Как компаниям малого и среднего бизнеса подготовиться к выходу на IPO
Размещение своих акций на бирже для малых и средних предприятий (МСП) открывает доступ к капиталу и налагает дополнительные обязательстваАттестованный аудитор, сертифицированный бухгалтер, экономист, CPA, член Экспертного совета по листингу Московской биржи
Первые попытки стимулировать выход малых и средних компаний на IPO государство предприняло в 2019 году, но тогда фондовый рынок в целом переживал не лучшие времена. Сейчас эти меры стали более системными. Например, не так давно Минэк предложил расширить меры поддержки МСП при выходе на фондовый рынок, в частности, возмещать компаниям расходы на листинг, выплату купонного дохода по облигациям и комиссию платформ за размещение.
Все эти усилия, вместе с выравниванием ситуации на рынке, должны обеспечить хорошие результаты. По прогнозам Правительства РФ и Центробанка, в течение нескольких ближайших лет IPO будут проводить не менее 10 компаний ежегодно. Число публичных размещений в 2024 году может составить 9-11 штук, в 2025 году — 10-12, в 2026 году — 11-13, в 2027 году — 12-15, в 2030 году — 15-20.
Геополитические и макроэкономические факторы также говорят в пользу дальнейшего развития фондового рынка.
Закрытие западных рынков, сокращение возможностей привлечения капитала за рубежом заставляет российские компании сосредоточиться на внутреннем рынке. А с уходом из России западных инвестиционных банков и консалтинговых компаний открылось окно возможностей для компаний МСП, так как снизился порог входа на этот рынок и затраты на размещение.
Растет интерес к фондовому рынку и благодаря усилиям Банка России по снижению инфраструктурных рисков для розничных инвесторов, которые сейчас формируют основной спрос на фондовом рынке. Причем количество розничных инвесторов по прогнозам продолжит расти. В Стратегии развития финансового рынка России до 2030 года прогнозируется, что участие в программе долгосрочных сбережений в 2025 году могут принять 1,2-1,7 млн, в 2026 году 2,5-3,4 млн, в 2027 году 4,1-5,6 млн, в 2030 году — 9,7-13,3 млн россиян.
С ужесточением денежно-кредитной политики стоимость банковского кредитования для бизнеса возросла, и компании все чаще рассматривают для себя возможность выхода на рынок публичного капитала.
Повышается инвестиционная привлекательность компаний, сумевших наладить работу в рамках импортозамещения. В основном это компании из ИТ и финансового сектора, фармацевтики, некоторых отраслей машиностроения. Растет стоимость таких компаний, а также их потребность в деньгах для дальнейшего роста.
В целом почти любая компания на данный момент имеет возможность выйти на фондовый рынок. Для этого созданы максимально комфортные условия. Однако, чтобы первичное размещение акций действительно принесло результаты в виде привлечения инвестиций, роста стоимости компании и не разочаровало акционеров и инвесторов, его необходимо тщательно подготовить.
Юникон выделяет несколько зон повышенного внимания для компаний, которые впервые выходят на публичный рынок капитала.
1. Главная ошибка новичков связана с тем, что многие из них начинают реализовывать необходимые корпоративные процедуры непосредственно перед выходом на IPO. Опыт показывает, что разработка и внедрение надлежащих практик корпоративного управления должны начинаться за 1-3 года, минимум — за год до выхода на биржу. Переход к публичному статусу потребует не только глобальной перестройки бизнеса, но и мышления собственника и менеджмента. Недооценка этого фактора можем привести к неудаче при размещении.
2. Следующий фактор — необходимость поддерживать стандарты раскрытия информации и качественного корпоративного управления. Ежемесячное, ежеквартальное и ежегодное раскрытие информации для эмитента — это постоянный процесс. Заниматься совершенствованием системы корпоративного управления и контролем над своевременным и качественным раскрытием информации эмитенту придется в постоянном режиме после выхода на биржу. При несоблюдении сроков публикации и раскрытия информации о существенных событиях эмитент может получить существенные штрафы от регулятора, а при неудовлетворительном качестве финансовой отчетности, аудита, недостаточной открытости и прозрачности со стороны менеджмента и корпоративного управления эмитента биржа может поставить вопрос об изменении уровня листинга.
3. Грамотно построенная система риск-менеджмента позволит компании своевременно выявить и снизить потенциальные риски перед выходом на биржу. Несмотря на то, что системы внутреннего контроля, аудита, риск-менеджмента не являются прямым требованием законодательства к МСП, для регулятора, биржи, рейтинговых агентств их наличие свидетельствует о зрелости эмитента.
4. Важной составляющей процесса является то, что для выхода на IPO потребуется привлечь независимого аудитора с хорошей репутацией, чтобы проверить бухгалтерскую отчетность по РСБУ и финансовую отчетность по МСФО, провести анализ ее соответствия управленческой отчетности компании, выявить узкие места и риски. При правильном выборе аудиторской компании, специалисты окажут консультационную помощь в отношении требований МСФО, помогут внедрить лучшие рыночные практики при подготовке финансовой отчетности по МСФО, настройке процедуры ее подготовки в дальнейшем. Необходимо, чтобы аудиторская компания состояла в реестре Банка России и располагала достаточным отраслевым опытом работы, технологиями и квалифицированным персоналом.
5. Информационная прозрачность — один из ключевых аспектов повышения инвестиционной привлекательности эмитента. Компании часто недооценивают важность построения коммуникаций с внешним миром. Финансовое состояние компании, структурные и стратегические изменения — эти и другие данные находятся в фокусе пристального внимания потенциальных инвесторов. Раскрытием этих данных занимается подразделение по взаимодействию с инвесторами (Investor Relation) в компании-эмитенте.
Требования к информационной прозрачности эмитентов со временем будут повышаться, а также уточняться и смягчаться ограничения на раскрытие информации, введенные Банком России в связи с санкционными рисками. Так, ЦБ недавно заявил о планах по маркировке эмитентов, которые ограниченно раскрывают информацию, злоупотребляя правом не раскрывать чувствительную информацию. Это позволит инвестору понять, есть ли в каждом конкретном случае риски недополучения важной информации для принятия инвестиционного решения.
6. Независимый внешний директор — это еще один специалист, который потребуется компании с публичным статусом. Стандарты корпоративного управления при выходе на биржу предполагают наличие в советах до одной трети независимых директоров. В идеале комитет по аудиту, комитет по кадрам и вознаграждениям должны полностью формироваться из независимых директоров. Требования по независимым директорам включены федеральной комиссией по рынку ценных бумаг и биржами в механизм биржевого листинга.
Поиск независимого директора может стать непростой процедурой. Такой специалист должен обладать серьезным профессиональным опытом, иметь соответствующий корпоративный бэкграунд, хорошие связи в отраслевой среде.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты