Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12

«Наша задача, чтобы каждый студент увидел мотивацию попробовать новое»

Как строит работу ведущий тренингов предпринимательских компетенций Платформы университетского техпреда
«Наша задача, чтобы каждый студент увидел мотивацию попробовать новое»
Источник изображения: Наталья Абабий
Наталья Абабий
Наталья Абабий
Эксперт Платформы университетского технологического предпринимательства.

Предприниматель, бизнес-тренер, CEO цифровых продуктов в образовании, управляющий партнер Distant Global (основатель ООО «ВУМАН АП»), эксперт стартап-студии «Открытые инновации».

Подробнее про эксперта

Один из ключевых инструментов вовлеченности студентов и сотрудников вузов в технологическое предпринимательство — тренинги предпринимательских компетенций. Ежегодно при поддержке Платформы они проводятся в десятках российских вузов. Это расширяет образовательные возможности молодых людей, которые хотят узнать, как открыть собственный бизнес и по каким законам мир предпринимательства существует на самом деле. Как строится работа тренера на таком мероприятии, от чего зависит вовлеченность участников тренинга рассказала предприниматель, бизнес-тренер и CEO цифровых продуктов в образовании Наталья Абабий.

Какие ребята обычно приходят на тренинги Платформы? 

Каждый тренинг на самом деле уникален. Среди участников Тренингов предпринимательских компетенций встречаются те, кто уже имеет опыт в бизнесе (в классических сферах или даже с применением современных технологий, чаще всего сейчас, конечно, встречается ИИ). Однако большая часть студентов, которые к нам приходят, скорее что-то слышали про предпринимательство, про возможности развивать свои проекты в технологическую сторону, но пока не понимают с чего начать и немного побаиваются. Есть ребята, которые просто пришли за компанию — интересно, что иногда в процессе тренинга они становятся самыми активными его участниками.

В моей практике был случай, когда несколько тренингов подряд проходили в одном  университете. Мимо проходил молодой человек, который просто заинтересовался со стороны, на следующей день записался и пришел. Сейчас активно развивается как предприниматель в техпреде и очень увлечен.

Студенты каких курсов участвуют в тренингах охотнее всего? Имеет ли значение возраст для вовлечения в техпред?

Ограничений нет. Могу сказать, что в зависимости от курса у студентов чаще всего разный уровень подготовки, поэтому и тренинг в процессе нужно адаптировать под аудиторию. Работать интересно с ребятами любого курса, однако везде есть свои особенности.

К примеру, если это первый курс, то у студентов горящие глаза, они хотят все пробовать, им интересно, однако сложно фокусироваться и пока не хватает профессиональных знаний для глубокой проработки проекта. Ребята постарше, с магистратуры, например, уже способны предложить не просто решения, которые «витают в воздухе», а действительно решать существующие проблемы рынка.

На мой взгляд, нет идеального возраста для вовлечения в техпред, но чем раньше студенты узнают о такой возможности, тем выше шанс того, что уже в процессе учебы они задумаются о построении своей карьерной траектории в этом направлении.

Сколько ребят во время тренинга по-настоящему вовлекается в процесс? Как можно заметить, что людям это действительно интересно? 

Вовлеченность аудитории зависит от нескольких факторов:

Первое — это сам тренинг. Мы стараемся использовать разные форматы, теорию давать сжато и через практику, тогда у ребят остается их личное принятое знание. 

Второе — тренер. У всех тренеров разная подача. Безусловно, чтобы вовлечь молодежь, нужно подстраиваться под аудиторию, ровно как мы это делаем на рынке — подстраиваем свои продукты под целевую аудиторию. 

Третье — инфраструктура и заинтересованность университета в развитии техпреда. Очень ярко по уровню вовлеченности выделяются площадки, где существуют проектные офисы по развитию техпреда, где есть траектория движения студентов и сотрудников в этом направлении.

В среднем, по своим тренингам, могу сказать, что от 70% до 85% студентов всегда активно вовлечены в процесс, остальные участвуют в обсуждениях, но менее ярко заинтересованы.

Можно ли в процессе Тренинга заметить и выявить у людей склонности к предпринимательству? 

Тут стоит, наверное, сначала поднять вопрос: а кто такой предприниматель и какие у него должны быть черты характера, поведение, вовлечение и так далее?

Я бы сказала, что мы можем выделить участников, которые более склонны к быстрому принятию решений, к лидирующей позиции в группе, к открытой коммуникации. Это точно можем. В остальном — бизнес редко делают одиночки, чаще это все-таки команды и всегда есть более заметный участник и тот, кто как будто бы второй. Но они оба предприниматели, они команда будущего бизнеса.

По своему опыту скажу, в нашей команде основателей, с которыми мы делаем бизнес, каждый уникален, со своими особенностями характера и поведения. Не по всем даже сейчас можно сказать, кто какую позицию занимает и является ли предпринимателем. Однако же, бизнес делают сильные команды с разными людьми внутри.

Как участники ведут себя во время тренинга, какие стратегии используют чаще всего? 

Наблюдать за этим всегда очень интересно. Кто-то сразу вовлекается в процесс, задает много вопросов, активно работает с материалом, другим же группам нужно больше времени на разгон, однако к концу они выдают такую скорость и качество подготовки, что хочется аплодировать стоя.

Все как в жизни. Кто-то коммуницирует. У меня на тренинге как-то были ребята, которые в процессе договаривались, как им приобретать игровую валюту у других команд и стать победителями всей игры, чтобы получить главный приз.

Через какое время участники тренинга начинают вовлекаться в процесс и всерьез относиться к происходящему?  

Я стараюсь вовлечь ребят с самого начала. Очень важно не потерять первые минуты, когда они должны для себя определить: зачем я здесь. Мы ведь, как тренеры, не можем никого заставить, можем только показать им возможности, а дальше каждый для себя определяет уровень вовлеченности.

Мне проще всего работать с ребятами через свой опыт. Я рассказываю им свои кейсы, показываю, что так же как они, когда-то в студенческое время запускала с партнерами первый бизнес, рассказываю, что есть сейчас, как мы выросли за это время. Как правило такая живая история работает лучше всего.

С какой аудиторией сложнее всего работать?

Мое мнение, что как таковой сложной аудитории не существует. Просто иногда требуется чуть больше времени «на разгон» или на то, чтобы показать ребятам, зачем все это нужно и почему им стоит побыть «здесь и сейчас».

Можно ли построить тренинг так, чтобы не очень мотивированный студент после его прохождения вышел максимально мотивированным на участие в техпреде?

Безусловно. Можно и нужно. Наша задача как тренеров и состоит в том, чтобы каждый студент увидел в себе мотивацию попробовать новое и определить свои возможные роли на будущее.

Интересное:

Все новости:

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия