РБК Компании

Трансформация авиаотрасли: подход к внедрению систем управления ресурсами

Как отбросить все лишнее и встать на правильный путь внедрения RMS-систем для управления ресурсами авиапредприятий
Трансформация авиаотрасли: подход к внедрению систем управления ресурсами
Источник изображения: Пресс-служба компании INTEGRO Technologies
Анастасия Корниенко
Анастасия Корниенко
Директор по развитию бизнеса INTEGRO Technologies

В INTEGRO Technologies отвечает за разработку стратегии развития бизнеса, поиск новых клиентов и партнеров. Имеет большой опыт в сфере информационных технологий и управления проектами

Подробнее про эксперта

Современную авиационную индустрия нельзя представить без систем управления ресурсами авиапредприятия (RMS) — неотъемлемой части обеспечения эффективности наземного обслуживания рейсов и сохранения качества авиационных услуг. Потребность в использовании подобных автоматизированных систем управления возникла на российском рынке еще с середины нулевых, но на тот момент большинство продуктов отечественных ИТ-компаний не были готовы в полном объеме решить задачи авиаотрасли, и лидирующие позиции заняли зарубежные вендоры.   

Сегодня с учетом ухода западных вендоров и постановлений российского законодательства внедрение и импортозамещение производственных систем — один из ключевых и масштабных шагов компании для повышения эффективности и качества обслуживания рейсов, оптимизации планирования и использования ресурсов, а также обеспечения независимости от внешней политической обстановки и зарубежных поставщиков. 

Однако параллельно с этим возникает сложность в выборе подходящих решений, особенно в контексте импортозамещения, когда отечественные аналоги не всегда обладают таким же уровнем функциональности, что и зарубежные лидеры индустрии. Специалист INTEGRO Technologies рассказала, как правильно подойти к реализации проекта внедрения RMS-систем.  

Определение основных целей

  • Обеспечение соблюдения федеральных авиационных правил, стандартов и требований предприятия: внедрение системы, соответствующей требованиям государственных регуляторов авиационной отрасли и обеспечивающей соблюдение стандартов качества обслуживания авиационных перевозок.
  • Оптимизация использования производственных ресурсов: эффективное планирование и распределение ресурсов, таких как стоянки воздушных судов, терминальные ресурсы (стойки регистрации, багажные ленты, выходы на посадку), специальная техника, топливо, обслуживающий персонал, оборудование и т.п. для сокращения издержек и повышения производительности.
  • Повышение операционной эффективности и конкурентоспособности: автоматизированный контроль процессов обслуживания пассажиров и рейсов для увеличения количества выполненных рейсов за единицу времени, снижения затрат и времени на обслуживание.
  • Поддержание масштабируемости и гибкости: RMS-система должна позволять адаптироваться к изменениям в бизнес-процессах и требованиях авиапредприятия, а также горизонтально и вертикально масштабироваться в зависимости от увеличения или сокращения производственных задач для оптимального задействования вычислительных мощностей.

В случае наличия в компании зарубежной RMS-системы в дополнение к описанным выше целям стоит рассмотреть следующие: 

  • Миграция на отечественный аналог для уменьшения зависимости от иностранных поставщиков и технологий, поддержания непрерывности производственной деятельности и обеспечения национальной безопасности в соответствии с Директивами Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2021 г. №3438п-П13, а также поддержки отечественного производства и развития национальной экономики.
  • Улучшение технических характеристик за счет расширенного функционала, более современного стека технологий, а также возможности интеграции с другими производственными и учетными системами, что способствует повышению эффективности планирования и выполнения операций наземного обслуживания авиаперевозок.

Исключение неудачных целей 

Для успешной реализации проекта компании важно определиться с целями так, чтобы избежать нежелательных последствий и потенциального ущерба бизнесу авиапредприятия. Поэтому важно в самом начале пути убрать из списка ненужные цели:  

  • Импортозамещение ради импортозамещения. Не следует принимать решение о замене системы на отечественную альтернативу без достаточного понимания последствий и рисков, учета требований и возможностей ИТ-рынка. Повышение эффективности, надежности и безопасности системы управления производственными ресурсами — вот к чему в итоге должна прийти компания.
  • Сокращение затрат без учета качества способно привести к выбору менее надежного или функционального решения, что в итоге повлияет на рост сроков и затрат на доработку продукта, техническую поддержку и сопровождение в будущем, а также может вызвать незапланированные косвенные расходы.
  • Сохранение текущего уровня автоматизации, что может ограничить потенциал роста и развития компании, а также повысить уязвимость бизнеса перед конкурентами и изменениями на рынке. Важно находить баланс между сохранением стабильности и стремлением к инновациям и улучшениям.

Составление оптимального бюджета проекта

Тщательное планирование бюджета и ресурсов проекта позволяет избежать сложностей с финансированием в процессе реализации, минимизирует риски неполного или неудачного его завершения, закладывая основу для успешного функционирования новой системы в долгосрочной перспективе и обеспечивая максимальную отдачу от инвестиций. Для определения бюджета проекта необходимы глубокий анализ и расчет требуемых затрат, а также этапность выделения средств.

Первый шаг — приобретение и лицензирование системы RMS. Может оказаться одной из самых крупных статей расходов и будет включать в себя стоимость покупки лицензий на RMS, расходы на сопутствующие лицензии системного ПО, оборудование, сетевые и серверные ресурсы и вычислительные мощности (при необходимости). Объем и периодичность платежей может зависеть от схемы лицензирования и варьироваться от единоразового платежа до ежемесячных по модели SaaS.

Второй этап — внедрение системы RMS на авиапредприятии. Комплексная статья, которая включает в себя стоимость работ по развертыванию и установке продукта, а также его интеграции, настройки и отладки с учетом особенностей ИТ-ландшафта компании и наличия смежных систем. Вместе с этим важно учесть затраты на услуги миграции имеющихся данных в новую систему, обучение сотрудников, разработку и поставку технической и эксплуатационной документации, техническую поддержку, а также дополнительные расходы на проведение пилотных проектов и резервные средства на случай непредвиденных изменений.

Формируя бюджет проекта, компании важно найти баланс между стоимостью и качеством, учитывая внеплановые изменения в требованиях, а также внешние факторы, которые могут повлиять на весь процесс его реализации.

Отработка возможных рисков

К рискам в первую очередь относятся следующие факторы, которые можно сгруппировать по категориям: 

  • Технические риски: наличие сложных информационных систем (например, управление производственной деятельностью, обработка багажа, онлайн-бронирование и т.д.) может вызывать проблемы при интеграции с новой RMS, а также любые технические ограничения, сбои или неполадки при внедрении могут привести к задержкам и потере производительности.
  • Организационные риски: недостаточное участие заинтересованных сторон, несогласованность действий внутри организации или слабая поддержка руководства могут затруднить процесс внедрения новой системы и уменьшить вероятность ее успешного завершения.
  • Человеческие риски: недостаточная подготовка персонала или неготовность к изменениям со стороны сотрудников могут снизить эффективность использования новой системы.
  • Бизнес-риски: неверная оценка бизнес-потребностей или изменения в рыночной среде могут привести к тому, что новая система не будет соответствовать ожиданиям заказчика и обеспечивать соблюдение строго регулируемых нормативных требований к процессам и процедурам.
  • Специфика операций: авиапредприятия могут иметь различные операционные потребности в зависимости, например, от типа воздушных судов, видов ресурсов, маршрутов, регионов эксплуатации и т.п. Если новая система RMS не будет в полной мере удовлетворять всем критериям, это может привести к неэффективности использования или неудовлетворенности пользователей.

Управление перечисленными рисками требует глубокого понимания специфики авиационной отрасли, строгого соблюдения нормативных требований и стандартов, а также гибкости и готовности к оперативному реагированию на изменения и проблемы. Поэтому еще одним важным шагом является выбор подрядчика для реализации проекта.

Составление требований к поставщику и интегратору

Учитывая рассмотренную сложность как самих RMS, так и проектов их внедрения, авиапредприятие должно сформировать требования к поставщику системы и к ее интегратору в ИТ-ландшафт (в данной роли может выступать как один подрядчик, так и разные компании). Рассмотрим несколько таких ключевых требований.

  • Наличие опыта внедрения RMS-систем у компании или сотрудников на проекте. Для реализации сложных комплексных решений, требующих тщательного планирования и качественного подхода, необходимо привлекать подрядчиков с аналогичным успешным опытом. Они на ранних этапах смогут идентифицировать специфичные для проекта сложности, определить оптимальный подход к внедрению и тщательно спланировать все необходимые активности.
  • Наличие в команде проекта отраслевых экспертов, специализирующихся на релевантных бизнес-процессах авиапредприятия. Выполнение данного условия позволяет в оптимальные сроки провести анализ автоматизируемых процессов компании и при необходимости оптимизировать их в ходе внедрения RMS-решения. Кроме того, это является залогом качественно проведенных работ по настройке и конфигурации системы, а также приводит к сокращению возможных ошибок и времени на проверку и их устранение.
  • Опыт работы с RMS мировых лидеров в авиации. Несмотря на курс на импортозамещение и поддержку отечественного производителя, на мировом рынке лидирующие позиции в отношении RMS-систем сохраняются за зарубежными вендорами с многолетней историей. Именно поэтому поставщики и интеграторы решений, имеющие такой опыт, могут применять на проекте проактивную позицию, предлагать оптимальные варианты и оперативно прорабатывать предъявляемые требования, их преимущества и недостатки, применять опыт отраслевых лидеров при решении аналогичных задач. Это позволяет повысить уровень доверия к предлагаемым командой проекта решениям, потенциально сократить сроки внедрения и существенно снизить риски.
  • Большой опыт в реализации ИТ-проектов в авиаотрасли. Обширный результативный проектный портфель поставщика и интегратора RMS-системы подтверждает качество выполняемых ими работ, способность решать различный спектр задач, наличие широкого кругозора и знаний в отрасли. Это влияет на способность партнера рассматривать внедрение RMS-системы комплексно и стратегически, что в свою очередь позволяет ему предлагать оптимальные решения в ходе проекта и дальнейшего развития не только самого продукта, но и всего ИТ-ландшафта компании.

Что в итоге

Внедрение систем управления ресурсами наземного обслуживания рейсов в авиационной отрасли РФ представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий глубокого понимания специфики отрасли. Чтобы избежать негативных последствий, важно как можно детальнее расписать конкретные цели и задачи, распределить средства и выбрать подходящего поставщика и интегратора для эффективного управления проектом и четкий контроль за ходом его выполнения.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации22.10.2001
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Печатники, ул. Шоссейная, д. 1, к. 2, этаж 1, помещ. I Кабинет 36
ОГРН 1027700253130
ИНН / КПП 7725168525 772301001

Контакты

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия