Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

Искусство как способ увидеть и остановить время

Искусство против часов: как менялось восприятие времени от Возрождения до цифровой эпохи
Искусство как способ увидеть и остановить время
Источник изображения: Личный архив Е. Лясниковой
Евгения Лясникова
Евгения Лясникова
Основатель и руководитель студии «Дар Гения».

Член Союза Художников. Художник-реалист, живописец, портретист, жанрист.

Подробнее про эксперта

Тема времени — одна из ключевых в искусстве. От аллегорий Возрождения, где Хронос похищал красоту, до жанра «Memento Mori», напоминавшего о бренности бытия, художники стремились визуализировать неумолимый ход времени.

Время в искусстве — это не просто фон, а активный участник повествования, определяющий судьбы героев и ход событий. Оно может быть линейным, как в реалистических романах XIX века, или фрагментированным, как в постмодернистском кино.

Интересно, что восприятие времени менялось вместе с развитием цивилизации. Если в эпоху античности время считалось циклическим и повторяющимся, то с развитием христианства оно приобрело линейный характер, направленный от сотворения мира к Страшному суду. Научно-технический прогресс ускорил темп жизни и привел к ощущению нехватки времени, что отразилось в искусстве XX века, где время часто предстает как хаотичное и непредсказуемое.

Импрессионисты, вроде Моне, фиксировали мимолетные мгновения, игру света, превращая время в динамичного главного героя. Сюрреалисты, особенно Дали, искажали время, делая его пластичным и иррациональным, как в «Постоянстве памяти».

Некоторые художники обращались к историческому времени, как Малевич с «Черным квадратом», символизирующим конец старого, и начало нового искусства, или Пикассо с «Герникой», ставшей вечным символом ужасов войны.

На работе «Время» старый телефон соединяется со смартфоном, показывая утрату ценности времени в эпоху технологий. Кардиограмма на смартфоне акцентирует, что время пульсирует в нас, как жизнь. Мы пытаемся «связаться» со временем, но оно не отвечает, напоминая о нашей бессильной попытке договориться с ним. Прослеживается парадокс: чем больше мы «связаны» технологически, тем дальше от настоящего, пленники иллюзии контроля над временем. Это размышление о нашей борьбе с временем и о том, что оно уже давно связано с нами, через каждое биение сердца.

Современные художники совершенно по-разному осмысливают феномен времени в контексте технологического прогресса. Человек, стремясь максимально использовать каждую секунду оказывается в ловушке, и отдаляется от настоящего момента, теряя способность наслаждаться простыми вещами. Старый телефон, символ прошлого, контрастирует со смартфоном, символом настоящего и будущего, подчеркивая разрыв между поколениями и изменения в нашем отношении ко времени.

Картина «Время» — это не просто изображение телефонов. Это зеркало человеческой души, отражающее нашу вечную борьбу с временем, нашу попытку понять его и нашу неизбежную капитуляцию перед его безмолвной властью. Мы пытаемся связаться со временем, но время уже давно связалось с нами — через каждое биение нашего сердца, через каждый вздох, через каждую мысль. И эта связь — самая прочная и самая трагическая из всех возможных.

Рядом с такими работами стоит остановиться. Это приглашение к размышлению о том, как мы живем и какое место время занимает в нашей жизни. Это напоминание о том, что время — это не просто ресурс, который нужно эффективно использовать, а драгоценный дар, который нужно ценить и проживать осознанно. Ведь, в конечном счете, именно время определяет нашу жизнь и оставляет след в истории.

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
9 февраля 2023
Регион
Московская область
ОГРНИП
323508100073525
ИНН
771888293155
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия