Как собственники обращаются с дивидендами
Я опросила предпринимателей, как они обращаются с дивидендами. В статье делюсь частыми ответами и комментирую их с точки зрения финансового менеджментаЭксперт по корпоративным финансам, автор деловой книги года «Считай и богатей. Финансовые аксиомы предпринимателя», ведущая рубрики «Финансовый советник» на Business FM Екатеринбург.
На одном из мероприятий я расспросила предпринимателей, выплачивают ли они дивиденды, как часто и в каком размере. В этой статье приведу анализ полученной статистики и дам комментарии.
1. Большинство предпринимателей выплачивают дивиденды.
80% опрошенных ответили, что знают, что это такое дивиденды и выплачивают их. Остальные 20% не выплачивают. Тут важно отметить, что не любая бизнес-модель предполагает выплату дивидендов. Например, есть венчурные модели или модели максимальной капитализации, когда компания создается для того, чтобы вырастить бизнес до нужного размера и выгодно продать.
2. У многих в вопросе дивидендов есть зона напряжения.
37% собственников ответили, что регулярно передоговариваются с партнерами о дивидендах, но в этом вопросе все равно есть зона напряжения. Наша рекомендация — устанавливать договоренности на определенный период в Партнерском соглашении, это поможет в дальнейшем избежать разногласий при распределении прибыли.
3. Не все выплачивают дивиденды регулярно.
22% процента предпринимателей выплачивали дивиденды только пару раз, еще 5% пока вовсе не выплачивали. Но большинство — 73% — делают это регулярно. Решение о выплате или невыплате дивидендов должно приниматься на основе Управленческого баланса. Если у компании долгов больше, чем имущества, то сначала нужно заняться финансовым оздоровлением бизнеса, а уже потом выплачивать дивиденды.
4. Большинство выплачивает процент от прибыли в ОДР.
По нашей статистике, 67% собственников определяют размер дивидендов по прибыли в Отчете о доходах и расходах. 22% смотрят на остаток денег на счете компании (свободный кэш). А 11% выплачивают процент от полученных на счет компании денежных средств.
Важный момент: прежде чем выплачивать дивиденды, посчитайте, сколько денег потребуется вложить в бизнес на следующий год для запланированного роста. Эту сумму нужно оставить в компании, а уже остальное можно распределять.
5. Большинство предпринимателей соблюдают изначальные договоренности с партнерами о сумме дивидендов.
Так ответили 88% респондентов. Но у 6% регулярно возникают конфликты в этом вопросе, а еще у 6% такое случается периодически. Доля в прибыли и доля во владении компанией не одно и то же. О распределении прибыли нужно договариваться письменно, при этом соотношение долей может меняться. По умолчанию прибыль распределяется пропорционально долям в компании.
6. Решения о выплате дивидендов принимают по-разному.
30% предпринимателей принимают решением непосредственно перед выплатой дивидендов. 22% договариваются с партнерами ежегодно. 28% договорились однажды и регулярно выплачивают дивиденды. А 20% решают этот вопрос «как пойдет».
По закону, распределять прибыль можно не чаще чем раз в 3 месяца. О том, как часто это делать, нужно договориться с партнерами.
7. Большинство выплачивают дивидендами до половины прибыли.
Только 10% собственников распределяют всю прибыль, по нашим данным. 39% выплачивают дивидендами до половины прибыли, 31% — более половины. 20% ориентируются не на прибыль, а на «свободный кэш».
Идеального коэффициента для определения дивидендов от прибыли в финансовом менеджменте нет. Нужно смотреть на собственный капитал компании, закладывать деньги на развитие и распределять все оставшееся, что не нужно бизнесу.
8. Две трети предпринимателей выводят прибыль через дивиденды.
Классическим способом распределяют прибыль на общем собрании учредителей 61% собственников. 33% выводят «прибыль» на дружественного ИП. А 6% вовсе не выводят.
При распределении прибыли нужно учитывать налоговые риски. Например, если при равных долях во владении компанией прибыль распределяется 80% на 20%, то у налоговой инспекции могут возникнуть вопросы. В этом случае нужно будет подтвердить деловую цель перераспределения прибыли.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Профиль
Контакты
Социальные сети