РБК Компании

От «уберизации» к партнерству

Эксперты рассказали, как цифровые сервисы меняют подход и интегрируются в цепочки процессов и какие технологии будут востребованы
Маркетплейс металлопроката «Платферрум»

Онлайн-площадки для бизнеса призваны облегчить выполнение рутинных задач и повысить эффективность. С развитием функциональности они помогают не только автоматизировать отдельные процедуры, но и трансформируют направления, интегрируются в цепочки процессов. О том, как это происходит на примере маркетплейса «Платферрум» и банковского приложения, и какие технологии помогают в этом, рассказали эксперты на площадке бизнес-сообщества «Вместе».

Примерно 10 лет назад в обиход вошел термин «уберизация». Он означает замену посредников цифровыми сервисами на примере агрегаторов такси. Процесс  до сих пор продолжается в разных сферах. Например, маркетплейс металлопроката «Платферрум», по сути, тоже является примером «уберизации» закупочного процесса. На площадке клиент видит предложения от участников рынка, получает аналитику, может запросить коммерческое предложение, выбрать поставщика. Функционал позволяет покупателю встретиться с нужным поставщиком и провести сделку. При этом здесь же клиенту предложены сопутствующие услуги: финансовые инструменты (отсрочка, кредит), доставка и прочие. Таким образом, пользователь удовлетворяет более широкие потребности помимо необходимости найти товар.

Одним из ярких примеров подобной трансформации предоставления услуг стали банки. Сегодня они предлагают клиентам максимальный функционал онлайн, сопровождая на разных этапах работы и жизни. Для того, чтобы получить кредит, уже не нужно обращаться в отделение. Некоторые банки вовсе перешли на дистанционный режим работы, и сопровождают клиентов онлайн в режиме «24 на 7».

«Благодаря технологиям, в частности искусственному интеллекту, мы в разы ускоряем предоставление услуг, — рассказывает эксперт финансирования малого и среднего бизнеса сервиса «Точка Обороты» Валентина Гайдукова, — например, в продукте «Точка Обороты» сократилось время ответа по заявке на финансирование с 5 дней до 1 дня. Что еще важнее — продукты «Точки» органично вписываются в бизнес клиентов. Так, наше финансирование является незаметной частью цепочки поставки, не разрушая отношения поставщика и покупателя: покупатель платит тогда, когда ему удобно, а поставщик получает деньги сразу после поставки при посредничестве «Точки». И все продолжают вести свой бизнес так, как привыкли».

Основная задача цифровых платформ сегодня именно в том, чтобы выстраивать долгосрочные отношения, предоставляя широкий спектр сервисов и услуг. Чтобы быстро обрабатывать заявки на кредит, например, находить лучшее предложение на сайте за клиента или быстро анализировать отзывы пользователей, «за кулисами» платформ выстроены сложные механизмы по обработке информации, сопоставления данных и подбора решений. Многие платформы сегодня используют архитектурный стиль микросервисов. Это означает, что за каждым элементом, с которым взаимодействует пользователь, закреплен микросервис. Будь то личный кабинет, модуль оплаты, доставки, подбора товара или распознавания заявки. Все это разные сервисы, которые объединены между собой единой API-шиной.

«Не секрет, что чтобы сделать все очень просто, нужно сделать все очень сложно внутри. Это занимает сотни и даже тысячи часов разработки. Мы написали собственную сетку, которая распознает заявку на закупку, которую нам покупатель отправляет, в каком бы виде она ни была, в PDF, в Word, в Excel. Мы понимаем, что за позиции внутри, понимаем, у каких поставщиков они есть и какая ценовая политика у разных поставщиков и предлагаем сразу на выбор 10-15 предложений», — поясняет генеральный директор «Платферрум» Кирилл Трояновский.

Там, где раньше использовались скрипты или операторы, сегодня применяются нейросети. Одним из поставщиков подобных технологических решений для платформ является Yandex Cloud. Индустриальный директор компании Павел Приедитис рассказал, что особой популярностью у заказчиков пользуются большие языковые модели (LLM, large language model). «Для наших клиентов генеративная нейросеть YandexGPT доступна как облачный сервис. Технологию уже активно тестируют банки, разработчики ПО, промышленные холдинги.  Думаю, большой потенциал сегодня для крупных компаний — именно в сочетании языковых моделей с уже существующими цифровыми сервисами», — поделился Павел. Так, торговая сеть Ralf Ringer использует решение Smart-Reply.AI со встроенным YandexGPT API. С его помощью компания автоматически отвечает на вопросы клиентов на маркетплейсах и комментирует отзывы о товарах. Еще один пример — виртуальный ассистент от «Битрикс24». CoPilot способен упростить ежедневные задачи, такие как: составить описание, список или вакансию, написать письмо, нарисовать изображение, расшифровать голосовое сообщение. Подключить к системе можно любую LLM.

Очевидно, что в ближайшие как минимум пару лет количество онлайн платформ и сервисов с использованием искусственного интеллекта будет только расти. Кроме того, эксперты полагают, что вскоре появятся специализированные отраслевые языковые модели, которые будут выполнять функцию экспертов и консультантов в отдельных отраслях, например юридических консультантов. Не менее интересно наблюдать за развитием компьютерного зрения (CV, Computer Vision). На IT рынке уже есть успешные кейсы внедрения CV в цифровые системы. Компания Napoleon IT запустила платформу Powerprice. С ее помощью розничные сети оптимизируют стратегию ценообразования на товары повседневного спроса и достигают целевых показателей по продажам и прибыли. Работа построена на применении компьютерного зрения, которое помогает собирать и анализировать информацию.

«Мы помогаем машинам видеть лучше, чем человек, если говорить простым языком. — поясняет сооснователь группы компаний Napoleon IT Руслан Ахтямов, — Могу сказать, что в 2024 году мы себе даже не представляем, насколько быстро они проникнут во многие сферы нашей жизни. А чтобы извлекать из этого ценности в бизнесе и в нашей жизни, нужно уметь им пользоваться».

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации06.06.2002
Уставной капитал22 071 100,00 ₽
Юридический адрес обл. Вологодская, г.о. Город Череповец, ул. Мира, д. 30, помещ. 320
ОГРН 1023501242390
ИНН / КПП 3528036321 352801001
Среднесписочная численность16 сотрудников

Контакты

Социальные сети