РБК Компании

ЭТПРФ поможет закрыть дефицит и реализовать импортозамещающую продукцию

Специализированная электронная торговая площадка ETPRF.RU запустила секцию для российских заказчиков и поставщиков с гарантированным спросом на их продукцию
ЭТПРФ поможет закрыть дефицит и реализовать импортозамещающую продукцию
Александр Геллер
Александр Геллер
Исполнительный директор ЭТПРФ

Эксперт по закупкам в области 223-ФЗ и 44-ФЗ

Подробнее про эксперта

Российские заказчики и поставщики могут получить гарантированный спрос на продукцию в рамках промышленной кооперации. Зарегистрировавшись на специализированной электронной торговой площадке, члены Ассоциации кластеров, технопарков и особых экономических зон (АКИТ) становятся участниками обмена данными, а в электронном магазине закрытого контура площадки проводят анонимные «закупки с полки». Как ЭТП выявляет потребности в продукции, поставщики которой либо ушли с рынка, либо являются иностранными производителями рассказал исполнительный директор ETPRF.RU Александр Геллер.

С рынка ушло большое количество поставщиков, но спрос на их продукцию остался. Как площадка находит ниши, в которых количество поставщиков уменьшилось или где их нет вообще?

Благодаря мониторингу рынка возможно спрогнозировать потребности в продукции, поставщики которой покинули российский рынок, либо являются иностранными производителями. Это важно для бизнеса, которому комфортно работать, имея представление о дальнейшем развитии. В нашем случае, после подписания соглашения с Ассоциацией кластеров и технопарков России, резиденты получили прямой доступ к информации о закупках на специализированной электронной площадки. Отечественные производители таким образом решают актуальные проблемы в области импортозамещения. Для резидентов кластеров, технопарков и ОЭЗ это означает развитие — они ведь могут стать новыми производствами импортозамещения, предлагая заказчикам продукцию по ценам ниже, чем при параллельном импорте. 

Кроме этого, продукция членов АКИТ размещается в закрытом контуре площадки — магазине закупок малого объема для заказчиков, который работает в режиме полной анонимности. Тем самым оператор организует эффективный процесс закупок и реализации продукции членов Ассоциации.

Таким образом, площадка помогает членам АКИТ задействовать их ресурсы?

Конечно, причем с максимальной эффективностью. Так, чтобы запустить и развивать промышленный кластер в регионе, его оператор должен организовать масштабное социологическое исследование, проанализировать разные факторы: научный и кадровый потенциал, возможности реализации и т.п. У нас же вся эта информация уже есть. Площадка предоставляет конкретные данные о потребностях крупных и средних заказчиков разного уровня. Когда же в распоряжении есть подобная информация, резиденты кластера могут моментально зайти на рынок и начать работать. Являясь потенциальными поставщиками, они будут знать, какая нужна продукция определенному заказчику и как в рамках кластера создать эффективное окупаемое производство. Между тем заказчикам, партнерство с АКИТ позволит точно выявить актуальные инвестиционные ниши, чтобы заместить импорт.

Говорят, что промышленности нужны долгосрочные контракты. Как площадка может помочь в этом направлении?

Использование больших данных, которые площадка предоставляет Ассоциации кластеров и технопарков России, поможет заключать долгосрочные договоры, которые отличаются серьезной аналитикой и качественным планированием. Речь прежде всего о СПИК, концессиях, СПЗК, контрактах жизненного цикла, ГЧП. Очевидно, что в России недостаточно ни методологии, ни кадров, ни опыта экономического анализа и планирования подобных контрактов. Это нужно закреплять в национальную систему закупок. У нас, как правило, торги проходят когда у заказчика возникает потребность. Но кластерам и технопаркам важно иметь представление о закупках «будущих вещей». Для этого площадка предоставляет всем участникам закупочного процесса информацию и сервисы, повышающие качество долгосрочного планирования.

Расскажите о закупках малого объема. В чем отличие «закрытого» электронного магазина от других?

Электронный магазин закрытого контура площадки позволяет анонимно проводить закупки с полки. Данные об участнике закупки неизвестны для пользователей, а их предложения анонимны. Заказчик выбирает продукцию, но данные о поставщике узнает только на этапе подписания контракта. Таким образом возможно провести закупки двух видов: закупки с полки и размещение извещения по типам процедур (аукцион на понижение, аукцион на повышение,  запрос доставки). Маркетплейс гарантирует безопасное, экономное и конкурентное проведение закупок. Сейчас в закрытый контур стремятся перейти как крупные подсанкционные компании (около 7 тыс. компаний), так и компании, которые должны проводить так называемые «прямые» закупки у едпоставщиков по аналогии с госзакупками в «электронных магазинах» (закупки с полки — до 5 млн руб.). 

Как вы считаете, есть ли необходимость унифицировать правила национального режима и сближать 223-ФЗ и 44-ФЗ? Соответствующий законопроект уже прошел первое чтение, в чем его плюсы и минусы?

223-ФЗ и контрактная система — абсолютно разные законы, которые нет смысла сближать. Они регулируют разные сегменты, и то, что подходит для госзаказчтков, не будет эффективно для коммерческих компаний. Требования нацрежима нужно вводить последовательно и следить за реакцией рынка. Если кто-то почувствует себя ущемленным, то с высокой вероятностью он найдет способ обойти ограничения. Думаю, что в рамках 223-ФЗ следует поставить заказчикам приоритет. В своих положениях о закупках они должны руководствоваться интересами российских производителей. Многие уже так и делают. В случае острой необходимости по конкретным видам продукции, возможно, нужно действовать адресно. При этом для старта этой работы достаточно рекомендаций на уровне Министерства финансов. Можно ввести ограничения национального режима, например, только на контракты, которые имеют отношение к реализации национальных проектов. Чтобы в своей иной хозяйствующей деятельности коммерческие компании работали согласно принципам собственного положения о закупках. Словом, законопроект нужно еще детально изучить и учесть в нем мнение госзаказчиков, которых работают по 223-ФЗ.

Последнее изменение: 11 июня 2024

Интересное:

Новости отрасли:

Все новости:

Профиль

Дата регистрации20.07.2011
Уставной капитал20 012 300,00 ₽
Юридический адрес респ. Татарстан (Татарстан), г.о. Город Казань, ул. Достоевского, д. 66/17, помещ. 1096
ОГРН 1111690052099
ИНН / КПП 1655218458 165501001
Среднесписочная численность39 сотрудников
ГлавноеЭкспертыДобавить
новость
КейсыМероприятия