Ошибки при создании активодержателей, которые могут стоить вам бизнеса
Создание активодержателя — не формальность, а инструмент защиты активов. Активодержатель — это щит для вашего капитала

Юрист, специализация: арбитраж, предпринимательское, корпоративное, миграционное право, консультирование по вопросам хозяйственной деятельности юрлиц, досудебное урегулирование споров..
Даже опытные предприниматели часто наступают на одни и те же грабли — без продуманных уставов и учета прав третьих лиц, инструмент активодержателей становится бесполезным. Чтобы он приносил пользу, а не проблемы, важно избегать ошибок. Разберем основные и самые распространенные из них.
1. Все активы в одной корзине
Многие либо не разделяют бизнес-активы и личные, либо наивно верят, что квартира, машина или сбережения семьи неприкосновенны. Это опасно, потому что банкротство или налоговая проверка вашей компании может превратиться в ваш личный финансовый крах.
Совет: разделяйте риски: личное ≠ бизнес. Активы не сгорят только там, где их защищают системно. Не ждите суда или проверки — создавайте «буфер» уже сейчас.
2. Устав и реальная воля собственников
Шаблонный устав или положения, не отражающие реальные договоренности — это бомба замедленного действия. Предприниматели часто считают устав «бумажкой для регистрации», не понимая, что это — основа безопасности бизнеса и личных активов.
А еще наш менталитет: «Зачем делить активы с супругом? Мы же семья!». Но стоит только задуматься, сколько ежегодно судами разрешается споров о разделе бизнеса в бракоразводном процессе.
Совет: проверьте, работает ли устав на вас или против вас. Если в нем нет правил игры для худшего сценария, вы играете в русскую рулетку.
3. Наследники
«Успею позже», «Сейчас не время», «Мы же все в семье договоримся» — это убивает бизнес чаще, чем кризисы. Пока вы откладываете наследственное планирование, ваши активы превращаются в лотерейный билет для родственников.
Совет: задумайтесь уже сейчас о том, кто унаследует ваш бизнес; проверьте положения устава о переходе прав при наследовании; продумайте защиту личных активов семьи от долгов компании.
4. «Проверенные» люди
Много историй, где бизнес теряет миллионы, а активы исчезают в неизвестном направлении начинаются со слов «Он же свой / друг / родственник / проверенный человек!».
Без грамотного договора об управлении, шанс взыскать ущерб или доказать нарушение стремится к нулю. Если право собственности на активы не закреплено, управленец становится владельцем де-факто.
Совет: если вы передали активы человеку без опыта и юридических «якорей» — вы уже в зоне риска. В качестве альтернативы можно задуматься о создании совета директоров.
5. Прозрачно все
Создали активодержателя на тещу или двоюродную сестру? Эта схема не работает. Суды и налоговая давно научились «пробивать» родственные связи.
Кроме того, если активы приобретены на ваши деньги — источник могут доказать и их могут забрать в порядке привлечения к субсидиарной ответственности. В случае ссоры с родственниками активодержатель станет полем битвы, но не защитой.
Совет: создавайте документальный фундамент — все, чтобы доказать «независимость» структуры.
6. Налоги
Совет: считайте налоги и затраты на структуру ДО создания, а также учитывайте потенциальные изменения в законах. За последние 3 года в НК РФ внесли 40+ поправок.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты
Рубрики



