РБК Компании
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Успейте приобрести подписку на РБК Компании до повышения цен
Выбрать тариф
Главная OPEN OIL MARKET 19 декабря 2024

Как оптимизировать субсидии для НПЗ

Выплаты по демпферу, обратному акцизу на нефть и инвестиционной надбавке в этом году выросли на 15%
Как оптимизировать субсидии для НПЗ
Источник изображения: Shutterstock.com
Сергей Терешкин
Сергей Терешкин
Основатель и генеральный директор маркетплейса нефтепродуктов и сырья OPEN OIL MARKET

Бизнесмен, предприниматель, трейдер, основатель стартапов. Фаундер маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET. Эксперт по инвестициям pre-IPO

Подробнее про эксперта

Текущий год еще не подошел к концу, а субсидии российским НПЗ уже превысили уровень 12 месяцев прошлого года. По данным Минфина, выплаты по демпферу, обратному акцизу на нефть и инвестиционной надбавке за январь-ноябрь 2024 г. достигли 3,36 трлн руб., превысив показатель 2023 г. на 15%.

Как оптимизировать субсидии для НПЗ

Если демпфер предназначен для сдерживания цен на бензин и дизель, то два других вида субсидий привязаны к уровню модернизации НПЗ:

  1. Обратный акциз предназначен для тех НПЗ, у которых объем выпуска нефтепродуктов составляет не менее 75% от объема переработки нефти;
  2. НПЗ, у которых это соотношение составляет менее 75%, могут получить инвестнадбавку в том случае, если компания-оператор по соглашению с регулятором берет обязательства по модернизации мощностей.

По данным трейдинговой компании ООО «Ресурс», субсидии по инвестнадбавке за последние два года выросли практически вдвое: если в 2022 г. объем выплат составил 106 млрд руб., то за 11 месяцев 2024 г. — 196 млрд руб.

Однако проблема в том, что после 2022 г. модернизация российских НПЗ серьезно осложнилась. Евросоюз и Япония ввели санкции на поставку оборудования для нефтепереработки, из-за этого компаниям-получателям инвестнадабвки стало сложнее исполнять обязательства по техническому переоснащению НПЗ.

Согласно действующим нормам, НПЗ-получатели этой субсидии должны будут ввести в строй установки стоимостью не менее 50 млрд руб. до конца 2026 г. — в противном случае весь объем выплат по инвеснадбавке должен быть возвращен в бюджет. Регуляторы обсуждают продление этой нормы до начала 2030-х гг., однако я полагаю, что целесообразнее было бы на время приостановить выплаты, а недополученную разницу возместить в виде сокращения топливных акцизов.

По данным Федерального казначейства, поступления по акцизам на бензин и дизельное топливо по итогам первых 10 месяцев 2024 г. достигли 951 млрд руб. из них 240 млрд руб. были направлены в федеральный бюджет, а 711 млрд руб. — в региональные. Поэтому, по моему мнению, топливные акцизы уместно сократить на 25%, то есть на «федеральную» составляющую ставок. Это могло бы компенсировать потери НПЗ от приостановки выплат по инвестнадбавке.

Источники изображений:

Личный архив компании

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации16.02.2024
Уставной капитал
Юридический адрес г. Москва, вн.тер.г. Муниципальный округ Донской, ул. Орджоникидзе, д. 11, стр. 10
ОГРН 1247700166416
ИНН / КПП 9725151910 772501001

Контакты

Адрес 115419, Россия, г. Москва, вн. тер. г. Муниципальный округ Донской, ул. Орджоникидзе, д. 11, стр. 10, БЦ "Донской"
Телефон +74954924979

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия