Top.Mail.Ru
РБК Компании
Заморозили скидки: делитесь новостями бизнеса и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Заморозили скидки:
делитесь новостями бизнеса
и читайте эксклюзивы на РБК
Успеть до 14.12
Главная Design For School 28 ноября 2025

Новые здания — старые маршруты: зачем школам и офисам типовая навигация

Современные здания требуют новой логики движения. Разбираемся, почему школам и офисам нужна типовая навигация, а просто табличек уже недостаточно
Новые здания — старые маршруты: зачем школам и офисам типовая навигация
Источник изображения: Личный архив компании
Юлия Cидорова
Юлия Cидорова
Эксперт по образовательной среде и стратегическому развитию

Развивает продукты и процессы в студии дизайна Design For School. Имеет опыт работы в дизайне и архитектуре, международных образовательных и культурных проектах

Подробнее про эксперта

За последние несколько лет российские школы, офисы и общественные здания стали значительно сложнее: появляются новые корпуса, гибкие пространства, дополнительные входы, рекреации и объединенные здания. Однако инфраструктурный рост не всегда сопровождается развитием культуры ориентирования. В результате некоторые новые пространства продолжают работать по логике старых зданий, где маршруты были интуитивными и ограниченными.

По наблюдениям Design For School, работающей со школами и офисами в разных регионах, навигация стала одной из самых недооцененных частей управления пространством. Проблема проявляется не в самом факте перемещений, а в отсутствии системной экспертизы: чтобы навигация действительно работала, нужны понимание логики потоков и того, как человек воспринимает пространство, умение прогнозировать сценарии движения. 

Это требует либо достаточного опыта проектирования навигации, либо проведения полевых исследований — на что у большинства школ, офисов и государственных учреждений зачастую нет ресурса. В результате навигация появляется там, где удобно разместить, а не там, где человек интуитивно ищет ориентир.

Почему хаос возникает даже после ремонта

Даже после крупных реноваций повторяются похожие сценарии.
Эксперты Design For School отмечают три системных паттерна:

1. Здание усложнилось, а логика маршрутов осталась прежней.
Новые лестницы, входы и переходы создают параллельные потоки, которые начинают конфликтовать.

2. «Страх испортить ремонт».
Стены долго остаются пустыми, превращая пространство в «стерильную пустыню», где человек не понимает, куда идти.

3. Возврат временных решений.
Листочки на дверях, разноформатные таблички, объявления «на принтере» быстро создают визуальный шум и противоречивые сигналы.

В международной практике навигация рассматривается как часть behavioural infrastructure — системы, которая управляет поведением людей в пространстве. Исследования human factors подтверждают: в стрессовой или новой ситуации человек выбирает самое простое и читаемое решение. Любая ошибка маршрута увеличивает тревожность и снижает концентрацию.

Российский запрос: быстро, предсказуемо и в рамках бюджета

По опыту Design For School, учреждения чаще всего ищут решения, которые:

  • вводятся быстро (до 1,5 месяцев);
  • не требуют больших бюджетов;
  • вписываются в существующий дизайн и архитектуру;

Рынок долго предлагал только две крайности: либо производство табличек без учета потоков, либо дорогие индивидуальные проекты, недоступные большинству школ и офисов.

Именно поэтому растет спрос на типовые навигационные решения, где продуманная логика потоков сочетается с предсказуемой стоимостью и сжатыми сроками.

Новые здания — старые маршруты: зачем школам и офисам типовая навигация

Реальный запрос школ обычно формулируется очень прагматично: сделать навигацию «вовремя и в рамках бюджета». При этом руководители подчеркивают, что им важно получить не просто набор функциональных навигационных табличек, а решение, которое аккуратно вписывается в обновленную среду, не нарушает визуальный порядок, способно к трансформации и масштабированию (при необходимости).

Куда все движется 

С ростом требований к безопасности, усложнением зданий и развитием сервисного подхода навигация станет операционным стандартом — таким же базовым, как интернет или система контроля доступа.

В ближайшие годы рынок будет переходить от разрозненных табличек к системным решениям, в которых архитектура, идентичность и упорядоченные маршруты работают как единая управленческая модель. И это хорошая новость! 

Вывод

Российские школы переходят от ремонта к системному управлению образовательной средой — и именно поэтому идентичность, навигация и визуальные правила становятся таким же операционным инструментом, как расписание, безопасность и контроль качества.

Новые здания — старые маршруты: зачем школам и офисам типовая навигация

Источники изображений:

Личный архив компании

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации
22 августа 2011
Регион
г. Москва
ОГРНИП
311774623401031
ИНН
780510042992

Контакты

АдресРоссия, г. Москва, Большой Гнездниковский пер., д. 10

Социальные сети

ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия