Мультимодальная транспортная накладная: что нужно знать грузовладельцам
Мультимодальная транспортная накладная: как один документ изменит правила игры в логистике. Что ждет рынок с 2025 года. Упрощение или новые трудности20-летний опыт управления цепочками поставок. Специализируется на оптимизации транспортных процессов, обеспечивая своевременную доставку грузов по всему миру. Участвует в обучении студентов логистов.
Я часто шучу со студентами-логистами, что логистика — это как готовка на многоконфорочной плите: если вовремя не проконтролировать каждый этап перевозки, легко «спалить» весь ужин.
Но шутки в сторону: с опытом понимаешь, насколько важна единая система документооборота, особенно при мультимодальных перевозках, где задействованы разные виды транспорта. К 1 сентября 2025 года в России планируется запуск мультимодальной транспортной накладной в электронном и бумажном форматах. Ниже расскажу, почему это событие уже сейчас будоражит рынок и какие плюсы (а порой и головоломки) мы все можем получить.
Краткая предыстория: почему именно 2025 год
Вспомните 2018-й — Министерство транспорта анонсировало идею разработать единый перевозочный документ для смешанной перевозки грузов. Но тогда многое осталось на уровне теории. Теперь у нас есть Федеральный закон № 288-ФЗ от 08.08.2024, который создал правовую базу для прямых смешанных (комбинированных) перевозок. По сути, благодаря этому закону появился «зеленый свет» для мультимодальной транспортной накладной, призванной заменить разрозненные накладные при перевозке разными видами транспорта.
Ключевая дата, когда все эти изменения должны заработать, — 1 сентября 2025 года. Именно тогда мультимодальная транспортная накладная должна войти в повседневную практику перевозчиков и грузовладельцев. Процесс развивается на фоне тенденции к цифровизации логистики, параллельно развивается электронный документооборот (ЭДО), в том числе электронные транспортные накладные (ЭТрН). А на горизонте маячит еще и международная электронная ТрН на уровне ЕАЭС — тоже к 2025 году.
Что такое мультимодальная транспортная накладная
Мультимодальная транспортная накладная (МТН) — единый перевозочный документ, оформляемый для смешанной перевозки грузов. Например, если ваш груз едет по схеме «фура1 — поезд — фура2», вам не придется оформлять три разных комплекта документов: достаточно единой мультимодальной транспортной накладной, в которой будут указаны все ключевые условия и участники перевозки.
При этом закон обязывает транспортные компании заранее подписывать соглашение об организации перевозок в прямом смешанном сообщении, где прописываются:
- порядок организации перевозки и расчета тарифов,
- сроки доставки,
- тип груза и характеристики транспортных средств,
- места приема-передачи между видами транспорта и другие детали.
Важный момент: грузовладелец (или грузоотправитель) заключает договор с одним перевозчиком, который берет на себя роль «ответственного перед заказчиком» и распределяет оплату между остальными участниками. Это особенно удобно, когда речь о сложных логистических цепочках, где задействовано 5-10 подрядчиков.
Экспедитор: невидимый лидер логистической цепочки
За 20 лет управления цепочками поставок я не раз сталкивался с ситуацией, когда фактически все процессы «ведет» экспедитор, а юридически он где-то «между строк» в бумагах. Новые законодательные правила, по моему мнению, наконец-то определяют роль экспедитора: ведь зачастую именно он организовывает и отвечает за всю цепочку «от двери до двери».
Но, как говорится, дьявол кроется в деталях. В документе нужно будет учесть требования каждого вида транспорта. Если, скажем, на одном участке перевозки груз считается опасным, то мы должны следовать самым строгим правилам, применимым к опасным грузам. Документ должен быть гибким, но при этом юридически однозначным.
Переход на «цифру»: за и против
По моей практике, переход на электронный формат поначалу кажется чудесным решением, когда не нужно возить кипу бумаг. Но на деле все сложнее:
- Единый электронный формат — это словно пазл, где не хватает нескольких деталей. Если у одного участника цепочки (скажем, мелкого автоперевозчика) нет технической возможности работать с ЭДО, вся система ломается.
- Прозрачность для заказчика — штука хорошая в теории, но часто поставщики не горят желанием раскрывать всю сеть подрядчиков. У меня бывало, что заказчик интересовался конкретными исполнителями, и мы, выступая в роли экспедитора, старались не «светить» партнеров. Причина проста: коммерческая тайна, плюс опасение, что клиент пойдет напрямую к субподрядчику.
- Ошибки ручного ввода. Несмотря на электронные системы, нередки ручные корректировки. Мультимодальные перевозки не всегда бывают линейными и статичными: могут меняться плечи, исполнители, а каждый апдейт надо оперативно отражать в ЭДО, причем корректно, без «эффекта сломанного телефона».
В итоге получается, что все участники цепочки должны взаимодействовать в едином электронном пространстве. Кому-то это упростит жизнь, кому-то прибавит седых волос. Но глобальный тренд на цифровизацию уже не остановить.
Что получает рынок
Законодатели планируют, сделать каждый шаг грузоперевозки был понятным и прозрачным для всех сторон, включая контролирующие органы: от момента, когда груз забрали со склада, до момента, когда его приняли в пункте назначения. Это означает меньше случайных ошибок и больше доверия в работе. Кроме того, представьте себе мир, где у вас больше не лежит стопка бумаг для каждого вида транспорта. Вместо этого оформляется всего одна мультимодальная накладная, и вы спокойно отслеживаете груз от склада до склада. Это экономит деньги и нервы, а самое главное — освобождает время, которое обычно уходит на согласования и контроль. С 2025 года планируется использовать мультимодальную транспортную накладную и на уровне ЕАЭС. Для бизнеса, работающего на зарубежных рынках, это может означать конец бумажной волоките и более быструю логистику, что особенно ценно в международной торговле.
Сложности реализации: взгляд изнутри
По опыту могу сказать: мало ввести документ юридически, нужно еще продумать удобную схему электронного обмена. Второй болезненный вопрос — коммерческая тайна. Многие экспедиторы предпочитают не раскрывать полную цепочку подрядчиков. Представьте, что в мультимодальной транспортной накладной нужно указать всех исполнителей перевозки. Это может дать грузовладельцу или конкурентам нежелательную информацию.
Поэтому, на мой взгляд, модульное исполнение в электронном виде — самый реалистичный путь. «Мастер-накладная» будет выступать неким «контейнером» для дополнительных перевозочных документов. При этом заказчик и перевозчик-«мастер» смогут локально согласовать детали каждого отдельного этапа, не выдавая на всеобщее обозрение всю карту движения груза.
Заключение: без бумаги никуда
Несмотря на общий курс на электронный документооборот, закон позволяет оформлять мультимодальную транспортную накладную и в бумажном виде. Иногда это выглядит как шаг назад. Но, честно говоря, по опыту знаю, что резервный вариант с бумажными копиями спасает нервы при сбоях «цифры».
В итоге с 1 сентября 2025 года рынок может столкнутся с серьезной перестройкой. Мультимодальная транспортная накладная станет основой для смешанных перевозок. Для одних компаний это откроет новые возможности, упростит взаимодействие и ускорит сроки доставки. Для других — повысит уровень прозрачности и вынудит раскрывать детали логистических схем. Но, как говорится, не бывает худа без добра: в глобальном смысле мультимодальная транспортная накладная подтолкнет транспортную отрасль к более эффективным, современным и безопасным решениям.
Я искренне надеюсь, что грамотная реализация мультимодальной транспортной накладной даст все те преимущества, о которых сейчас говорят эксперты. Если срастется единый электронный формат, если государственные «витрины данных» будут работать без сбоев, а компании не испугаются делиться базовой информацией о перемещении грузов, то мы все перейдем на новый уровень логистики. Ну а если что-то пойдет не по плану, у нас все равно будет классическая бумажная накладная — на всякий случай.
Главное — не превращать все в очередной бюрократический квест. Да, грядущий год обещает стать испытанием на гибкость и способность к изменениям, но те, кто сумеет быстрее адаптироваться, наверняка укрепят свои позиции на рынке. Как я люблю говорить студентам: «Логистике нужны не просто мозги, а умение думать наперед». И похоже, что именно так придется действовать, когда новый документ перестанет быть красивой теорией и станет суровой (но весьма перспективной) практикой.
Интересное:
Все новости:
Публикация компании
Профиль
Контакты