Как оптимизировать субсидии для НПЗ
Выплаты по демпферу, обратному акцизу на нефть и инвестиционной надбавке в этом году выросли на 15%Бизнесмен, предприниматель, трейдер, основатель стартапов. Фаундер маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET. Эксперт по инвестициям pre-IPO
Текущий год еще не подошел к концу, а субсидии российским НПЗ уже превысили уровень 12 месяцев прошлого года. По данным Минфина, выплаты по демпферу, обратному акцизу на нефть и инвестиционной надбавке за январь-ноябрь 2024 г. достигли 3,36 трлн руб., превысив показатель 2023 г. на 15%.
Если демпфер предназначен для сдерживания цен на бензин и дизель, то два других вида субсидий привязаны к уровню модернизации НПЗ:
- Обратный акциз предназначен для тех НПЗ, у которых объем выпуска нефтепродуктов составляет не менее 75% от объема переработки нефти;
- НПЗ, у которых это соотношение составляет менее 75%, могут получить инвестнадбавку в том случае, если компания-оператор по соглашению с регулятором берет обязательства по модернизации мощностей.
По данным трейдинговой компании ООО «Ресурс», субсидии по инвестнадбавке за последние два года выросли практически вдвое: если в 2022 г. объем выплат составил 106 млрд руб., то за 11 месяцев 2024 г. — 196 млрд руб.
Однако проблема в том, что после 2022 г. модернизация российских НПЗ серьезно осложнилась. Евросоюз и Япония ввели санкции на поставку оборудования для нефтепереработки, из-за этого компаниям-получателям инвестнадабвки стало сложнее исполнять обязательства по техническому переоснащению НПЗ.
Согласно действующим нормам, НПЗ-получатели этой субсидии должны будут ввести в строй установки стоимостью не менее 50 млрд руб. до конца 2026 г. — в противном случае весь объем выплат по инвеснадбавке должен быть возвращен в бюджет. Регуляторы обсуждают продление этой нормы до начала 2030-х гг., однако я полагаю, что целесообразнее было бы на время приостановить выплаты, а недополученную разницу возместить в виде сокращения топливных акцизов.
По данным Федерального казначейства, поступления по акцизам на бензин и дизельное топливо по итогам первых 10 месяцев 2024 г. достигли 951 млрд руб. из них 240 млрд руб. были направлены в федеральный бюджет, а 711 млрд руб. — в региональные. Поэтому, по моему мнению, топливные акцизы уместно сократить на 25%, то есть на «федеральную» составляющую ставок. Это могло бы компенсировать потери НПЗ от приостановки выплат по инвестнадбавке.
Источники изображений:
Личный архив компании
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты