Бесплатной версии достаточно. Почему пользователи не хотят платить за ИИ
Только 3% пользователей нейросетей в мире готовы оформлять подписку на платные версии. Это проблема рынка потребительских ИИ-сервисов, но и шанс для бизнеса

ИИ — моя сфера интереса. Я твердо уверен, что нейросети не заменят людей, но люди, использующие нейросети заменят тех, кто их не использует
По данным последних исследований, 97% людей, использующих нейросети в повседневной жизни, не готовы тратить деньги на платную подписку. При этом потребители выбирают популярные ИИ-модели и редко обращаются к специализированным сервисам. Несмотря на это именно потребительский сегмент рынка ИИ — самый перспективный.
Меня зовут Кирилл Пшинник, я научный сотрудник Университета Иннополис и CEO онлайн-университета «Зерокодер». Искусственный интеллект стал неотъемлемой частью не только моей работы, но и жизни. В этот раз я расскажу, почему потребительские сервисы на основе ИИ не пользуются популярностью сейчас, и как это преодолеть.
Выбор миллиардов
По данным отчета инвестиционной компании Menlo Ventures (США), в 2025 году почти 2 млрд человек по всему миру регулярно используют различные модели нейросетей. Аналитики утверждают, что 600 млн пользователей обращается к ним ежедневно, а более 1,2 млрд — хотя бы раз в месяц или раз в неделю.
С одной стороны, это — наглядное подтверждение того, как нейросети завоевывают все большую аудиторию и все глубже проникают во все сферы нашей жизни. Но есть несколько нюансов.
Во-первых, 81% пользователей предпочитают обращаться к универсальным помощникам, способным выполнять сразу несколько функций. Например, американцы чаще всего используют ChatGPT, Google Gemini, Microsoft Copilot, Perplexity и Grok. Из зарубежных ИИ-моделей в США наиболее популярна DeepSeek. Все эти нейросети способны решать целый спектр самых разных задач, в том числе — без каких бы то ни было вложений.
К примеру, подписка на ChatGPT в среднем стоит $20 в месяц, но OpenAI позволяет воспользоваться моделью бесплатно. Количество генераций, конечно, будет ограничено, но их качество останется на высоте. Подобным образом работают практически все популярные нейросети. Например, выходя на новые рынки, Perplexity снижает до минимума стоимость годовой корпоративной подписки, а та же DeepSeek до сих пор остается бесплатной и продолжает обучаться на запросах пользователей.
Проблема бесплатных нейросетей
Результаты такой политики неоднозначны. С одной стороны, это позволяет быстро распространять нейросети по миру и внедрять их как в бизнес-процессы, так и в повседневную жизнь. С другой, аналитики оценивают реальный рынок ИИ-сервисов в $12 млрд, что показывает: только 3% пользователей готовы платить за премиум-услуги. Исследователи утверждают: дело в том, что большинству вполне достаточно возможностей бесплатных версий популярных нейросетей.
С другой стороны, именно здесь появляется множество возможностей для бизнеса по созданию приложений и сервисов на базе ИИ. Кстати, только в 2024 году расходы предприятий на искусственный интеллект достигли $13,8 млрд. Это в шесть раз больше, чем в 2023-м. Потребительский ИИ вполне способен догнать корпоративный, но для этого стоит изучить запросы, с которыми пользователи обращаются к нейросетям.
Люди, которым нейросети нужны больше всего
По данным исследований, основная группа пользователей ИИ — работающие взрослые старше 29 лет (76% по сравнению с 52% безработных), студенты (85%) и домохозяйки (45%). При этом уровень интеграции нейросетей в повседневную жизнь последних непосредственно зависит от их доходов. Так, в США 74% домохозяйств с годовым доходом от $100 тыс. и более регулярно используют ИИ. Для сравнения — среди домохозяйств с доходом до $50 тыс. активных пользователей только 52%.
Этот тренд наблюдается не только в США, но и в других странах. ИИ-сервисы становятся постоянным атрибутом активной, учащейся или работающей и точно платежеспособной группы населения.
При этом одни из самых активных пользователей нейросетей — молодые родители (79% против 54% тех, у кого нет детей). Среди них 29% обращаются к ИИ каждый день — в два раза чаще бездетных пользователей (15%). Больше всего молодых родителей волнуют вопросы ухода за детьми (34%), поиск ответов на интересующие детей вопросы (28%), а также создание и организация заметок (26%). Помимо прочего, это подтверждает, что более плотное взаимодействие с нейросетями обусловлено не только возрастом и уровнем дохода пользователей. Они обращаются к ИИ в довольно сложных и непривычных жизненных ситуациях, стремясь обрести поддержку и получать быстрые и точные ответы на свои вопросы.
Самые частые запросы нейросетям
Реальность такова, что большинство пользователей — консервативны. Если они уже используют какую-то универсальную нейросеть, в первую очередь будут обращаться к ней. Специализированные сервисы получат шанс в случае, если привычный помощник не оправдает ожиданий.
Так, самая популярная нейросеть у российских пользователей — ChatGPT, несмотря на ограничения использования в РФ. Согласно исследованию соцсети «Сетка», его используют 86% россиян. В топ-10 ИИ-моделей, не считая нейросетей для генерации изображений, также вошли GigaChat, YandexGPT и Claud. При этом большая часть опрошенных (83%) предпочитают зарубежные нейросети. Постоянно работают с российскими только 17% участников исследования. Большинство (70%) пользуется бесплатными версиями ИИ-моделей.
Наиболее частые запросы у американских и российских пользователей совпадают. Если оставить в стороне использование нейросетей непосредственно для работы, чаще всего к ним обращаются для написания и редактирования текстов (62%), поиска информации (59%), перевода с иностранных языков (34%) и составления резюме (24%).
Также в повседневной жизни ИИ используют для планирования — дня, семейного бюджета, меню или путешествия; обучения новым навыкам и иностранным языкам; освоения новых физических упражнений; личных проектов на основе кодинга (создание чат-ботов и так далее); поиска ответов на вопросы о своем здоровье, а также наблюдения за ним; идея для вечеринок и свиданий, а также — для творчества.
Предложить пользователю вариант получше
Несмотря на то, что универсальные ИИ-модели держат первое место по популярности, рынок потребительских сервисов на основе нейросетей — только в начале своего развития. Ему далеко даже до наполненности, не говоря уже о перенасыщении.
Платные специализированные приложения со встроенным ИИ могут заполнить его в ближайшие пару лет, если обратятся к проблемам пользователей и смогут предложить более быстрое, точное и эффективное решение, чем флагманы индустрии. К примеру, сервис, справляющийся с поиском учебных материалов лучше ChatGPT и практически избегающий галлюцинаций, быстро завоюет популярность у студентов, даже если будет требовать платной подписки. Специализированное приложение для молодых родителей, способное не только отвечать на общие вопросы, но и подсказать ближайшие детские сады, рестораны и кафе с детскими комнатами, магазины товаров для матери и ребенка с актуальными скидками и так далее, также окажется востребованным.
При этом большинство сервисов на основе ИИ пользуются opensource-решениями, что, с одной стороны, позволяет быстро запустить необходимый функционал, дообучив модель, а с другой — ставит вопрос о развитии собственных нейросетей и ИИ-решений, которые могли бы реально конкурировать с универсальными моделями. Это может быть не глобальная, но локальная конкуренция — работа на жителей конкретного города или даже района, группу по интересам и так далее. Гиперперсонализация — глобальный тренд, проявляющийся на всех уровнях.
На мой взгляд, потенциал развития потребительского сегмента ИИ сейчас практически безграничен. Любая идея, способная повысить качество жизни конкретной целевой аудитории, имеет шанс превратиться в бизнес с высокой доходностью. В конце концов, ИИ был создан именно для этого.
Рубрики
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Достижения
Контакты
Рубрики


