Почему двор стал новой валютой девелопера
Как дворы нового поколения меняют экономику жилых проектов, и какие резоны у застройщиков, рассуждает Виктор Лычиц, директор по девелопменту Asterus

Эксперт в области коммерческой и жилой недвижимости с более чем 17-летним опытом. Руководил реализацией крупных проектов в ведущих инвестиционно-девелоперских компаниях — O1Properties, Инград, ПИК
За последний год стоимость благоустройства внутридворовых территорий росла темпами, опережающими инфляцию. В массовом сегменте Москвы базовый уровень (без инженерных систем) достиг 12 тыс. руб./м² против 10 тыс. годом ранее, а в бизнес-сегменте приближается к 30 тыс. руб./м². Причин несколько — подорожание импортных материалов, рост заработных плат в ландшафтной отрасли, а также переход от простых решений к комплексным ландшафтным сценариям.
Если еще несколько лет назад типовой набор ограничивался плиткой, газоном и детской площадкой, то сегодня девелоперы создают сложные многофункциональные пространства с парками, водоемами, перголами и амфитеатрами. В пример можно привести «Садовые кварталы» с ландшафтными сценами и водоемами, а также жилой район ÁLIA с линейным парком на 8 000 м² и дворами без машин. Но это отнюдь не московский тренд. В Санкт-Петербурге, где стоимость благоустройства также заметно подорожала, выделяются ЖК «Юнтолово» с пикниковыми зонами, веревочным парком и agility-площадкой для собак и «Гранатовый» с туманообразующими арками и инклюзивными игровыми формами. На международном рынке показателен LONGHE Courtyard в Цзинане (КНР) — лауреат архитектурной премии за подвесные сады и клубный дом с атриумом.
Анализ сделок на столичном рынке показывает, что качественный двор с коэффициентом озеленения от 0,25 и без автомобилей дает ценовую премию 5–12% в зависимости от класса жилья. Банки учитывают этот фактор при выделении проектного финансирования: Сбербанк, например, прибавляет до 8% к рыночной оценке при многосценарном благоустройстве. Для девелопера это значит не только рост маржинальности, но и ускорение продаж на 1,5–2 месяца.
Качественная внутридворовая инфраструктура из элемента престижа превращается в обязательный стандарт и становится одним из ключевых аргументов в борьбе за покупателя. В 2026 году можно ожидать дальнейшего роста стоимости благоустройства: до 13–14 тыс. руб./м² в массовом сегменте и до 35 тыс. руб./м² в бизнес-классе.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:



