B2B-платформы: как правильно выбрать интегратора для успешного внедрения
Выбор подрядчика для внедрения B2B-платформы — ключевой момент проекта. Как выбрать внедренца. На что стоит обратить внимание. Расскажем в статьеБолее 16 лет опыта в IT, из них 9 в области B2C и B2B продаж. Опыт руководства ecommerce направлением крупной федеральной DIY-сети. С 2017 года аккаунт-директор веб-интегратора «Факт». Имеет огромный опыт в объединении бизнес-процессов офф-лайн и онлайн направлений в торговых компаниях в единую прогнозируемую систему.
Актуальность разработки B2B-платформ растет, и на рынке появляется все больше игроков. В этом многообразии поставщиков услуг, поиск квалифицированных внедренцев становится сложной задачей. Особенно важно учитывать, что B2B-проекты имеют свои уникальные особенности, которые существенно отличаются от B2C e-commerce проектов. При выборе подрядчика для B2B-платформы необходимо учитывать эту специфику. В этой статье мы рассмотрим ключевые аспекты, которые стоит учесть при выборе внедренца, и то, как правильное принятие решений может существенно повлиять на успешное выполнение проекта.
1. Готовность решения для внедрения и его функциональные возможности
Функции B2B-платформы существенно отличаются от интернет-магазина. В то время как интернет-магазин ориентирован на потребителей и розничные продажи, B2B-платформа фокусируется на бизнес-клиентах и оптовых операциях. Это означает, что функционал B2B-платформы должен соответствовать уникальным потребностям и процессам, характерным для бизнес-взаимодействия, таким как индивидуальные ценовые соглашения, учет заказов на крупные объемы и сложные системы управления заказами. Эффективная B2B-платформа должна предоставлять инструменты для упрощения работы с дилерами, где сценарии работы не столь очевидны как c конечными клиентами, что делает ее выбор и адаптацию под отраслевую специфику и конкретные требования бизнес-заказчика особенно важными задачами.
Оптимальное решение должно быть готово для быстрого и эффективного внедрения, а также предоставлять все необходимые функциональные возможности, чтобы соответствовать целям и требованиям вашего проекта. Важно, чтобы подрядчик предоставлял демонстрацию реальных функций платформы. Наличие демостенда для обзора платформы позволяет вам оценить ее работоспособность, адаптируемость и соответствие вашим потребностям.
Такой вариант дает вам возможность выявить потенциальные проблемы и сделать обоснованный выбор. Это снижает риск несоответствия ожиданий и становится понятно, что решение уже прошло успешные проверки.
Итак, какой же функционал является наиболее важным в B2B-платформе:
Пользователи:
Взаимосвязи и роли:
- Взаимодействие B2B включает сложные сценарии, где у клиента должно быть несколько юридических лиц и контактных лиц с разным доступом между организациями.
- Платформа должна обеспечивать: регистрацию и авторизацию оптовых клиентов, объединение нескольких пользователей в один аккаунт, управление правами пользователей, а также управление юридическими лицами и реквизитами, а также расширенное управление заказами.
Контрагенты: Холдинговая структура
- Работа с холдингами, включающими несколько юридических лиц, должна позволить совершать заказы от разных контрагентов, использовать собственные реквизиты юридических лиц, создавать отдельные службы оплаты и доставки, а также обмениваться данными с несколькими ERP.
Личный кабинет клиента: Закрепленный менеджер
- Должна быть предоставлена возможность назначения персонального менеджера для клиента и обеспечение удобства коммуникации через виджет в личном кабинете клиента.
Личный кабинет менеджера: Рабочее место менеджера
- Должно быть предусмотрено обеспечение удобного интерфейса для сотрудников, работающих с клиентами, включая интеграцию с CRM.
- Организация Личного кабинета менеджера для сборки заказов «на лету» и увеличения скорости и качества обработки информации.
Личный кабинет:
Распределение прав пользователей:
- Доступ к сервисам личного кабинета должен быть организован через роли пользователей, включая руководителей и подчиненных.
- Роли должны разграничивать видимость заказов и информацию по балансу и статусу взаиморасчетов и доступ к разным товарным группам.
Документооборот и финансовая отчетность:
- Должен быть предусмотрен обмен документами, включая счета, счет-фактуры, накладные, акты сверки, который позволяет клиентам легко получать и отправлять необходимые документы.
Финансовая отчетность:
- Личный кабинет должен предоставлять информацию о дебиторской и кредиторской задолженности в режиме реального времени.
- Позволяет настраивать кредитные линии и отслеживать их использование.
- Автоматически оповещает о превышении лимитов или исчерпании кредитных линий.
Работа с заказами:
- Сохраненные корзины:
- Должна быть предоставлена возможность сохранения корзины с товарными позициями для разных юр.лиц и объектов.
- Добавление товаров из сохраненных корзин с актуализацией цен.
- Обновление сохраненных корзин.
- Загрузка заказа из CSV и Excel:
- Клиент должен иметь возможность загрузить список артикулов для заказа из файла.
- Система должна обрабатывать данные и формировать заказ для проверки и редактирования.
- Прайс-листы и быстрый заказ:
- Для клиентов должна быть возможность получить и сохранить прайс-листы в разных форматах.
- Экспресс-создание заказа должно осуществляться из предустановленного файла.
- Оффлайн-заказы и синхронизация контрагентов:
- Синхронизация контрагентов должна проводиться с учетной системой и B2B порталом.
- У клиентов есть возможность обработки оффлайн-заказов и получение документов и отслеживание статусов.
- Должна быть предусмотрена обработка заказов с точками входа и выхода в разных системах.
Каталог и ценообразование:
- Особенности каталога для B2B:
- Должны быть альтернативные представления каталога для более удобной навигации.
- Каталог «по Классификатору» и «по Применению» для специфичных потребностей клиентов.
- Калькуляторы и конфигураторы:
- Должны быть предусмотрены пошаговые конфигураторы для заказа сложных систем и решений.
- Калькуляторы для расчета стоимости заказа с учетом параметров и критериев.
- Фильтры и сортировки:
- В платформе должны быть разнообразные фильтры для быстрого подбора товаров.
- Наличие удобных фасетных индексов и сортировки по различным параметрам.
- Эффективный поиск:
- Инструменты поиска с автозаполнением и коррекцией ошибок.
- Геозависимый поиск, ориентированный на региональные особенности.
- Типы цен и склады:
- Информация о наличии товаров и их ценах в разных регионах.
- Геозависимая структура каталога, скрывающая ненужные разделы.
- Настройка доставки и оплаты для каждого города.
Возможности интеграций и быстродействие:
- Нетиповые интеграции:
- Должна быть возможность интеграции B2B-портала с разнообразными внутренними системами компании за счет создания интеграционного слоя, включая схемы и шину передачи данных.
- Быстродействие:
- Должно быть предусмотрено обеспечение высокой скорости отдачи страниц на B2B-портале.
- Управление большим объемом данных, включая множество товаров, цен, и остатков.
- Обеспечение доступности портала и отказоустойчивой архитектуры.
Со всеми возможностями современной B2B-платформы можно познакомиться здесь.
2. Облачная или on-premise B2B-платформа
Выбор между облачной (On-Cloud) и локальной (On-Premise) моделями развертывания B2B платформы — решение, которое может существенно повлиять на характер и затраты проекта. Обе модели имеют свои плюсы и минусы, и правильный выбор зависит от уникальных потребностей вашей компании.
Облачные решения обычно отличаются быстрым и удобным внедрением. Вы получаете доступ к готовой платформе, что упрощает процесс запуска. Это можно сравнить с покупкой готовой одежды в магазине — она сразу доступна и подходит большинству. Но стоит учитывать, что в облаке ограничение в возможности интеграций, и внесение даже небольших изменений становится проблемой. В некоторых случаях это может серьезно помешать эффективной работе ваших контрагентов. Облачный подход часто используется при внедрении MVP (минимально-жизнеспособного продукта), но он не всегда является оптимальным. Такой подход может не предоставить полноценного удобства работы системы для ваших контрагентов. В таком случае, все усилия, вложенные в пилотный проект, могут быть напрасными, и вы рискуете сделать неправильные выводы, опираясь на его результаты.
С другой стороны, коробочные решения (On-Premise) предоставляют больше возможностей для адаптации и персонализации. Вы можете настроить платформу под свои уникальные потребности, как будто заказали индивидуальный костюм у портного. Хотя этот процесс потребует пройти все этапы внедрения от аналитики до промышленной эксплуатации и результат будет точно соответствовать вашим ожиданиям. Поэтому при выборе между облачным и коробочным решением, учитывайте свои цели, бюджет и потребности, чтобы сделать правильное решение для вашего проекта.
3. Возможности адаптации B2B-платформы
Еще один хороший вопрос, который стоит задать вашему интегратору. Каждая компания имеет уникальные бизнес-процессы, и потребности компании могут существенно различаться от других. Поэтому важно, чтобы выбранный подрядчик предоставлял гибкое решение, которое можно адаптировать под ваши конкретные требования. Это обеспечит максимальную функциональность и эффективность системы, учитывая особенности вашего бизнеса.
B2B-платформа может быть доработана в следующих направлениях:
- Программа лояльности
- Маркетинговая поддержка
- Аналитика
- Анкетирование дилеров
- Обучающий центр для дилеров
- Калькуляторы и конфигураторы
4. Наличие мобильного приложения
Мобильные приложения становятся неотъемлемой частью современных B2B платформ, и это не случайно. Их наличие приносит ряд существенных преимуществ, которые могут значительно улучшить эффективность и удобство использования платформы в корпоративном секторе.
Прежде всего, мобильное приложение позволяет совершать заказы и отслеживать статусы 24/7. Сотрудники и партнеры могут получать доступ к важным данным и функциям B2B платформы в любое время и в любом месте, даже находясь вне офиса.
5.Отраслевая специфика работы с B2B-заказами
Знание внедренца особенностей конкретной отрасли и опыт работы с аналогичными компаниями позволяют подходить к проектам с осознанием специфики и предлагать более эффективные решения. Кроме того, наличие успешных кейсов в конкретной отрасли может помочь получить гарантированный результат. Опыт и кейсы в данной области подтверждают его способность успешно справляться со сложными задачами. Подобные компании часто способны предоставить клиентам практические решения, ориентированные на удовлетворение конкретных потребностей и целей в рамках их отрасли. Опыт во внедрении B2B платформ в различных отраслях является существенным преимуществом при выборе интегратора.
Найти проекты по отраслям можно на нескольких площадках в разделах кейсы или проекты: Wadline, Workspace, GlobalCIO, Факт, Рейтинг Рунета.
Кроме того, вы всегда можете посмотреть название компании-разработчика внизу сайта, который вам понравился.
6. Отзывы — это важно
Отзывы о реализованных проектах предоставляют ценную информацию о прошлом опыте подрядчика, позволяя оценить его профессионализм, надежность и способность к успешному выполнению задач. Это особенно важно в B2B сфере, где проекты могут быть сложными и масштабными, и где каждый нюанс имеет значение.
Наличие отзывов дает вам представление о том, какой опыт и экспертиза у подрядчика в вашей отрасли и в решении аналогичных задач. Позитивные отзывы и успешно завершенные проекты подтверждают надежность и квалификацию подрядчика, что увеличивает уровень доверия к нему и убеждает в правильности вашего выбора.
7. Опыт в интеграциях с учетными системами
Подрядчик, который способен предоставить возможности интеграции платформы с различными учетными системами, демонстрирует свою готовность адаптироваться к особенностям вашего бизнеса. Поэтому при выборе внедренца B2B платформы следует уделять особое внимание его способности предоставить интеграцию с учетными системами, чтобы обеспечить беспроблемное взаимодействие всех компонентов вашего бизнеса. Опытный внедренец имеет компетенции по интеграции платформы с учетными системами, такими как ERP, CRM, TMS, MDM, OMS, PIM, что позволяет автоматизировать обмен данными, улучшить управление ресурсами и оптимизировать бизнес-процессы.
8. Стоимость внедрения
Подрядчик, который может предоставить прозрачную и адекватную оценку стоимости проекта, включая интеграцию, обеспечивает вам более точное понимание бюджета и предотвращает возможные финансовые сюрпризы в процессе реализации.
Отнеситесь осторожно и вдумчиво к предложениям с существенно низкой стоимостью по сравнению с конкурентами. Вероятно, подрядчик недооценил полный объем работ или предоставил предложение только на часть проекта, с надеждой получить контракт. Оценивайте стоимость проекта, учитывая человеко-часы и реальные затраты.
9. Предпроектный анализ
Для точной оценки стоимости проекта важен предпроектный анализ. Рекомендуется делегировать его подрядчикам, так как у них есть опыт и знания о том, как правильно проводить предпроектное обследование. Таким образом, можно обеспечить гарантию корректной оценки всего проекта, тем более, если анализ проводит та компания, с которой вы планируете сотрудничать.
10. Сопровождение и развитие платформы
Внедренец, который предоставляет возможность сопровождения, регулярных обновлений и поддержки, обеспечивает надежное и стабильное функционирование вашей платформы. Более того, способность компании предложить план развития платформы дополнительно подчеркивает ее готовность к долгосрочному сотрудничеству. Развитие B2B-платформы может включать в себя добавление новых функций и адаптацию к изменяющимся требованиям рынка.
Если вы настроены на постоянное развитие платформы вместе с выбранным внедренцем, то это позволит планировать бюджет проекта и контролировать затраты.
11. Оценка команды: кейс не равен опыту
Наличие кейсов не всегда соответствует настоящему опыту. Поэтому при выборе подрядчика необходимо убедиться, что в команде разработчиков и аналитиков есть специалисты с реальным опытом работы на B2B- проектах. Это особенно актуально в сфере информационных технологий, где скорость текучки персонала может быть высокой.
Наличие опытных профессионалов в команде обеспечивает стабильность и качество выполнения задач, а не только наличие кейсов. Кроме того, обратите внимание на сертификаты команды компании-внедренца.
Вывод
Учитывая все вышеуказанные критерии: готовность решения для внедрения, функциональные возможности, наличие демонстрационного стенда, адаптация и кастомизация, мобильное приложение, релевантный опыт, кейсы и отзывы от реализованных проектов, интеграция с учетными системами, стоимость интеграции и предпроектный анализ, а также возможность долгосрочного сопровождения и развития, вы можете сделать обоснованный выбор.
Помните, что каждый проект уникален, и важно подходить к выбору подрядчика индивидуально, учитывая специфику ваших целей и задач. Тщательная оценка всех аспектов и факторов, совместно с профессиональным и компетентным внедренцем, может стать фундаментом для успешной реализации B2B-платформы и достижения ваших бизнес-целей.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты