими высотами, поняли, что нужна большая команда не только спикеров, но и кураторов-проджектов, а значит это уже работа целого направления (между собой мы называем себя «кафедра педиатрии»).  Так постепенно я выросла из просто влюбленного в ДСК врача с мечтой просвещать врачей по вопросам детской онкологии в руководителя направления педиатрии, с одной из самых большой и сильной командой кураторов и спикеров и широкой линейкой обучающих программ. 

Оглядываясь назад, я понимаю, что изначально я не понимала, с чем мне предстоит работать. Большую роль сыграла поддержка и помощь близких, в первую очередь супруга.  Думаю, если бы это время не совпало с моим вторым декретом, то я точно не была там, где я сейчас.

Какие навыки и подходы, по вашему опыту, помогают выстраивать устойчивую карьеру в медицине без выгорания — особенно женщинам?

Каждый врач может стоить свою траекторию карьеры в медицине: для одних это будет покорение высот, должностей и регалий, для других экспертный рост.  Мне кажется, что очень важно любить свою профессию и не терять интерес к работе спустя время. В постоянном развитии — это  мой личный двигатель как в клинической работе, так и в сфере образования. 

В карьере врача ключевыми являются не только профессиональное развитие, но и навыки коммуникации и эмпатии, стрессоустойчивость и адаптивность к постоянно меняющимся условиям как внешнего мира, так и самого здравоохранения. Важно не забывать о себе, как о человеке, находя время для заботы о себе, хобби и отдыха, сохранять баланс работы и личной жизни.

Какие направления в педиатрии, на ваш взгляд, требуют особого внимания в образовательных проектах?

Тема онконастороженности остается для меня приоритетной. Здесь многое зависит от раннего выявления и клинической настороженности врачей первичного звена. Кроме того, важны современные подходы к диагностике, коммуникации с семьей, мультидисциплинарному взаимодействию.

Мы постоянно получаем запросы от врачей на актуальные темы — от работы с подростками до редких заболеваний. Это формирует вектор развития нашего направления и позволяет оперативно отвечать на запрос системы.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Достижения

Топ-100 крупнейших онлайн школВ 2024 году Академия вошла в число крупнейших онлайн школ GetCourse по версии Smart Ranking
Победитель Премии «Здравомыслие»Книга «Быть врачом» стала победителем престижной премии «Здравомыслие» в номинации «Эскулап»
Победитель премии #МЫВМЕСТЕАкадемия стала победителем регионального этапа премии #МЫВМЕСТЕ в номинации «Ответственый бизнес»

Контакты

Адрес
125080, Россия, г. Москва, Волоколамское ш., д. 3, стр. 2
Телефон

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия