База знаний: ускорение обучения новичков втрое
Какие плюсы и минусы приносит внедрение базы знаний рассказывает Петр Таргонский, основатель Systemmatica, спикер бюро HUBspeakersПрофессионально занимается созданием баз знаний и регламентов, внедрением трекеров и дашбордов. Внедрял и сопровождал ERP SAP R3 в Роснефти. Экс-совладелец литературного агентства Writer’s way.
Петр, расскажите, что такое база знаний?
База знаний — это совокупность инструкций, чек-листов, регламентов и другой информации, необходимой сотрудникам компании для обучения и ежедневной работы.
Это некий банк накопленных знаний в компании, от должностных инструкций, удачных и неудачных сделок, подробного описания кейсов, клиентов и целевой аудитории до пароля от вай-фая в офисе. При возникновении вопроса сотрудник сначала ищет ответ в базе знаний, и если не находит, тогда уже идет к коллеге или руководителю, что экономит много часов и нервов.
Пример базы знаний Systemmatica, которую компания использует ежедневно в работе.
Слева — верхреуровневый скриншот базы знаний всей компании. Справа — скриншот базы знаний для должности. Внутри уже подробные инструкции.
Для чего компаниям нужна база знаний?
1. Быстро внедрять новых сотрудников
База знаний сильно сокращает срок внедрения новичков и экономит время руководителей: не нужно все рассказывать с нуля, большая часть информации уже записана. Тесты в первые дни обучения помогают убедиться, что сотрудник понял информацию и будет правильно ее применять.
2. Маркер «свой — чужой»
Если все работают по одной системе, при этом у всех получается, а у кого-то нет — регламенты становятся «лакмусовой бумажкой»: кто подходит, а кому лучше найти себе другое занятие.
3. Взаимозаменяемость сотрудников
Пример: менеджер проекта заболел, его подменил коллега и клиент не заметил разницы, т.к. с ним общаются в прежнем режиме, действия и результат нового менеджера не отличаются от того, к чему клиент уже привык. Компания становится стабильной и предсказуемой.
4. Освободить время руководителей от операционных задач
Благодаря базе знаний у руководителей высвободится время, чтобы развивать компанию, а не без конца делать одно и то же. Когда у тебя забетонирован весь предыдущий опыт, а новый копится — компания с каждым днем растет, руководитель спокойно фокусируется на развитии.
Клиенты из каких ниш к вам приходят с запросом на систематизацию?
К нам в компанию обращаются клиенты из самых разных ниш: от логистики и промышленного производства до студий дизайна и различных агентств. Всех их объединяет то, что есть уже сформированный штат сотрудников от 7 человек и выше, а также большинство из них находятся на этапе масштабирования, когда нужно быстро нанять много сотрудников и не уронить процессы.
Какие выгоды внедрения базы знаний?
Чаще всего приходят с запросом описать полностью отдел продаж. Оно и понятно — где деньги, там и рост компании. Расскажу какие выгоды внедрения базы знаний в отдел продаж:
Все работают по единым стандартам
Берем лучшего менеджера по продажам, а лучше даже собственника, списываем почти дословно как он продает, какие делает акценты, использует приемы и так далее. Все это упаковываем в понятные удобные инструкции и отдаем сотрудникам на изучение. Закрепляем материал через тестирования и проверки, а также вводим строгий и недорогой контроль качества. Как итог — новый менеджер приходит уже на отработанные временем практики и сразу начинает работать как надо.
Внедрение изменений происходят быстро
Когда все процессы уже описаны, очень удобно добавить новую практику в готовую инструкцию, оповестить сотрудников и отдать в использование. Изменения всегда под рукой и можно всегда свериться — так ты делаешь или нет.
Обработка большого объема информации
Менеджер по продажам должен знать много о продукте или услуге — если все описано, внедрение такого сотрудника занимает от 5 дней до 2-х недель даже в самых сложных нишах. В моем прошлом проекте, литературном агентстве, благодаря продуманной базе знаний и плану обучения новые сотрудники выходят на общение с клиентами уже через три дня, а первую сделку с чеком 1,5-4 млн должны закрыть в течение первых 22 рабочих дней.
Можно безболезненно нанимать и увольнять
Особенно актуально в период масштабирования, когда нужно набрать много людей. Так как вся информация уже оцифрована, обучение новичка занимает минимум времени у коллег и руководителя, он проходит обучение почти автономно.
Есть ли минусы у корпоративной базы знаний?
Прямых минусов у базы знаний я не нашел, но есть моменты, которые точно стоит учесть:
- Информация в базе знаний должна быть актуальной, иначе регламенты не работают. На это нужно выделять ресурсы всех в команде или отдельного сотрудника, но не всегда это получается — тут приходит на помощь наша команда.
- Руководитель должен быть носителем стандарта. Знать его, соблюдать его, сразу подсвечивать подчиненным, когда видит отклонения от стандарта, иначе ничего из этого не выйдет.
- Не всегда наличие регламентов решает проблемы. Если сотрудник намеренно саботирует работу по регламентам — это уже вопрос управления.
Привидите примеры, как база знаний повлияла процессы в компании?
Недавний кейс нашего клиента:
Дано: Сотрудники отдела не понимают, что входит в их обязанности, как им ставятся задачи, что и где смотреть. Люди работают в режиме многозадачности, нет приоритетности, складывается ощущение большого перегруза. У руководителя отдела много времени уходит на рутину и «тушение пожаров», когда он мог бы приносить больше пользы компании, решая важные, стратегические задачи
Что сделано: За один месяц внедрили базу знаний для одной из должностей: описали подробно процессы, чек-листы, работу с программой, распорядок дня и ключевые моменты
Итог: Сам клиент не ожидал за месяц такой детализации. Период задавания вопросов новичками сократился с «больше месяца» до 1,5 недель — в 3 раза. Это уже экономит время/нервы руководителей, и на дистанции показатель будет только расти. Будем масштабировать эту историю для остальных отделов.
Как внедряли базу знаний в Systemmatica?
Задача: найм и быстрое внедрение в работу специалистов по базам знаний. На рынке много специалистов, которые писали какие-то инструкции, но чаще всего это было что-то грузное, тяжелое и очень официальное. Вроде как опыт есть, но все равно приходится переучивать под наши стандарты.
Что сделано:
- Собрали всю необходимую информацию для работы специалиста в базу знаний. Важно, чтобы весь материал был собран в одном месте, наглядно оформлен и всегда был в доступе
- Продумали план обучения — в каком порядке и в какие сроки сотрудник должен самостоятельно изучить страницы базы знаний
- Подобрали кандидатов — сильные софт скиллы и аналогичный предыдущий опыт
- Запустили обучение — дали доступы к базе знаний и тестам, сотрудник сам все изучает, от нас требуется только контроль сроков и тестовых заданий
- Провели ролевки — отработать все моменты до первой встречи с клиентом
- Давали регулярную обратную связь
Итог: от начала обучения до первой встречи с клиентом — 5 дней. Сотрудник полностью готов к работе.
Какие выводы вы можете привести, исходя из вашего опыта?
- Систематизация и четкие процессы — это не просто «порядок в вакууме» и «дзен» в голове собственника, а про деньги и стремительное развитие компании.
- При систематизации бизнеса растут доходы, облегчается принятие решений, бизнес виден «сверху».
- Если есть база знаний, автоматизация и грамотное обучение, бизнес может расти даже без постоянного вмешательства. При этом не критично, сколько людей одновременно нанимать и обучать.
Петр, почему вы стали выступать в роли спикера?
У меня уже есть опыт выступлений в качестве специалиста по внедрению SAP в предприятиях Газпрома. Я обучал бизнес-пользователей как в Москве, так и в регионах. Сейчас я развиваю свою консалтинговую компанию, где бизнес сильно зависит от личного бренда, поэтому понял, что нужно стать публичным. Пару раз выступил, мне очень понравилось, принял решение делать это системно.
Источники изображений:
Архив Петра Таргононского
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты