Как масштабировать бизнес с помощью инноваций: новая программа ВШБ
Дан Медовников, директор Института менеджмента инноваций Высшей школы бизнеса ВШЭ, об образовательном треке для компаний с потенциалом быстрого ростаРуководитель Экспертного совета Ассоциации «Быстрорастущих технологических компаний (национальных чемпионов)», эксперт по инновационному предпринимательству.
Недавно ваш институт инициировал новую образовательную программу для быстрорастущих компаний — «Быстрый рост на основе инноваций — скейларатор для будущих чемпионов». Не могли бы вы рассказать, в чем ее особенности?
На самом деле, подобные программы мы делаем уже некоторое время, с 2019 года, но они были предназначены только для специально отобранных технологических компаний-лидеров, тех, кто отбирался в проект «Национальные чемпионы», и больше ни для кого. Программа для чемпионов прошла три раза, и сейчас мы просто ее предлагаем для более широкого рынка, для компаний, которые растут за счет технологических инноваций, но в «Национальные чемпионы» пока не попали.
Первые скейлараторы стали запускать в Babson College где-то в 2010-2011 году для так называемых компаний-скейлапов. Это компании, которые уже вышли на рынок, чувствуют себя на нем уверенно, более того они демонстрируют быстрый рост выручки, но им надо масштабироваться. В определенном смысле, синоним для скейлапа — это «газели», термин американского экономиста Дэвида Берча, то есть быстрорастущие компании. Дэвид Берч указал на их ключевую роль в создании новых рабочих мест. Потом дополнительно было доказано, что эти компании являются ключевым драйвером роста не только занятости, но роста ВВП, играют большую роль в инновациях, в экспорте. Это было продемонстрировано не только на американском, но и на немецком, европейском, корейском, китайском материалах и так далее. Наш институт подтвердил эти выводы на российской эмпирической базе. Так вот, если, скажем, для стартапов запускают акселераторы, то для газелей и скейлапов нужен другой тип программ.
Скейларатор — это программа для зрелых компаний, которые мало того, что устойчиво чувствуют себя на рынке, то есть у них есть выручка, они еще в предыдущий период, порядка трех лет, демонстрировали быстрый рост этой выручки. То есть это компании, которые на подъеме, на взлете. Как показывают многочисленные исследования, периоды быстрого роста ограничены во времени. То есть, в какой-то момент компания выходит на плато, может быть, даже выручка начинает стагнировать. И скейларатор исходит из идеи, что для таких компаний нужен какой-то внешний рычаг консалтинговый, аналитический, который поможет им скорректировать стратегию для того, чтобы не уйти с траектории быстрого роста. А, как правило, это компании не очень крупные, это малые и средние компании, они не могут заказать себе дорогой консалтинг у большой четверки и скейларатор выполняет эту функцию.
В скейлараторе есть классические модули нормального бизнес-образования, только они сжаты до очень небольших объемов, чтобы компания могла пройти их быстро. И есть довольно, я бы сказал, изощренный трек, связанный с консалтингом. Лежащую в основе консалтингового трека методологию удалось разработать силами наших коллег. Одна из ключевых авторов методологии по построению стратегии прорывного роста — Евгения Какаева. Она тоже активный участник нашего скейларатора, супервайзер по всем трекерам, консультантам. Эта методология позволяет компании выработать новую стратегию прорывного роста. И, как показывают предыдущие скейлараторы, который мы проводили с национальными чемпионами, эта машинка работает. То есть запланированные в рамках скейларатора показатели на горизонте 3-5 лет часто бывают достигнуты.
А скажите, все-таки для кого эта программа, как вы набираете туда слушателей?
Ключевой момент -- это компании, которые быстро растут за счет собственных технологических инноваций. То есть у них есть какие-то разработки, они, может быть, были какое-то время назад, они подготовили какие-то продукты, они вывели их на рынок и стали получать за счет них выручку. А сейчас находятся в ситуации, когда нужно масштабировать эту историю, расширять производство, создавать новые продукты, новые продукты выводить на рынок, географию рынков расширять, в конце концов тот же экспорт и так далее. Исследования нашего института показывают, что таких компаний несколько тысяч в России, если мы берем более-менее высокотехнологичные сектора. И очень важно, мне кажется, сделать скейларатор для широкого круга компаний именно в сегодняшней ситуации, когда сделана ставка на технологический суверенитет и особая роль в его достижении отводится малым технологическим компаниям, собираемым государством в специальный реестр. А последний майский указ президента ставит цель: к 2030 году выручка малых технологических компаний должна вырасти в семь раз, для этого они должны быть как раз газелями или скейлапами.
Вы как-то проводите предварительный отбор, отсев по каким-то критериям?
Эту программу мы запускаем в партнерстве с корпорацией «МСП», которая, кстати, давно достаточно занимается темой техно-газелей. И основная задача — вовлечь туда именно малые технологические компании. В процессе интервью мы обсуждаем бизнес, его технологическую подкладку, возможности экспорта, обсуждаем необходимость и желание, главное, делать новую амбициозную стратегию или корректировать старую.
Вот вы все время говорите о том, что приходят на программу компании. Но ведь, наверное, учить вы будете каких-то конкретных людей? Кто именно из компании будет проходить обучение?
Да, хороший вопрос, спасибо. Действительно, стратегии разрабатываются для компаний, но стратегию компании разрабатывают конкретные люди. В разных компаниях эта ситуация устроена по-разному. В принципе, за стратегию, отвечает генеральный директор и собственники, которые ее одобряют. Поэтому, в принципе, если сами стейкхолдеры и генеральный директор хотят у нас учиться, это прекрасно. Но бывают ситуации, когда эта функция делегируется на другой уровень, назначается директор по стратегии, какой-то зам генерального. И это мы тоже приветствуем, это тоже хорошо, потому что скейларатор требует определенной вовлеченности, не всегда есть время у генерального полностью проходить все необходимые этапы полноценно. Поэтому мы в скейларатор приглашаем собственников, генерального, заместителей генерального, ответственного за стратегию, директора по развитию. В скейлараторах для национальных чемпионов на программу делегировались и финансовые директора и директора по маркетингу — во многом зависит от самой компании, кого она видит ответственным в течение всего скейларатора. Но на трекшн-сессиях, которые составляют значительную часть нашего скейларатора, где, собственно, идет работа над дорожной картой роста могут присутствовать наряду с проходящим скейларатор менеджером и другие члены команды.
По результатам обучения слушатель получит какой-то документ?
Да он получает диплом Высшей школы экономики, о профессиональной переподготовке.
Можно подробнее рассказать о том, из чего, собственно, состоит программа?
Программа состоит из шести базовых модулей. Первый модуль — посвящен стратегии, второй — маркетингу, третий модуль — посвящен управлению проектами и технологиям, также есть модуль по эффективному производству, есть модуль по развитию организации, кадрам и корпоративной культуре. И последний модуль — это экономика и финансы. Внутри каждого модуля есть набор из нескольких образовательных жанров, от визионерских лекций и деловых игр до кейсов, которые подготовил наш институт и мастер-классов от национальных чемпионов и других крупных технологических компаний. Первый день каждого модуля заканчивается клубом, куда мы приглашаем полезных и интересных для участников программы людей.
Между модулями проходят трекшн-сессии, они проходят онлайн, в достаточно свободном режиме. То есть, если компания региональная, то для нее нет проблем подключаться в удобное для нее время, договорившись с трекер-консультантом, как и что делать.
Кто преподает на программе?
Ну, во первых — это первые лица компаний — национальных чемпионов и других крупных технологических компаний. В академическом блоке у нас есть как профессора Высшей школы бизнеса, это не только академические профессора, но и профессора-практики, которые пришли в преподавание из реального бизнеса, в том числе из крупных корпораций. Есть также довольно большой экспортный блок. Там мы приглашаем специалистов по экспортным рынкам, торгпредов. На технологический блок мы приглашаем крупных прикладных ученых, близких к конкретным промышленным направлениям. Это могут быть, в том числе, кстати, и сами национальные чемпионы, потому что часто они являются технологическими лидерами в своих отраслях. Но это могут быть и специалисты из отраслевых институтов, из Академии наук, из венчурных фондов.
Чем заканчивается программа? Это какие-то экзамены?
Есть промежуточные отчетности по каждому модулю. Но главное — защитить выпускную квалификационную работу. Это, собственно, дорожная карта новой стратегии компании, как правило, стратегии прорывного роста. Если дорожная карта защищена, все нормально, дальше выдается диплом, а сама эта дорожная карта становится основой для следующего стратегического цикла вашего бизнеса.
Ну и наверное Высшая школа бизнеса продолжает поддерживать контакты с выпускниками?
Да, в течение года после окончания скейларатора, мы готовы оказать определенное количество консультаций по донастройке дорожной карты роста. Мы готовы поддержать в том числе контентно и организационно за рамками программы клуб, если выпускники увидят в этом нетворкинге какой-то интерес. И как институт мы, конечно, будем следить за компаниями. Мы очень надеемся, что часть выпускников скейларатора в следующем цикле придет на конкурс «Национальных чемпионов».
Источники изображений:
Пресс-служба Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль