Инициативе создания ЕККТ нужна донастройка
Государство анонсировало создание ЕККТ для закупок малого объема. О перспективах создания Единого конкретного каталога товаров и о вызовах перед новой системой

Эксперт в области электронных торгов, ИТ и цифровизации, экономики и производительности труда
Последние 10-15 лет наше государство много говорит о цифровизации. Причем, всего — бизнеса, госуправления, просто нашей с вами жизни. И не просто говорит, но и делает, создает условия для той самой цифровой трансформации. Можно вспомнить Портал госуслуг, высочайший уровень цифровизации финансовых услуг, наведение порядка и прозрачности в госзакупках. И сейчас впереди еще один шаг, который может упростить учет ни много ни мало — более 1 трлн рублей. А вдобавок, оказать сильное влияние на рынок маркетплейсов в России.
Речь идет о совершенствовании и автоматизации госзакупок малого объема (ЗМО, до 600 тыс. рублей), которые сейчас в большинстве случаев слабо поддаются учету и контролю. В целом, это логичное продолжение работы государства в лице Минфина по цифровой трансформации — цифровое государство становится цифровым на самом деле все больше и больше. К настоящему времени утверждена концепция электронизации ЗМО и дорожные карты по ее реализации, подготовлены соответствующие поправки в закон «О контрактной системе» (44-ФЗ).
Сама идея проста — максимальная автоматизация ЗМО и их перевод в электронную форму с сохранением простоты таких закупок, которые сейчас нередко осуществляются в ближайшем магазине. И здесь предлагается использовать уже зарекомендовавшие себя на рынке механизмы — маркетплейсы, наподобие «Яндекс.Маркета», «Озона» и других...
Из законопроекта, подготовленного и опубликованного Минфином следует, что поставщики должны будут размещать на электронной торговой площадке предварительные предложения о поставке товаров, работ, услуг. Причем с использованием только ЕККТ (Единый каталог конкретных товаров). В свою очередь эти площадки будут направлять в Единую информационную систему (ЕИС) в сфере закупок три лучших ценовых предложения, соответствующих извещениям госзаказчиков. И уже в ЕИС будет осуществляться агрегация предложений из всех электронных площадок и формирование трех лучших из них для представления заказчику.
Предполагается, что реализация этих планов позволит не только упростить учет триллиона рублей, но и, например, повысит привлекательность госзакупок для малого бизнеса, который до сих пор нередко предвзято относится к закупкам госзаказчиков.
Еще одним несомненным плюсом предложения Минфина является возможность использования механизма переторжки, когда поставщики смогут снижать цену после начала самой закупки. Как показывает наш опыт, полученный в ходе эксплуатации собственного интернет-магазина, в котором также используется механизм переторжки, это более чем целесообразная мера. По нашим данным, в ходе переторжки поставщики снижают цены в среднем на 6-12%.
Кстати, интернет-магазин «ТЭК-Торг» вот уже пять лет работает, фактически, по той самой схеме, которую предлагает реализовать Минфин с идеей по ЕККТ — единым каталогом конкретных товаров — заказчик делает запрос на определенный товар на основании справочника, и получает из интернет-магазина актуальные предложения поставщиков и подтверждение наличия конкретного товара на складе. То есть, предлагаемый регулятором механизм фактически уже подтвердил свою эффективность. По крайней мере в нашем интернет-магазине, объем закупок в котором составляет более 60 млрд рублей только в 2024 году.
Но есть нюансы, которые могут свести на нет или снизить эффективность планируемой реформы. Дело в том, что «стержнем» нового порядка проведения ЗМО должен стать каталог конкретных товаров, работ, услуг, который по сути, должен включать в себя карточки конкретных товаров (в том числе, с указанием торговых марок, технических характеристик, с локализацией по субъектам РФ, по срокам поставки и т.п.), наподобие тех, которые используется на маркетплейсах. Он и есть ЕККТ. Его не надо путать с Каталогом товаров, работ, услуг (КТРУ), который используется в настоящее время в госзакупках как классификатор и не предусматривает такой подробной детализации товаров. Будет ли взят за основу конкретного каталога текущий КТРУ на сегодня не ясно. Есть в этом и плюсы и минусы.
По сути, КТРУ — только классификатор, а не полноценный каталог. В нем, например, в качестве номенклатурной позиции могут быть указаны бананы, так любимые в школах как дополнение к питанию (позиция в КТРУ 01.22.12.000-00000002). Но банан банану рознь — по размеру, стране сбора урожая, по содержанию сахара и еще по многим параметрам. КТРУ для бананов представляет возможность отразить в характеристиках только товарный класс, а дополнительные параметры отразить в ручном режиме в деталях к закупке, хотя КТРУ и связан с ГОСТом и ТР ТС. Однако, система и не сможет узнать, какой именно сорт бананов попал в школу. Госзаказчикам, которые используют для проведения ЗМО региональные интернет-магазины такая не детальная классификация не подходит. В результате, нам, например, пришлось для некоторых субъектов РФ формировать и вести их локальные каталоги конкретных товаров, с помощью которых заказчик может затребовать именно те плоды, которые нужны и подходят к поставке.
Однако до сих пор нет четкого понимания, кто и как будет формировать этот единый каталог. В законопроекте указано, что порядок формирования и ведения ЕККТ будет определять правительство РФ. Предполагалось, что еще в конце прошлого года будет утверждена концепции создания ЕККТ на условиях государственно-частного партнерства или концессионного соглашения, подготовлены предложения о возможности финансирования работ по созданию и ведению этого каталога без привлечения средств из бюджета РФ.
Это вопрос не только административный и технический, но и денежный. Если формированием ЕККТ будет заниматься оператор этого каталога, то он должен будет взимать плату с поставщиков за размещение информации о его товарах. Просто чтобы обеспечить финансирование работ по формированию и ведению самого каталога. Это серьезный объем работы. Крупные компании тратят сотни миллионов рублей на ведение своих справочников по номенклатуре. При том, что каждый вносит в систему один и тот же карандаш. Проработка нами проекта создания отраслевого НСИ дала это понять.
Более того, он должен будет взять на себя вопросы верификации информации, указанной в карточках товаров, обеспечивать работу с поставщиками в части актуализации их предложений и т.п. Впрочем, это справедливо и для электронных торговых площадок, если обязанность по формированию ЕККТ будет возложена на них.
Конечно, в законопроекте указано, что ответственность за достоверность и полноту информации о товаре несет поставщик. Но с учетом того, что большинство поставщиков в рамках ЗМО — малый бизнес и самозанятые, у которых и бюрократическая дисциплина может хромать, и ресурсов в моменте может не оказаться, можно ожидать определенных сложностей в части полноты, достоверности и актуальности информации о товарных предложениях. Тем более, что никаких мер дисциплинарного воздействия для «нарушителей» не предусмотрено.
Интересное:
Новости отрасли:
Все новости:
Публикация компании
Контакты
Социальные сети
